Урок русского языка. 3 класс
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: Обучение детей нахождению глаголов неопределённой формы среди других глаголов с помощью постановки вопросов. Знакомство с суффиксами глаголов неопределённой формы.
Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой).
Минутка чистописания (логопедический момент)
- Какие буквы спрятались в этом узоре? (даётся узор с буквами «п» и «т»)
- Какие звуки они обозначают?
- Что вы можете о них сказать? (согласные, глухие, бывают мягкие и твёрдые, парные, «п»-губной, «т»- зубной)
- Что общего у этих букв? (элементы)
- Вспомните, что помогло запомнить правописание «п» и «т»? (у «п» - пара ног, у «т»- три ноги)
- Запишите эти буквы в таком же узоре целую строку безотрывно.
- А теперь расшифруйте слова и запишите их в столбик. Какая буква будет обозначена двумя палочками? («п»), а какая тремя? («т») Слайд 1. (за//у///ют, ///опи//, с//ит, ле///я///, //ойдё///, за//е///ь, ///о//а///ь)
- Давайте проверим, что получилось? (Сначала дети зачитывают, а потом проверяют на экране). Слайд 2. (запутали, топит, спал, летят, пойдёт, запеть, топать)
3. Постановка проблемы.
- Слова какой части речи вы записали? (глаголы)
- Докажите, что это глаголы. (доказывают)
- Определите число и лицо этих глаголов, рядом в скобках. (определяют)
- Вы смогли выполнить задание? (да или нет)
- Если да, давайте проверим (проверяют устно) Слайд № 3.
- Если нет, В чём затруднение? (не определяется число и лицо у глаголов запеть и топать)
- Какой возникает вопрос? (Почему не определяется?)
4. Выдвижение гипотез и их проверка.
- Итак, какие у вас есть мнения?
Все гипотезы фиксируются учителем на доске:
Например:
- Это не глаголы.
- Это глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
- Нельзя определить лицо и число.
(Гипотезы проверяются по одной)
Решающая гипотеза: это глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? У них ничего не определяется.
- поэтому их можно назвать глаголы неопределённой формы.
- Ответили мы на поставленный вопрос: почему у них нельзя определить число? (Да. Это глаголы неопределённой формы).
5. Открытие нового знания.
- Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? У них нельзя определить лицо и число).
- Какая тема урока сегодня? (Неопределённая форма глагола)
- Какая будет цель? (Учиться находить глаголы неопределённой формы среди других глаголов, правильно задавать к ним вопросы).
6. Первичное закрепление.
- А теперь, давайте потренируемся.
- Перед вами слова. Что это за слова? (глаголы) Слайд 4 (косит, косить, нести, носят, носить, стричь, ходить, ходит)
- Вы должны выписать только глаголы неопределённой формы. Выполнять это задание будем вместе, всё проговаривая. (коллективно выполняют работу)
- Сравните со словами на экране. У вас также? Слайд 5 (косить, нести, носить, стричь, ходить)
- Как вы думаете, с помощью чего образуются глаголы неопределённой формы? (с помощью буквосочетаний –ть, -ти, -чь)
- Как вы думаете, что это? (высказывают свои мнения: окончания, суффиксы и т.д)
- Да, -ть, -ти – это формообразующие суффиксы, с помощью них образуются глаголы неопределённой формы. Они не входят в основу слова.
- А что такое -чь? Где находится? (в корне)
- Что мы ещё узнали о глаголах неопределённой формы? ( оканчиваются на –ть, -ти, -чь).
-Откройте учебники на с. 106. Прочитайте вывод.
-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Как оканчиваются глаголы в н. ф?
Какая информация есть в правиле, о которой мы не говорили? ( неопределенная форма – это начальная форма глагола)
7. Составление в группах схемы.
- Представьте нашу тему урока в ввиде схемы, на который вы смогли бы опираться при распознавании глаголов неопределённой формы. (дети работают в группах)
- Представьте свои схемы. (дети выходят и рассказывают).
Физкультминутка для глаз
8. Самостоятельная работа.
- А теперь, пользуясь вашими знаниями, вам предстоит выполнить задание самостоятельно.
- Перед вами письмо Малыша,которое он написал Карлсону.Посмотрите на экран.Слайд 6
- Подчеркните в тексте самостоятельно только глаголы неопределённой формы.
Взаимопроверка. Вывод
- Кто ещё недостаточно понял как находить глаголы в неопределённой форме?
9. Итог урока
Я повторил
Знаю
Узнал
Задумался
удивился
10. Домашнее задание ( на выбор)
1. Придумать и записать 10 глаголов неопределённой формы.
2. Выполнить упражнение у. стр.106 упр.182.
3. Придумать стихотворение с глаголамив неопределённой форме глагола.