kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кайдзен-технологии в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество – эффективное средство перехода человека от обучения к саморазвитию и самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кайдзен-технологии в учебном процессе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЙДЗЕН-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ



Творчество – эффективное средство перехода человека от обучения к саморазвитию и самореализации

Система кайдзен (от японских слов: kai – изменение и zen – хороший) предполагает постоянное стремление к совершенствованию на каждом рабочем месте. Согласно философии кайдзен, препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать. В Японии «кайдзен» – технология постоянного совершенствования производственного процесса. В последнии годы на большинстве современных полиграфических предприятий успешно внедряются кайдзен-технологии, которые является одним из методов микрорационализации, эффективным средством реализации системного подхода в формировании творческо-конструкторской деятельности. Человечество вступило в эпоху, целью и задачами которой стало обязательным и необходимым формирование творческо-конструкторских основ культуры у молодежи. Каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. В системе профессионально-технического образования существует ряд профессий, при обучении которым необходимо формирование опыта творческо-конструкторской деятельности. Так, при обучении будущего полиграфиста, современного конкурентоспособного специалиста творческо-конструкторская деятельность становится важной частью профессиональной подготовки. Творческо-конструкторская деятельность обучения учащихся профтехобразования, принятая ныне за основу в технологическом образовании, утверждает триединую задачу: − повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих специалистов, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса; − обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности учащихся; − воспитать учащегося, как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности. Творческо-конструкторская деятельность призвана формировать личность творческую, последовательно-логически думающую, развитую, способную создать из своей идеи конечный продукт своего творчества и моделирования - полезный, интересный, новый. В рамках задачи творческо-конструкторской деятельности неотъемлемо и безусловно входит: − формирование у учащихся политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных основах технологий и экологической культуры; − развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции; − умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.

Современная жизнь предъявляет требование, заключающееся в формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций. Творческо-конструкторская деятельность способствует развитию личности именно в таком направлении. Если рассматривать творческо-конструкторскую деятельность исходя из интересов учащихся, а в глобальном масштабе – из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности и развитие её индивидуальных творческих качеств. А значит в творческо-конструкторском обучении нужно идти навстречу подрастающему поколению и предоставлять больше возможностей для выбора вида деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках, поощрять инициативу. Учитывая то, что творческо-конструкторская деятельность – это сочетание умственного и ручного труда, необходимо больше внимания уделять ручным навыкам трудовой деятельности, как в учебеном заведении, так и в семье. Часто у подростков есть желание научиться самим чему-либо. Необходимо поощрять такие их действия, помочь им. Творческие проекты, проводимые на уроках, как направление творческо-конструктивной деятельности, тем хороши и удобны, что учащиеся сами выбирают темы проектов, согласовывая их с учителем. Это соответствует и программе, и удовлетворению какой-либо потребности подростков. Среди основных видов профессиональной деятельности полиграфиста творческо-конструкторская деятельность является одним из ведущих видов, которая подразделяется на три вида: поисково-операционная, модернизационная и реализаторская виды профессиональной деятельности. Поисково-операционная деятельность, как составляющая творческо-конструкторской деятельности полиграфиста по своей структуре является интегративной и включает сложные виды полиграфических работ: установка и наладка оборудования, его диагностика, техническое обслуживание и ремонт, допечатные, печатные и послепечатные процессы. Модернизационный вид творческо-конструкторской деятельности связан с модернизацией, установкой и технической эксплуатацией нового оборудования на полиграфическом предприятии. Печатник печатной машины, наладчик обслуживает и, соответственно, изучает все виды оборудования полиграфического предприятия. Наладчик полиграфического оборудования занимается специфическими видами рационализаторской деятельности: если выходит из строя какая-то деталь оборудования, то необходимо подобрать такую же или изготовить аналогичную. В связи со стремительным развитием полиграфической техники на производстве появились профессии, для которых технический диагноз стал основным содержанием деятельности: наладчики полиграфического оборудования, электромеханики. Поисково-операционная творческо-конструкторская деятельность наладчика, да и печатника, связана с ремонтом, наладкой, технической диагностикой соответствующего оборудования. Именно техническая диагностика – первый и наиболее сложный творческий этап ремонта и обслуживания полиграфического оборудования. Профессиональная деятельность наладчика полиграфического оборудования (а очень часто на предприятиях печатник и наладчик выступают в одном лице) связана с ремонтом оборудования, а вернее – с фактором времени устранения неисправности. Именно фактор времени влияет на сроки выполнения заказа. Одним из дидактических условий формирования навыков технического творчества творческо-конструкторской деятельности является применение в образовательном процессе элементов проблемного обучения, методов микрорационализации. Лидер движения качества и системы «Кайдзен» председатель Cambrudge Corporation Масааки Имаи, утверждает, что «сегодня рабочих уже не удовлетворяет обычный монотонный труд, какое бы вознаграждение они не получали? Люди хотят, чтобы их работа включала творческие аспекты». Производство определяет чему учить, а учебное заведение – как учить, а мастер – интегрирует процессы взаимодействия, он как мост между берегами реки объединяет весь процесс подготовки будущих рабочих. А для этого педагог сам должен быть креативной личностью, потому что его взгляды и убеждения оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения подопечных, особенно в системе профтехобразования, где собирается особый, часто «неудобный» контингент учащихся, на самом пике «переходного» возраста. Именно творчество, увлеченность помогают им найти себя в профессии и состояться как личности. От мастера производственного обучения, преподавателя, его педагогического мастерства и опыта зависит – кто придет на производство и каким оно будет. Истоки творчества находятся в самой личности человека. Задача педагогического колектива – формирование личности, для которой стремление к самообразованию, самосовершенствованию и творчеству становится насущной потребностью и повседневной нормой бытия. Творчеству можно и нужно учить. Система «Кайдзен» в последнее время вводится на крупных предприятиях страны. Она предусматривает пошаговое улучшение операций и процессов, основанное на внедрении небольших положительных изменений, реализуемых в короткие сроки. Данная система позволяет развить у обучающихся способности к микрорационализации, как первого шага к рационализации, а значит и творчеству. Наша задача увлечь, заинтересовать ученика, чтобы зародились интерес и любовь к профессии, и он сам начал добывать знания, вдумчиво и терпеливо подводить к азам творчества, создавать на уроках ситуации, решение которых требует напряжения разума и воли. Все люди – разные и не бывает двух абсолютно одинаковых учеников и, поэтому, профессия педагога в самом прямом смысле является творческой. Мастер производственного обучения, занимает особое место и должен быть наиболее творческим из всех педагогов. Существует прямая связь между уровнем образования и творчеством: чем выше уровень творчества, тем эффективнее образовательный процесс. Все более возрастающие требования к интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере человека все больше повышают значение творчества. При проведении производственного обучения мастера нашего учебного заведения «взяли курс на кайдзен». «Роли» между учащимися группы распределены следующим образом: два ученика исполняют роль «рационализаторов», осуществляющих «осмотр» всех рабочих мест учеников и производственно-технологических операций и придумывающих, что можно изменить, чтобы ученикам стало лучше, комфортнее, производительнее работать – так называемые специалисты по организации труда. Еще один ученик занимается разработкой документов, регламентирующих правила внедрения рацпредложений от предыдущих двух учащихся, четвертый – непосредственно внедряет «новшества», то есть ходит и разъясняет ученикам, что и как нужно делать на настоящий момент. Координирует работу учащихся мастер производственного обучения. Идеи идут от самих учащихся, ими же и внедряются. От мастера, его личностно-профессиональной компетентности, во многом зависит – кто завтра придет на производство и каким станет этот мир в будущем. Честь и хвала педагогическому коллективу, выполнившему наиважнейшую задачу – научить творчеству, а значит – и жизни в современном высокотехнологичном мире.





















ЛИТЕРАТУРА 1. http://ic.diplomatt.ru/index.php?DocID=418&tema=2224 2. http://www.tsput.ru/res/other/construct/g_1.htm 3. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1265308/ 4. http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1240


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кайдзен-технологии в учебном процессе

Автор: Ляйхтлинг Марина Васильевна

Дата: 17.03.2023

Номер свидетельства: 627718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства