kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"М.В.Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс( возраст):  4 класс/возможность использования презентации учителями- предметниками/

Учебный предмет: Окружающий мир.

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс: УМК « Школа России»  А.А. Плешаков. Раздел «Страницы истории Отечества»

Цель:

- формировать интерес и уважение к истории и культуре своей страны, развивать духовно-нравственный потенциал учащихся на примере научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к своей Родине.

Задачи:

- познакомить учащихся с  М.В.Ломоносовым, показать его роль в развитии  Отечества;

- воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, любовь к Родине на примере жизненного пути М.В.Ломоносова;                   

- развивать коммуникативные навыки общения, приобретение опыта публичных выступлений учащихся, умения сетевого взаимодействия;

- способствовать становлению и самореализации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"М.В.Ломоносов"»

Ученый, поэт, просветитель – великий сын великой России О Ломоносов, бог познанья! Мы отдаём тебе признанья. Ты наш учёный, наш поэт, Наш первый университет.   (Н. Бутерина)

Ученый, поэт, просветитель – великий сын великой России

О Ломоносов, бог познанья!

Мы отдаём тебе признанья.

Ты наш учёный, наш поэт,

Наш первый университет.

(Н. Бутерина)

Детство Михайло Ломоносова  Далеко на севере, в Архангельской губернии, близ уездного города Холмогор, в небольшой деревне Мишанинской, в царствование Петра Великого, жил крестьянин Василий Дорофеев и его жена. В 1711 году у них родился сын Михаил, который впоследствии был прозван Ломоносовым.* *(Наверное, потому что силы он был недюжинной : например, во время борьбы с тремя матросами, он не только их одолел, но и снял с них одежду.)

Детство Михайло Ломоносова

Далеко на севере, в Архангельской губернии, близ уездного города Холмогор, в небольшой деревне Мишанинской, в царствование Петра Великого, жил крестьянин Василий Дорофеев и его жена. В 1711 году у них родился сын Михаил, который впоследствии был прозван Ломоносовым.*

*(Наверное, потому что силы он был недюжинной : например, во время борьбы с тремя матросами, он не только их одолел, но и снял с них одежду.)

Детские годы Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Он вместе с отцом "ходил" по Белому морю.

Гукор.

В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень, распложенных на Курострове, были поморами — занимались морскими промыслами. Как свидетельствуют биографы, отец Ломоносова был среднего достатка, но довольно зажиточным для крестьянина-помора. Он владел собственным судном, под его началом была артель рыболовов. На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. Почти купец! Детство Михаила прошло в труде, не только нелёгком, но часто и опасном. Вместе с отцом он совершал плавания по Белому морю. Приходилось бывать на Соловецких островах и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего учёного, развивались трудолюбие и выносливость, богатство впечатлений усиливало в нём жажду знаний.

Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому отец поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Среди поморов была широко распространена грамота. Долгие годы русский Север был хранителем устных и рукописных памятников народного творчества – от былин до летописей. Здесь сложилась богатая и своеобразная народная культура. Михайло Ломоносов рано научился грамоте. Сохранилось предание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает!» Всё свободное время Ломоносов проводил за чтением, помогал односельчанам составлять прошения и письма. Хоть и предстояло ему, единственному сыну, наследовать дело отца, но в душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам. http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/uchenyi-poet-prosvetitel-–-velikii-syn-velikoi-rossii

Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому отец поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С. Н. Сабельникова.

Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению.

Среди поморов была широко распространена грамота. Долгие годы русский Север был хранителем устных и рукописных памятников народного творчества – от былин до летописей. Здесь сложилась богатая и своеобразная народная культура.

Михайло Ломоносов рано научился грамоте. Сохранилось предание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает!» Всё свободное время Ломоносов проводил за чтением, помогал односельчанам составлять прошения и письма. Хоть и предстояло ему, единственному сыну, наследовать дело отца, но в душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.

http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/uchenyi-poet-prosvetitel-–-velikii-syn-velikoi-rossii

Первые учебники Ломоносова Михаил Ломоносов прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская  «Грамматика»  Мелетия Смотрицкого  и «Арифметика» Леонтия Магницкого.  Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Первые учебники Ломоносова

Михаил Ломоносов прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская

«Грамматика»

Мелетия Смотрицкого

и

«Арифметика» Леонтия Магницкого.

Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

«Грамматика»  Мелетия Смотрицкого

«Грамматика» Мелетия Смотрицкого

«Арифметика» Леонтия Магницкого.

«Арифметика» Леонтия Магницкого.

В Москву!

Страсть к знаниям заставляет Ломоносова принять решение -оставить родной дом и отправиться в Москву.

Василий Дорофеевич сперва поощрял «книжное прилежание» единственного сына, но после смерти матери Михаила всё переменилось. Отец привёл новую жену, и мачеха стала препятствовать пасынку в занятиях: «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», – с горечью вспоминал Ломоносов.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

Великовозрастный ученик

15 января 1731 года Ломоносов поступает в «Спасские школы»

А жизнь ученическая - тяжкая штука. Десять рублей в год – три копейки в день! Так что все годы учения жил Михайло впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся две копейки уходили на бумагу, чернила, обувь и другие нужды. И всё же жажда познания помогала Михайле превозмогать все невзгоды.

Славяно-греко-латинская академия основана была Петром I исключительно для детей дворянского и духовного звания. Крестьянский сын Ломоносов знал это и при поступлении сказался поповским сыном (ведь матушка была дочерью просвирницы), сообщив, что бумаги из дому пришлют позже. Ему поверили. Как не поверить! Не может же отрок подлого мужицкого сословия быть столь отесан, образован и «книжной премудростью вразумлен».Почтовые отправления по России в 18 веке шли медленно, можно было и год, и больше дожидаться. Поэтому, когда по прошествии изрядного количества времени документы, подтверждающие благородное происхождение Ломоносова, так и не поступили в академию, отчислять лучшего ученика не стали. Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл три класса. А ведь великовозрастному ученику пришлось начинать с младших классов, где учились дети 8-10 лет. Они откровенно потешались над однокашником: что за болван! В 20 лет пришёл латынь учить! Ломоносов терпеливо сносил насмешки и «несказанную бедность» своего быта. «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил», – вспоминал он. http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/index2.htm

Петербургская Академия наук 1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог Петербургской Академии наук. Это было лучшее научное учреждение России. И чем дальше учился Михайло, тем большие горизонты открывались перед ним. Ведь в Спасских школах учили математике, географии, истории. Постигали ученики латинскую и русскую литературу, поэзию, риторику, ораторское искусство. В три года закончил Михайло шесть классов. Многое познал, а ему еще большего хочется. Жажда познания требует не останавливаться на достигнутом. И самое главное желание Михайлы в том состоит, чтобы как можно подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию. В числе лучших учеников Спасских школ Михайло отправляют учиться в Петербургскую Академию наук. 1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог Петербургской Академии. Это было лучшее научное учреждение России.

Петербургская Академия наук

1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог

Петербургской Академии наук.

Это было лучшее научное учреждение России.

И чем дальше учился Михайло, тем большие горизонты открывались перед ним. Ведь в Спасских школах учили математике, географии, истории. Постигали ученики латинскую и русскую литературу, поэзию, риторику, ораторское искусство.

В три года закончил Михайло шесть классов. Многое познал, а ему еще большего хочется. Жажда познания требует не останавливаться на достигнутом. И самое главное желание Михайлы в том состоит, чтобы как можно подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию. В числе лучших учеников Спасских школ Михайло отправляют учиться в Петербургскую Академию наук.

1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог Петербургской Академии. Это было лучшее научное учреждение России.

Учёба в Германии

«У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться»

Руководитель Христиан Вольф

За время учёбы в Академии Михайло Ломоносов проявил во всю мощь свои таланты. Да так, что не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе трех лучших студентов, которых решили отправить в Германию для изучения химии и горного дела. Решение это было принято 17 марта 1736 года. А счастливчиками стали Михайло Ломоносов, Густав Ульрих Райзер и Дмитрий Виноградов.

За три месяца Ломоносов не только выучил немецкий язык, но и приступил к изучению французского, итальянского, английского. В основе этих языков лежит латынь, которую Ломоносов знал в совершенстве, поэтому для одарённого юноши не составило труда усвоить все эти языки. Посещение лекций, работа в лабораториях, чтение книг – всё это вдохновляло Ломоносова, наконец-то дорвавшегося до «знатной» науки. Кроме всего он берёт уроки рисования, фехтования и танцев. Христиан Вольф был весьма доволен успехами русского «студиозиса» и в 1738 году докладывает Петербургу о своих учениках: «У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться». http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/uchenyi-poet-prosvetitel-–-velikii-syn-velikoi-rossii

Здание университета в

Марбурге (1736 – 1739)

Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге.

М.В Ломоносов – первый  русский академик. Физик и химик. Географ и астроном. Историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек! Он сформировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов – первый русский академик. Сегодня это знают все. Физик и химик. Географ и астроном. Историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

М.В Ломоносов – первый русский академик.

Физик и химик. Географ и астроном. Историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек! Он сформировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов – первый русский академик. Сегодня это знают все.

Физик и химик. Географ и астроном. Историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

«Для пользы общества коль радостно трудиться!» Эти слова Ломоносова раскрывают жизнеутверждающую сущность его поэзии. Он первым открыл в поэзии  гражданственность и оптимизм,  интерес к историческому прошлому России,  веру в ее светлое будущее. Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Его поэтическая задача была подсказана самой историей  прославить мощь русского государства,  прославить мощь русского государства,  прославить мощь русского государства,  дела Петра,  начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.  начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.  начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры. ***Учителю на заметку: Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. в своей презентации «Поэзия М.В. Ломоносова» подробно раскрывает тематику его поэзии ( оды, научная, сатирическая поэзия, переводы…) http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-poeziya-mvlomonosova

«Для пользы общества коль радостно

трудиться!»

Эти слова Ломоносова раскрывают

жизнеутверждающую сущность его поэзии.

Он первым открыл в поэзии

  • гражданственность и оптимизм,
  • интерес к историческому прошлому России,
  • веру в ее светлое будущее.

Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество.

Его поэтическая задача была подсказана самой историей

  • прославить мощь русского государства,
  • прославить мощь русского государства,
  • прославить мощь русского государства,

дела Петра,

  • начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.
  • начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.
  • начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.

***Учителю на заметку: Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. в своей презентации «Поэзия М.В. Ломоносова» подробно раскрывает тематику его поэзии ( оды, научная, сатирическая поэзия, переводы…) http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-poeziya-mvlomonosova

Ломоносов борясь за культуру русской речи, составил «Российскую грамматику» – первый подлинно научный труд по русскому языку Ломоносов выпустил «Руководство к красноречию», именуемое просто риторикой. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе». Ломоносов выпустил «Руководство к красноречию», именуемое просто риторикой. Высказывания Ломоносова о родном языке проникнуты гордостью и чувством национального достоинства. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе».

Ломоносов борясь за культуру русской речи, составил «Российскую грамматику» – первый подлинно научный труд по русскому языку

Ломоносов выпустил «Руководство к красноречию», именуемое просто риторикой. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе».

Ломоносов выпустил «Руководство к красноречию», именуемое просто риторикой. Высказывания Ломоносова о родном языке проникнуты гордостью и чувством национального достоинства. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе».

Открытия в области истории В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей.

Открытия в области истории

В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей.

Древняя Российская история  В 1766 году вышла его “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”. Ломоносов утверждает, что на территории Русского государства первоначально жили славяне и чудь*, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась. Часть чуди присоединилась к славянам, часть переселилась на север и на восток. Основные генетические корни российского народа составляли славяне, и язык наш происходит от славянского и мало изменился. Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством.  * Чудь `Советская историческая энциклопедия` назв. в древнерус. летописях эстов (см. также эстонцы) и родственных им угро-финских племен (заволочская Ч.), живших во владениях Новгорода Великого к В. от Онежского оз. - по pp. Онеге и Сев. Двине.

Древняя Российская история

В 1766 году вышла его “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”.

Ломоносов утверждает, что на территории Русского государства первоначально жили славяне и чудь*, занимавшие примерно равное

пространство, но с течением времени территория славян расширялась. Часть чуди присоединилась к славянам, часть переселилась

на север и на восток. Основные генетические корни российского народа составляли славяне, и язык наш происходит от славянского и мало изменился. Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством.

* Чудь `Советская историческая энциклопедия`

назв. в древнерус. летописях эстов (см. также эстонцы) и родственных им угро-финских племен (заволочская Ч.), живших во владениях Новгорода Великого к В. от Онежского оз. - по pp. Онеге и Сев. Двине.

Древняя Российская история  Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей.

Древняя Российская история

Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г.

Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей.

Ломоносов – первый профессор химии в России

Ломоносов – первый профессор химии в России

"Широко простирает химия руки свои в дела человеческие"

М.В. Ломоносов

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Но для внедрения химических опытов нужна была Химическая лаборатория.

В конце 1748 года

лаборатория

была построена

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было). В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. http://www.msu.ru/lomonosov/science/chem.html

И так увлекался Михайло Васильевич новым начинанием, что нередко сутками не выходил из лаборатории. Потому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи.  Лаборатория была построена на расстоянии около 30 м от дома, где жил Ломоносов; это давало возможность ему бывать в ней почти безотлучно.

И так увлекался Михайло Васильевич новым начинанием, что нередко сутками не выходил из лаборатории. Потому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи.

Лаборатория была построена на расстоянии около 30 м от дома, где жил Ломоносов; это давало возможность ему бывать в ней почти безотлучно.

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М. В. Ломоносов)

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М. В. Ломоносов)

Лаборатория представляла собой одноэтажное кирпичное здание с двухскатной крышей, покрытой черепицей. Две трубы возвышались над крышей; одна из них играла роль вентиляции и предназначалась для отвода продуктов горения лабораторных печей, другая - для отвода дыма из печи для отопления. Здание состояло из сводчатого помещения, где находились лабораторные печи, и двух небольших комнат, названных Ломоносовым «камерами». Одна из камер предназначалась «для взвешивания материй, разделения их и т. д.», Другая - «для посуды, которая не всегда в употреблении, кладовая для хранения». Чердак предназначался для хранения приборов и химической посуды.( ***Для учителя: в презентации учителя химии Ковалёвой В.В. подробно рассматривается строение лаборатории и назначение ее комнат - http://prezentacii.com/po_himii/7222-nauchnaya-himicheskaya-laboratoriya-lomonosova.html ) Лаборатория М. В. Ломоносова

Лаборатория представляла собой одноэтажное кирпичное здание с двухскатной крышей, покрытой черепицей. Две трубы возвышались над крышей; одна из них играла роль вентиляции и предназначалась для отвода продуктов горения лабораторных печей, другая - для отвода дыма из печи для отопления. Здание состояло из сводчатого помещения, где находились лабораторные печи, и двух небольших комнат, названных Ломоносовым «камерами». Одна из камер предназначалась «для взвешивания материй, разделения их и т. д.», Другая - «для посуды, которая не всегда в употреблении, кладовая для хранения». Чердак предназначался для хранения приборов и химической посуды.( ***Для учителя: в презентации учителя химии Ковалёвой В.В. подробно рассматривается строение лаборатории и назначение ее комнат - http://prezentacii.com/po_himii/7222-nauchnaya-himicheskaya-laboratoriya-lomonosova.html )

Лаборатория М. В. Ломоносова

М. В. Ломоносов в химической лаборатории. 1986 ВАСИЛЬЕВ Анатолий Ильич, живописец

М. В. Ломоносов в химической лаборатории. 1986

ВАСИЛЬЕВ Анатолий Ильич, живописец

М.В.Ломоносов в химической лаборатории  (рисунок В.В. и Л.Г.Петровых, 1959 г.)

М.В.Ломоносов в химической лаборатории

(рисунок В.В. и Л.Г.Петровых, 1959 г.)

М.В.Ломоносов в химической лаборатории  за проверкой опытов Р.Бойля  (линогравюра Н.Г.Наговицина, 1958 г.)

М.В.Ломоносов в химической лаборатории

за проверкой опытов Р.Бойля

(линогравюра Н.Г.Наговицина, 1958 г.)

М.В.Ломоносов в химической лаборатории

М.В.Ломоносов в химической лаборатории

Столь упорные занятия вскоре принесли плоды. В течение недолгого времени Михайло Васильевич сделал несколько интереснейших научных открытий.

Разработка принципов новой науки – "физической химии".

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. “Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях... Химия моя физическая”. В 1752 — 53 Ломоносов прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Сохранились полученные им данные о растворимости солей в воде при различных температурах, об охлаждении растворов с записью хода падения температуры со временем. Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов). http://opiv.narod.ru/index2_11.htm

Закон сохранения материи и движения.

Когда научные сочинения русского учёного узнали в Европе, Ломоносов сразу же стал пользоваться огромным авторитетом среди учёных всего света. ***На заметку учителю : Последние пятнадцать лет своей короткой и насыщенной жизни Ломоносов посвятил необычной технике живописи - мозаике. Он параллельно вел два вида опытов - химических и физических - над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч. Однако Михайле Васильевичу интересна не только наука. В Химической лаборатории он начинает опыты по изготовлению цветного стекла. И снова успех! Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом.

Когда научные сочинения русского учёного узнали в Европе, Ломоносов сразу же стал пользоваться огромным авторитетом среди учёных всего света.

***На заметку учителю : Последние пятнадцать лет своей короткой и насыщенной жизни Ломоносов посвятил необычной технике живописи - мозаике. Он параллельно вел два вида опытов - химических и физических - над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч.

Однако Михайле Васильевичу интересна не только наука. В Химической лаборатории он начинает опыты по изготовлению цветного стекла. И снова успех! Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом.

Ломоносов - художник открыл секрет изготовления смальты...

«…Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.»

Михаил Ломоносов

Он пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий».

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство В середине 40-х годов внимание М.В. Ломоносова привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Учёный для получения цветных стёкол провёл многочисленные опыты. Он постепенно усложнял составы смальт, устанавливал влияния температуры плавки на физические свойства стекла, изучал прозрачность получаемых стёкол, их цвет и т. д.

Мозаика В начале 50-х годов 18 века он получает разрешение на строительство фабрики цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. И становится первым в России автором многих мозаик! Ломоносов показывает Екатерине II мозаичные работы в рабочем кабинете.

Мозаика

В начале 50-х годов 18 века он получает разрешение на строительство фабрики цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. И становится первым в России автором многих мозаик!

Ломоносов показывает Екатерине II мозаичные работы в рабочем кабинете.

Мозаика

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы

***На заметку учителю : Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж). http://www.msu.ru/lomonosov/science/art.html

Нерукотворный Спас.

1753

Пётр I.

1754

Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы.

Мозаика

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764 г.)

Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, / Что долг к Отечеству изобразить велел».

В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке - сабля. За ним - его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он как бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя.

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_560.htm

Открытия в области географии составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); доказал возможность Северного морского пути в Индию  М.В. Ломоносов и В.Я. Чичагов Ломоносов имел особое пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил в них заметный след. Он по праву считается выдающимся географом, высказавшим много новых идей, важных для развития физической географии и картографии. Известно, что Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий. Ломоносов был прекрасным картографом. В выполненных им картах мастерство художника успешно соединяет географические познания и географическую память. http://www.msu.ru/lomonosov/science/geogr.html

Открытия в области географии

  • составил «Полярную карту»;
  • разработал приборы для морского кораблевождения;
  • доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);
  • доказал возможность Северного морского пути в Индию

М.В. Ломоносов и

В.Я. Чичагов

Ломоносов имел особое пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил в них заметный след. Он по праву считается выдающимся географом, высказавшим много новых идей, важных для развития физической географии и картографии.

Известно, что Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий. Ломоносов был прекрасным картографом. В выполненных им картах мастерство художника успешно соединяет географические познания и географическую память. http://www.msu.ru/lomonosov/science/geogr.html

Открытия в области астрономии

Открытия в области астрономии

  • Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»
  • Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил у неё атмосферу
Ученый, поэт, просветитель – великий сын великой России Когда не стало света мысли,  Казалось, мир осиротел,  А Ломоносов так хотел  Добиться своей цели в жизни.  Эх! Не успел достичь всего!  Но навсегда его ученья  Нам будут символом того,  Что с нами на земле жил ГЕНИЙ! 28 января 1765 года Ломоносов в последний раз присутствует на заседании в Академии наук. 4 апреля 1765 года в возрасте 53 лет Ломоносов умирает. За полгода до кончины он написал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

Ученый, поэт, просветитель – великий сын великой России

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

28 января 1765 года Ломоносов в последний раз присутствует на заседании в Академии наук. 4 апреля 1765 года в возрасте 53 лет Ломоносов умирает. За полгода до кончины он написал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

http:// www.hullumaja.com/files/pictures/2008/09/28/6a8LXmRXtG.jpg (1)  http://s50.radikal.ru/i128/0908/ac/7f39a2843674.png (1)  http:// www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovpamtnik-moskva-mgu_original.jpg (2)   http://plopin.ru/images/science/lomon1.jpg (3)  http :// img.labirint.ru/images/comments_pic/0921/01labknqc1242638421.jpg (4)  http://img-fotki.yandex.ru/get/2/4344965.77/0_71664_9c9ef9e3_L.jpg (4)  http ://900igr.net/datai/fizika/Mikhail-Vasilevich-Lomonosov/0003-002-Detstvo.jpg (5)  http://lomonosov.aonb.ru/assets/images/vyst/vyst1_2_07.jpg (6)  http://i080.radikal.ru/0912/4f/82c309d27eb6.png (6)   http://virtmuseum.aonb.ru/z6/images/gram.jpg ( 7)  http://virtmuseum.aonb.ru/z4/images/z4_arifm.jpg (8)   http://www.russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/photo/lomonosov_portret/port_05.jpg_317517264.jpg (9)  http :// www.pravda-tv.ru/wp-content/uploads/2012/12/Mihail-Lomonosov-6.jpg (10)   http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0833/01labgi0l1218914145.jpg (11)  http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=343918650-41-72&n=21 (12)  http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=13280368-35-72&n=21 (12)  http:// img9.joyreactor.cc/pics/thumbnail/post-544099.jpg (12)  http://www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/news-lomonosov_200808191843590_middle.jpg (13)

http:// www.hullumaja.com/files/pictures/2008/09/28/6a8LXmRXtG.jpg (1) http://s50.radikal.ru/i128/0908/ac/7f39a2843674.png (1) http:// www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovpamtnik-moskva-mgu_original.jpg (2) http://plopin.ru/images/science/lomon1.jpg (3) http :// img.labirint.ru/images/comments_pic/0921/01labknqc1242638421.jpg (4) http://img-fotki.yandex.ru/get/2/4344965.77/0_71664_9c9ef9e3_L.jpg (4) http ://900igr.net/datai/fizika/Mikhail-Vasilevich-Lomonosov/0003-002-Detstvo.jpg (5) http://lomonosov.aonb.ru/assets/images/vyst/vyst1_2_07.jpg (6) http://i080.radikal.ru/0912/4f/82c309d27eb6.png (6) http://virtmuseum.aonb.ru/z6/images/gram.jpg ( 7) http://virtmuseum.aonb.ru/z4/images/z4_arifm.jpg (8) http://www.russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/photo/lomonosov_portret/port_05.jpg_317517264.jpg (9) http :// www.pravda-tv.ru/wp-content/uploads/2012/12/Mihail-Lomonosov-6.jpg (10) http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0833/01labgi0l1218914145.jpg (11) http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=343918650-41-72&n=21 (12) http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=13280368-35-72&n=21 (12) http:// img9.joyreactor.cc/pics/thumbnail/post-544099.jpg (12) http://www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/news-lomonosov_200808191843590_middle.jpg (13)

http://www.artonline.ru/paintings/PhilMoskvitin/lomonosov.jpg (14)  http ://feb-web.ru/feb/lomonos/pictures/LO7-101-.jpg (15)  http://forumkiev.com/attachments/60552d1329528205-gram1.jpg (15)   http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_4.jpg (16)  http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_1.jpg (16,17)  http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_2.jpg (17)  http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_3.jpg (16)   http:// img.labirint.ru/images/comments_pic/1112/05labejri1301058147.jpg  (19)  http://www.litsnab.ru/wp-content/uploads/2012/11/lomonosov.jpg (21)  http://bugaeff.ru/wp-content/uploads/2011/02/DSCN1961.JPG (22)  http://www.conflicts.rem33.com/images/Russia/rushist_4_files/image024.jpg 23  http://www.zoroastrian.ru/files/star2/Lomonosov%208.jpg (24)   http://uchit.net/catalog/Istoricheskie_lichnosti/40502/img1.jpg (25)  http://www.itishistory.ru/1i/images11/romanov98.jpg (26)  http://tainy.net/wp-content/uploads/2011/10/Lomcarica1-600x758.jpg (27)  http:// wiki.iteach.ru/images/0/0d/Attach.asp.jpeg (27)  http ://www.hrono.ru/img/rgd/lomonosov_ovech.jpg (28)   http://www.cultnord.ru/mUserFiles/Image/lomonosov/l7_.jpg (29)  http:// img.labirint.ru/images/comments_pic/1025/03labmmct1277463574.jpg  (29)

http://www.artonline.ru/paintings/PhilMoskvitin/lomonosov.jpg (14) http ://feb-web.ru/feb/lomonos/pictures/LO7-101-.jpg (15) http://forumkiev.com/attachments/60552d1329528205-gram1.jpg (15) http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_4.jpg (16) http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_1.jpg (16,17) http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_2.jpg (17) http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/25/24207/24207-6_3.jpg (16) http:// img.labirint.ru/images/comments_pic/1112/05labejri1301058147.jpg (19) http://www.litsnab.ru/wp-content/uploads/2012/11/lomonosov.jpg (21) http://bugaeff.ru/wp-content/uploads/2011/02/DSCN1961.JPG (22) http://www.conflicts.rem33.com/images/Russia/rushist_4_files/image024.jpg 23 http://www.zoroastrian.ru/files/star2/Lomonosov%208.jpg (24) http://uchit.net/catalog/Istoricheskie_lichnosti/40502/img1.jpg (25) http://www.itishistory.ru/1i/images11/romanov98.jpg (26) http://tainy.net/wp-content/uploads/2011/10/Lomcarica1-600x758.jpg (27) http:// wiki.iteach.ru/images/0/0d/Attach.asp.jpeg (27) http ://www.hrono.ru/img/rgd/lomonosov_ovech.jpg (28) http://www.cultnord.ru/mUserFiles/Image/lomonosov/l7_.jpg (29) http:// img.labirint.ru/images/comments_pic/1025/03labmmct1277463574.jpg (29)

http://2.bp.blogspot.com/-1nRdVTwR7Q8/ULpo62YE8KI/AAAAAAAAPf8/Eh8dQvBnQQ0/s1600/ Михаил+Ломоносов . jpeg (30) http://content.foto.mail.ru/mail/ashartons65/_answers/i-4653.jpg (31)  http://content.foto.mail.ru/mail/ashartons65/_answers/i-4656.jpg (31) http:// www.patiks.ru/txt/img/poltav.jpg (32) http://www.msu.ru/lomonosov/img/geogr2.jpg (33)  http://lemur59.ru/sites/default/files/images/ ломоносов%20чичагов. jpg (33) http ://www.childrenpedia.org/2/9.files/image003.jpg (34)  http ://mrc-9.wen.ru/mogily_znamenitostei/drugie/lomonosov/foto/lomonosov1.jpg (35) http://www.clker.com/cliparts/d/f/7/0/11949852971136319017provette_architetto_fran_01.svg.med.png  http://www.clipartheaven.com/clipart/education_&_schools/classroom_&_activities/globe_&_maps.gif   http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/981986.38/0_85bfa_6f9832dc_orig   http://s1.hubimg.com/u/5962276_f260.jpg   http://www.clker.com/cliparts/8/c/3/0/1206569354391845870cibo00_Algebraic_Mosaic.svg.med.png   http://school.xvatit.com/images/a/a5/18-06-72.jpg   http://www.livrus.ru/upload/p/4592eaa5ddcb8pict0460t_(278_x_154).jpg  http://www.nkj.ru/upload/iblock/b97a2d42a30d173a767707dd729e643f.jpe   http://oldsamara.samgtu.ru/part_4/page_10/cards/2-writer5/27a.jpg  http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/images/p15.jpg  http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png   http://img-fotki.yandex.ru/get/6712/981986.38/0_85bfc_4430f0bd_orig    http://img1.labirint.ru/books/279573/scrn_big_1.jpg
  • http://2.bp.blogspot.com/-1nRdVTwR7Q8/ULpo62YE8KI/AAAAAAAAPf8/Eh8dQvBnQQ0/s1600/ Михаил+Ломоносов . jpeg (30)
  • http://content.foto.mail.ru/mail/ashartons65/_answers/i-4653.jpg (31) http://content.foto.mail.ru/mail/ashartons65/_answers/i-4656.jpg (31)
  • http:// www.patiks.ru/txt/img/poltav.jpg (32)
  • http://www.msu.ru/lomonosov/img/geogr2.jpg (33) http://lemur59.ru/sites/default/files/images/ ломоносов%20чичагов. jpg (33)
  • http ://www.childrenpedia.org/2/9.files/image003.jpg (34) http ://mrc-9.wen.ru/mogily_znamenitostei/drugie/lomonosov/foto/lomonosov1.jpg (35)
  • http://www.clker.com/cliparts/d/f/7/0/11949852971136319017provette_architetto_fran_01.svg.med.png http://www.clipartheaven.com/clipart/education_&_schools/classroom_&_activities/globe_&_maps.gif http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/981986.38/0_85bfa_6f9832dc_orig http://s1.hubimg.com/u/5962276_f260.jpg http://www.clker.com/cliparts/8/c/3/0/1206569354391845870cibo00_Algebraic_Mosaic.svg.med.png http://school.xvatit.com/images/a/a5/18-06-72.jpg http://www.livrus.ru/upload/p/4592eaa5ddcb8pict0460t_(278_x_154).jpg http://www.nkj.ru/upload/iblock/b97a2d42a30d173a767707dd729e643f.jpe http://oldsamara.samgtu.ru/part_4/page_10/cards/2-writer5/27a.jpg http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/images/p15.jpg http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6712/981986.38/0_85bfc_4430f0bd_orig http://img1.labirint.ru/books/279573/scrn_big_1.jpg
Интернет-источники:       http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/uchenyi-poet-prosvetitel-–- velikii-syn-velikoi-rossii  http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/index2.htm  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-poeziya-mvlomonosova  . http://www.msu.ru/lomonosov/science/chem.html  http://prezentacii.com/po_himii/7222-nauchnaya-himicheskaya-laboratoriya-lomonosova.html )  http://opiv.narod.ru/index2_11.htm   http://www.msu.ru/lomonosov/science/art.htm l   http://www.msu.ru/lomonosov/science/geogr.html   http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/index6.htm   h ttp://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_m_v_lomonosov/dostizhenija_i_nauchnaja_dejatelnost/   ГБОУ НПО «Профессиональный лицей имени казачьего генерала С.С.Николаева». Чистоклетова Н.Ю. Сценарий вечера,  посвященного 300 – летию со дня рождения  М.В.Ломоносова   http://festival.1september.ru/articles/622394/Киселева Ирина Анатольевна, учитель физики

Интернет-источники:

http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/uchenyi-poet-prosvetitel-–- velikii-syn-velikoi-rossii http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/index2.htm http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-poeziya-mvlomonosova . http://www.msu.ru/lomonosov/science/chem.html http://prezentacii.com/po_himii/7222-nauchnaya-himicheskaya-laboratoriya-lomonosova.html ) http://opiv.narod.ru/index2_11.htm http://www.msu.ru/lomonosov/science/art.htm l http://www.msu.ru/lomonosov/science/geogr.html http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/bogdanov/index6.htm h ttp://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_m_v_lomonosov/dostizhenija_i_nauchnaja_dejatelnost/ ГБОУ НПО «Профессиональный лицей имени казачьего генерала С.С.Николаева». Чистоклетова Н.Ю. Сценарий вечера, посвященного 300 – летию со дня рождения М.В.Ломоносова http://festival.1september.ru/articles/622394/Киселева Ирина Анатольевна, учитель физики


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"М.В.Ломоносов"

Автор: Братченко Светлана Викторовна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства