Компетентностно-ориентированные задачи по чтению и русскому языку в начальной школе
Компетентностно-ориентированные задачи по чтению и русскому языку в начальной школе
Компетентностно-ориентированные задачи по чтению и русскому языку в начальной школе.
В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся.
Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия – «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия»).
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось, как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задачи по чтению и русскому языку в начальной школе »
Выполнила : Веселова Т.С.,
учитель начальных классов МБУ лицей № 19
Задача № 1 (4 класс)
Задание
Составьте план рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка»
Решение.
Работа проводится в парах. Учащиеся читают рассказ.
1. Постановка цели:
Нужно ли вам овладевать умением пересказывать текст?
Для чего это делается?
2. Подготовка к пооперационному выполнению действий.
Прочитайте текст.
Сравните содержание с рисунками .
Подберите к каждому рисунку слова из текста.
Замените эти отрывки одним предложением.
Какой план получился? Чего не хватает?
как озаглавить заключительную часть текста?
3. Контроль и оценка формируемого действия.
Сверьте получившийся план с текстом.
Соответствует ли план содержанию текста?
Попробуйте пересказать текст друг другу и оцените его.
Какой рассказ получился у каждого: полный или краткий?
Сделайте вывод.
Вывод : План, составленный по тексту помогает пересказать текст подробно.
Компетенции:
Ценностно-смысловая –
признание ценности здоровья, своего и других людей
доброжелательное отношение к окружающим
Общекультурная –
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
чувство сопереживания другим людям
бытовые навыки
Учебно-познавательная –
целеполагание, планирование, исполнение, контроль
анализ
сравнение
умение выражать свои мысли
Работа с текстом, отбор информации
Коммуникативная –
умение формулировать собственное мнение
умение договариваться и приходить к общему решению, в т.ч. В ситуации столкновения интересов
строить монологические высказывания
умение работать в паре
Социально-трудовая -
Личностного самосовершенствования
развитие рефлексивности
Задача № 2 (4 класс)
Задание
Объяснить смысл пословицы:
* Присолнышке тепло, при матери добро.
Напиши небольшое сочинение или стихотворение
Решение.
Как солнышко дает жизнь и тепло всему живому на Земле, так и мама дает жизнь своему ребенку. Она согревает своего малыша теплом лаской, поддерживает , дарит добро. Если мама рядом, то ничего не страшно.
Сочинение:
МАМА! Какое хорошее слово!
Мама всё время быть рядом готова.
В минуту несчастья всегда она рядом,
Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.
Разделит надежды, утешит, поймет.
По жизни уверенно рядом пойдёт.
Компетенции:
Ценностно-смысловая -
уважение семейных ценностей
Общекультурная -
функциональная грамотность
Обогащение словаря
Учебно-познавательная -
целеполагание, планирование, исполнение и контроль
умение преобразовывать информацию
анализ, сравнение
установление причинно-следственных связей
обобщение
Коммуникативная -
уметь формулировать собственное мнение
уметь строить понятные для партнеров высказывания
Социально-трудовая -
освоение национальных ценностей, владение языком народа
Личностного самосовершенствования -
Развитие рефлективности, доведение начатого до конца, упорство, развитие творчества.
Задача №3 (4 класс)
Задание
Подчеркнуть четвертое лишнее слово
* речь, ночь, дочь , плачь
* сказуемое, глагол, подлежащее, дополнение
Решение:
* Лишнее слово плачь т.к. это слово - глагол, Если бы слово обозначало имя существительное, то в написании не было бы мягкого знака.
* Лишнее слово глагол , т.к. все остальные слова обозначают члены предложения, слово глагол обозначает часть речи
Контроль и оценка формируемого действия.
1.Вспомнить алгоритм определения частей речи.
2. Вспомнить правила написания слов с шипящей на конце.
3. Подобрать слова к данным правилам.
4. Выделить лишнее слово.
*Докажи, свою точку зрения своему партнеру по работе.
* Выслушай своего соседа по парте.
Компетенции:
Ценностно-смысловая
Общекультурная
Функциональная грамотность
Учебно-познавательная
целеполагание, планирование, исполнение и контроль
принимать и сохранять учебную задачу
учитывать правила
сравнение
классификация
Выделение существенных признаков
Коммуникативная
уметь формулировать собственное мнение
уметь строить понятное для партнера высказывания
уметь контролировать действия партнера
Социально-трудовая
освоение родного языка ценностей, владение языком народа, упорство , доведение работы до завершения
Личностного самосовершенствования
развитие рефлексивности, творчества, осознание значимости своей работы.
Задача №4
Задание
Найдите необычный способ, позволяющий не забывать о букве разделительный твердый знак (Ъ) в словах.
Может быть, это будет только несколько слов, а кто-то, возможно, напишет небольшой рассказ или стихотворение .
Решение: Объяснить подъехать как
Должен буквам «твердый знак»
Где разъезд, объезд, отъезд,
К Кто мне скажет, где подъезд.
Компетенции:
Ценностно-смысловая
ценностное отношение к тому, что делаешь
Общекультурная
функциональная грамотность
Расширение кругозора
Учебно-познавательная
Учебно-познавательная –
целеполагание, планирование, исполнение, контроль
анализ
сравнение
умение выражать свои мысли
Работа с текстом, отбор информации
ассоциации
абстрагирование
внутренний план слова
Коммуникативная
монолог
диалог
Социально-трудовая
Личностного самосовершенствования
развитие рефлексивности
Задача №5 (3 класс)
Задание
Выпишите слова в два столбика.
По какому признаку разделите эти слова?
Моряк, приморский, к морю, моря, в море, морской.
Решение.
Моряк, приморский, морской. - Родственные. К морю, моря, в море. - Формы одного и того же слова.
1. Вспомнить алгоритм определения родственных слов
2. Какие слова являются формой одного и того же слова
3. Разобрать слова по составу и разделить их на группы.
Проверка : фронтальная, взаимная, по образцу.
Компетенции:
Ценностно-смысловая
Общекультурная
функциональная грамотность
Учебно-познавательная
целеполагание, планирование, исполнение и контроль
принимать и сохранять учебную задачу
выделение критериев и составление сравнительного анализа
синтез
Коммуникативная
Умение формировать собственное мнение, умение слушать и слышать