Ермизина Г.И.
Дидактическое пособие - Логическая Компьютерная Игра «Школа юных детективов Шерлока Холмса» предназначено для педагогов, детей и их родителей.
Педагогам дополнительного образования, работающим в данном направлении (логика, информатика, математика), пособие поможет в составлении сюжетов игр , а так же в освоении нестандартных методов решения логических задач и будет способствовать популяризации игр с детективной направленностью.
В эти игры могут играть дети начальных классов, как самостоятельно, так и со своими родителями. Данные игры предоставят детям возможность побывать в роли сыщика в интересном детективном сюжете, где им придется проявить свои интеллектуальные способности, решая логические задачи на наблюдательность и сообразительность, на интуицию и умение логически рассуждать, то есть на развитие мыслительных способностей младших школьников, чтобы обеспечить высокую интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы.
Направление игры: Логический Детектив
Жанр игры: HIDDEN OBYECT
Вид игры: Логическая Компьютерная Игра
Тип игры: Авторская
Разработчик : педагог дополнительного образования Ермизина Г.И.
Год издания : 2010 - 2011
Возраст детей: 9 – 10 лет.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня познавательных процессов и волевой регуляции;
- раскрыть интеллектуальный потенциал младшего школьника;
- научить анализировать, комбинировать, планировать;
- научить решать логические задачи.
Форма оценивания – бальная.
Формы контроля – проверочные работы.
1. Структура игры
- этап – подготовительный
- Инициация
- Создание эмоционально-положительного настроя.
Игра «Настроение»
- Мотивация посредством постановки проблемно-игрового сюжета.
Игра «Черный ящик»
- Вхождение и погружение в тему игры
- Задание «Найди портрет Ш.Холмса по описанию»
- Знакомство с правилами
- Формирование ожиданий воспитанников
- Игра-упражнение «Цветок успеха»
- этап – основной. Проработка содержания темы
- Проблемно-поисковый этап
- Задание: «Что такое метод Шерлока Холмса?», «Отгадать метод дедукции Шерлока Холмса»
- Доказательно-аналитический
2.1. Задание «Проверь свою наблюдательность»
Дело № 1. «Ночная авария»
2.2. Задание «Проверь свое умение анализировать»
Дело № 2. «Кража бриллиантов»
2.3. Задание «Проверь свою интуицию»
Дело № 3. «Странная фотография»
2.4. Задание «Проверь свое умение логично рассуждать»
Дело № 4. «Где чей щенок?»
2.5. Задание «Проверь свою сообразительность»
Дело № 5. Логические задачи
- этап – итоговый
- Подведение итога – награждение участников.
- Рефлексия
«Цветок успеха»
4.Условия игры
Форма организации: Игра-занятие « Школа юных детективов Шерлока Холмса».
Тип занятия: Вводное
Вид занятия: развивающее с применением ИКТ.
Длительность : 35-40 минут.
- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников средствами ИКТ.
Задачи:
Развивающие :
1.Развитие логического мышления и приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
3.Развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
4. Развитие творческого мышления , посредством решения нестандартных задач.
5. Развивать умение концентрировать внимание на основном .
Обучающие:
1.Продолжать формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе игровой деятельности.
2. Продолжать формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
1.Воспитывать устойчивый интерес к логике и « логическому детективу», повышая общеинтеллектуальный уровень младших школьников и их самосознания.
2.Повышение мотивации учащихся путем игрового изложения материала;
3.Способствовать установлению уважительных межличностных отношений.
Правила игры:
1.Каждый участник принимает на себя роль детектива и действует в соответствии с ней;
2.В процессе КМД каждый участник внимательно слушает друг друга и принимает правильное решение;
3.Каждый аргументирует свою точку зрения в индивидуальном решении задачи
4. Дети получают очки за правильный ответ и фиксируют их в таблице.
5. Форма оценивания – бальная.
Количество участников:
1.Ведущий – педагог;
2.Участники – микрогруппа детей ( 8 человек)
3.Возраст участников- 9-10 лет(4класс.)
Оборудование и наглядность:
1.Экран и ноутбук
2.Видео-презентация логической игры.
3.Бейджики – визитки;
4.Табличка « Школа юных детективов Шерлока Холмса»
5.Фото-рисунки с различными сюжетами;
6.Карандаши простые и цветные.
7.Таблица для решения задачи «Где чей щенок».
8.Дипломы разных номинаций ,значки, фото Ш.Холмса.
9.Таблицы для фиксации набранных баллов.
Содержание игры
- этап – подготовительный
- Инициация
Игра «Настроение»
- создание эмоционально-положительного настроя у детей.
- Педагог предлагает детям наклеить цветной лепесток, который соответствует их настроению:
Желтый – все получится,
Красный – сомневаюсь,
Оранжевый – затрудняюсь сказать.
Действия детей: Дети выкладывают цветок из цветных лепестков, согласно своему настроению
Оценка результата:
Желтый – настрой позитивный,
Красный – настрой отрицательный и нужна помощь педагога, т.к. у детей есть неудовлетворенность
Оранжевый – на этих детей нужно обратить внимание педагогу.
- Вхождение или погружение в тему.
Игра «Черный ящик».
- : мотивация посредством постановки проблемно-игрового сюжета
Проведение: - педагог вносит черный ящик и предлагает отгадать, кому нужны эти предметы (лупа, перчатки, пустая рамка для фото, папка «Дело № 1», трубка и буквы на карточках (Д, Е, Т, Е, К, Т, И, В));
-педагог предлагает собрать из букв слово (ДЕТЕКТИВ), из которого узнаем тему игры.
Действия детей: - дети высказывают свое мнение
- собирают слово
- все вместе выясняют тему игры.
- этап – основной. Проработка содержания темы
- Проблемно-поисковый этап.
1 Задание «Найти фотографию Шерлока Холмса по описанию».
- : вызвать интерес к персонажу Ш.Холмса
- :
- педагог предлагает прочитать данные о Ш.Холмсе и выбрать его портрет из 3-х портретов на экране;
- звучит детская песня «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
Действия детей: - дети дают свои ответы. На экране появляются имена сыщиков. Дети ставят себе баллы вместе с педагогом, записывая в таблицу.
2 Задание «Отгадать, что такое метод дедукции»
- : развивать логическое мышление.
- : на экране появляется описание методов, а дети должны отгадать, что это за метод, собрав из букв слово:
- «Наблюдательность»;
- «Логика»;
- «Интуиция»;
- «Анализ»;
- «Сообразительность».
Действия детей: - дети отгадывают методы и записывают в таблицу свои баллы обсудив вместе с педагогом.
2.Доказательно-аналитический.
1.Физминутка: Игра «Энергетический круг»
Цель: Раскрепощение детей и снятие напряжения.
Проведение: Педагог предлагает детям встать в круг и выполнить упражнения( растирание ладоней и прикладывание их ко лбу, глазам, сердцу) и замыкание круга для передачи положительной энергии друг другу по кругу.
Действия детей: Дети стоят в кругу и выполняя движения передают положительную энергию по кругу.
2.Задания детективного содержания, которые Шерлок Холмс даёт детям для расследования.
1.Дело №1 «Ночная авария»
2.Дело №2 «Кража бриллиантов»
3.Дело№ 3 «Странная фотография»
4.Дело№4 «Где чей щенок»
5.Дело№5 «Детективные логические задачи Шерлока Холмса»
Цель:
1.Упражнять детей в нахождении и сборе улик для решения детективных задач и заданий.
2.Тренировка наблюдательности, логики, интуиции , сообразительности, умения анализировать.
Проведение: На экране появляется задание и дети должны быстро включится в его расследование, разгадывая заданный сюжет.
У каждого ребенка есть таблица для фиксирования своих баллов, которые они выставляют вместе с педагогом согласно правилам и условию игры.
Действия детей.: Дети включаются в расследование, обсуждают со сверстниками и педагогом, высказывают свою точку зрения.
3.Подведение итога.
Цель:
1.Подвести детей к рейтинговой оценке.
2. Вызвать желание поделиться своими впечатлениями от игры.
3.Выяснить настроение детей.
Проведение:
1.Награждение:
Согласно набранным баллам дети получают значок, диплом или фото Ш .Холмса.
Диплом даётся по номинациям:
«Самый внимательный»
«Самый сообразительный»
«Самый умный»
2.Рефлексия.
Игра «Цветок успеха».
Дети повторно выкладывают цветок из лепестков разного цвета