Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии
Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии
удетейсОВЗ
Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и другие. Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности.
Дети с ОВЗ могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации, влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки.
Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии
Автор: Шагалина Алена Владимировна
Учитель начальных классов СКО
МКОУ «СОШ № 17»
имени Героя России Шендрика В.Г.
Миасский городской округ
2015год
Что такое арт-терапия
Арт-терапия – междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения педагогики, культурологии и других дисциплин. Её методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья.
Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира – способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед вами, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.
Эмоциональные нарушения у детей с ОВЗ
3 группы трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
Агрессивные дети ( эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений)
Эмоционально-расторможенные дети ( отличаются выраженными внутриличностными конфликтами)
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожныедети (характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами )
Выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ:
Расстройства настроения
с усилением эмоциональности (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи)
с понижением эмоциональности (апатия, эмоциональная тупость, паратимии)
2. Расстройства поведения
гиперактивность и агрессивное поведение
3. Нарушения психомоторики
амимию
гипомимию
маловыразительную пантомимику
Арт-терапия, как средствокоррекцииэмоциональнойсферыудетейсОВЗ
Искусство, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя функции:
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности
Регулятивнаяфункция
Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства
Преимущества арт-терапии в системе коррекционных мероприятий:
в арттерапии, как в творческой деятельности ребенка, учитывающей его самооценку, уровень его притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая направленность
арттерапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного ребенка
арттерапия ориентируется прежде всего на присущий каждому ребенку с ОВЗ внутренний потенциал здоровья и силы, естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве
Виды арт-терапии, способствующие устранению и коррекции отдельных сторон психической деятельности у детей с ОВЗ
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
Оказывает:
психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма)
психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Кинезитерапия –
в основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса .
Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов
Музыкоцветотерапия- это вид музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.
Рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается
укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций
развитие способности к творческому воспроизведению
тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.
Изотерапия- коррекция посредством изобразительной деятельности.
Направления метода:
использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации детьми;
побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Либропсихотерапия ибиблиотерапия- основанные на лечебном коррекционном воздействии чтением.
В основе этого вида арт-терапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Сказкотерапия- это процесс:
поиска смысла,
расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
переноса сказочных смыслов в реальность;
активизации ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка;
улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Функции сказок в коррекционной работе:
Функция зеркала
Функция модели
Функция опосредования
Функция хранения опыта
Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития.
Функция изменения позиции
Сказочная куклотерапия- основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Формы работы со сказкой:
Использование сказки как метафоры
Рисование по мотивам сказки.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
Проигрывание эпизодов сказки.
Использование сказки как притчи-нравоучения.
Творческая работа по мотивам сказки
Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры .
Бумагопластика-
Моделирование и конструирование
Работа с бумагой для создания коллажа
Задачи песочной терапии:
развить более позитивную Я-концепцию;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
выработать большую способность к самопринятию;
в большей степени полагаться на самого себя;
овладеть чувством контроля;
развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Песочная терапия- помогает ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира
Общие условия организации процесса песочной терапии
песочница
песок
вода
набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир
Приёмы песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях
1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля
3. Поиск игрушек, спрятанных в песке
5.Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами
6. Рисование на мокром песке тонким предметом.
7. Изготовление поделок
8. Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок.
Выводы
Обобщая опыт работы в арт-терапевтическом направлении можно решить следующие проблемы:
сложности в общении;
школьная дезадаптация или неуспеваемость;
агрессия;
страхи;
тревожность;
гиперактивность;
заниженная самооценка;
личностные конфликты между сверстниками;
а в дальнейшем кризис подросткового периода.
Системные комплексные занятия арт-терапией способствуют выработке положительной самооценки, что является важнейшим фактором в развитии личности, предполагают наиболее комфортные условия пребывания ребенка в школе.
Список литературы
1.Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 200 5 . 2.Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 200 6 . 3.Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы арт-терапии». М., 2002. 4.Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989. 5.Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М.,20 10 . 6.Ганим Барбара. «Исцеление через искусство». Минск, 2005Грабенко Т.М., 7.Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2009 . 8.Дрешер Ю.Н. «Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие». Профессия, 2007. 9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии». М.: ТЦ Сфера, 200 8 . 10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». СПб.: Златоуст, 11.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии». СПб.: Речь 2002. 12.Остер, Дж., Гоулд П. «Рисунок в психотерапии». М., 20 10 . 13.Киселева М.В. «Арт-терепия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008. 14.Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.. 15.Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПб., 200 9 . 16.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. «Арт – терапия детей и подростков». М.: Когито – Центр, 2007. 17.Королева З. «Говорящий рисунок» (100 графических тестов). 2006. 18.Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь -20 10 . 19.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.СПб: Речь 2006. 20.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.
2 0 .150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,200 9/