Изучение пейзажной лирики.Самуил Яковлевич Маршак "Ландыш"
Изучение пейзажной лирики.Самуил Яковлевич Маршак "Ландыш"
Урок литературного чтения, 3 класс. Презентация создана к открытому уроку. Построена так, чтобы урок легко было вести, используя слайды этой прзентации. Задания написаны , музыка подобрана, нужные слова в стихотворении выделены. Анализ стихотворения происходит легко , естественно. Дети с удовольствием погружаются в мир поэзии, читают стихи, понимая их красоту и чувства поэта.
В начале урока краткая вступительная беседа помогает подготовить класс к правильному восприятию стихов. Первое чтение-учитель читает под музыку. После обмена впечатлениями стихи читают дети. Это чтение совмещено с устным рисованием. Ребята ищут слова и выражения в стихотворении, которые помогли им представить эту картину. Показ роли этих слов в создании образа ландыша. Особое внимание обрашается на орфоэпически правильное произношение этих слов. Определение душевного состояния поэта с помощью слов, выражающих чувства, настроение поэта. Работа над выразительным чтением, чтение с заданием: Прочитать стихи так, чтобы слушатели не только представили нарисованные поэтом картины, но и почувствовали восхищение, светлую радость, счастливую тоску.
Релаксация. Выбор лучшего чтеца.
Работа в тетради
Разговор о цветах, чтение заранее подготовленными детьми стихов других поэтов о цветах.
Подведение итогов урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение пейзажной лирики.Самуил Яковлевич Маршак "Ландыш" »
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Лес. Зелень трав. В росе зелень, усыпана цветами, белыми колокольчиками,незабудками, ландышами. Аромат- струями, ручьями. Благоуханны ручьи, целительны: зачерпни, испей- и с сердца прочь кручина…
Урок литературного чтения.
Изучение пейзажной лирики,
Самуил Яковлевич Маршак «Ландыш»
3 класс
С. Я. Маршак
Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира. Можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Маршак не терпел пустого времяпровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было- работать.
В его стихах слово так точно выбрано и поставлено в строку, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов.
Попробуйте создать ряд слов, который возникает у вас , когда вы слышите слово «ландыш».
«А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат..»
Что вы чувствуете во время чтения?
Прохладу, горечь и аромат ландышей.
Обратите внимание, что поэт ни разу не употребил слово «ландыш» в стихотворении. Какими словами он воспользовался для замены?
… на ниточках жемчужины..
… бережно спелёнутый, завёрнутый в зелёный лист (цветок)…
… бутонов круглые бубенчики…
… колокольчики весны…
… горький цветок…
Найдите слова, помогающие нам определить состояние поэта, когда он писал стихи.
Если предположить,что поэт, олицетворяя лес, наделил его своими переживаниями, тогда он испытывает следующее:
Томится- что-то ждёт
Счастливую тоску- смешанное чувство счастья и тоски
Выберите слова, которые показывают, как поэт относится к природе.
С печалью
С восхищением
Равнодушно
Со светлой радостью
С уважением
С любовью
Релаксация.
Вы в лесу… Тёплый ветерок коснулся щеки. Ласковое солнышко нежно щекочет вам затылок. Щебечут птицы. Они рады весне. А вот и ландыши. Мы не будем срывать цветы , а осторожно погладим зелёные листочки, наклонимся и ощутим горький аромат.
Напишите небольшое сочинение-описание ландыша или синквейн .
Ландыш…
Нежный, серебристый…
Цветёт, благоухает, радует…
Смотрите, восхищайтесь творением природы!
Весна…
По всей видимости, С.Я. Маршак любил цветы.Он написал стихи также о розе, тюльпанах, сирени. Тюльпаны.
Какие гости в комнате моей!
Узбекские, туркменские тюльпаны.
Они пришли в одежде пестротканой
К нам из садов, из парков, из степей.
Вот розовый, с каёмкою узорной
Вот золотой- шесть огоньков огня,
А есть цветок почти как уголь, чёрный,
Лоснистый, точно кожа у коня.
В диковинных цветах земли восточной
Я удалое племя узнаю.
Поддерживает чашу стебель прочный,
Пробившийся на свет в степном краю.
О ландыше писали и другие поэты. Вот стихи А.А. Фета:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Этот цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до бешеного обожания любил П.И. Чайковский. Живя во Флоренции, Пётр Ильич так затосковал по родине, что обратился к поэзии:
-В чём тайна чар твоих? Не знаю.
Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И как огонь любви, питает жар ланит.
И счастлив я, пока цветёшь ты,
Ландыш скромный
Итог урока. Закончите предложения.
Сегодня на уроке
мы узнали…
мы учились…
мы смогли…
было трудно, потому что…
Урок понравился, потому что…
Дома надо поработать над…
Давай пройдёмся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку… Должны мы над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать…