МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза А.М. Яналова»
Развивающая работа на уроках чтения
Половникова Раисия Максимовна –
учитель начальных классов
Причины нарушения беглости чтения
– Нарушение правильного чтения (возвращается к слову и теряет время).
– Бедность словаря.
– Узость поля зрения (этот недостаток преодолевается с трудом).
– Недостаток оперативной или кратковременной памяти.
– Слабое понимание читаемого текста.
– Слабая смысловая догадка.
Причины нарушения правильности чтения
– Нарушение фонематического слуха, слухового анализа и синтеза.
– Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
– Нарушение произношения.
– Замена менее знакомых слов знакомыми.
– Нарушение мыслительной деятельности.
Виды упражнений для обучения чтению
Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений, направленные:
– на развитие речевого аппарата;
– расширение оперативного поля чтения;
– развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
– развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;
– развитие скорости чтения вслух и молча;
– развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
– преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Памятка «Учись читать правильно!»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
Упражнения для развития четкости произношения
Чистоговороки
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Ир-ир-ир – мой папа командир.
Скороговороки
– В сени сено Сеня носит.
– Лежебока, рыжий кот,
Отлежал себе живот.
– Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Упражнения для разминки перед чтением
1) Артикуляция основных гласных:
а, о, у, ы, и, э;
ау, ао, оие, эа, ауо, уоиэ…
2) Сочетание гласных и согласных:
ба, бо, бу, бы, би;
ва, во, ву, вы, ви.
3) «Наращивание» согласных:
рба, рбо, рбу, рбы…
србо, србу, србы…
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
1) Слова с общим корнем:
вода, водный; белый, белье;
Родина, родной.
2) Сочетания существительного с прилагательным:
чистого берега, у дальнего леса.
3) Слова, отличающиеся одной буквой:
чистота – частота,
девушка – дедушка,
булка – белка.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память
- Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений.
из пар роза
от дар лиса
ку зар коза
2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.
да
дом
друг
доска
дорога
дорогой
директор
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст
1) Упражнение «Губы»
2) Упражнение «Угадай»
3) Упражнение «Финиш»
4) Упражнение «Буксир»
5) Упражнение «Молния»
Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний
1) Антиципация частей предложений.
Он сам во всем – виновен.
Дверь была – открыта, закрыта.
Солнце уже – взошло, зашло.
2) Антиципация поговорок.
Сделал дело… гуляй смело.
Тише едешь… дальше будешь.
Дал слово… держи.
Цифровой диктант
«Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»
1 вариант
1
2 вариант
Присказка
2
Потешка
5
4
5
4
Пословица
Скороговорка
2
3
3
Загадка
1