kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.М.Нагибин "Зимний дуб".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством автора. Изучение его произведений.

Просмотр содержимого документа
«Ю.М.Нагибин "Зимний дуб".»

М инистерство народного образования Республики Узбекистан









Отдел народного образования города Намангана

Конспект открытого урока чтения

в 4 “А” классе


на тему:"Ю.М.Нагибин"Зимний дуб "


учителя начальных классов

общеобразовательной школы № 48 г. Намангана

Шильниковской Надежды Романовны





Данная разработка урока подготовлена учителем начальных классов Шильниковской Н.Р. школы № 48 г. Намангана и разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта образования . Предназначена учителям начальных классов по программам”Учи-учись”, Дарс мукаддас”, новой инновационной педагогической технологии.



Составитель: Шильниковская Н.Р.

учитель начальных классов

школы №48 г.Намангана.





Редактор: Юлдашева Н.Э.-методист отдела

народного образования

г.Намангана.

Рецензент: Ходжибаева Ч.Р.-завуч нач.кл.

г.Намангана.















Данная разработка урока разработана на заседании № ___ Наманганского городского отдела народного образования «__» ________20_г. №____________





Тема: Ю.М. Нагибин «Зимний дуб.»

Цель урока:

Образовательная:

Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.

Развивающая:

Развивать умение определять главную мысль произведения , мышление, творческое воображение, речь, память.

Воспитательная:

Воспитывать чувство ответственности каждого за свои дела и поступки, проявлять стремление, беречь природу родного края.

Компетенции:

ПК1(1. Литературно-речевая компетенция): знает о предмете «чтение», понимает речь учителя, читает бегло, соблюдает правила выразительного чтения, понимает и может пересказать содержание текста;

ПК 2 (2Литературоведческая компетенция):понимает в тексте значения слов и предложений; умеет отвечать на вопросы по содержанию изученного произведения.

КК3 (3. Компетенция самосовершенствования):стремится к знаниям,

умеет контролировать себя, быть честным, правдивым;

КК5 ( 5.Национально - и общекультурная компетенция):обладает чувством преданности Родине, милосердия к окружающим, уважения к старшим; бережному отношению к природе, умеет воспринимать произведения художественной литературы; умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения.


Тип урока:обобщение и систематизация знаний.

Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа, инсценировка.

Оборудование: телевизор, ноутбук, тесты, презентация, картина «Зимний дуб», раздаточный материал, слайды, рабочая тетрадь (2 часть).

Ход урока.

I. Организационный момент. ( Слайд-1)

-приветствие

-готовность к уроку

Девиз урока:

Будем думать ,размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

1.Мозговой штурм

-Назовите существительные, обозначающие качества человека?

(доброта,любовь к природе,строгость,внимательность,долг)

-Правильно.И все эти качества есть у героев рассказа Ю.Нагибина “Зимний дуб.”

II.Вступительное слово учителя. (Слайд-2)

- Приветствую вас, ребята, сегодня мы проведем урок в форме литературного кафе. Я надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдет на пользу.

М ы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел  из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. и пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.

-Добро пожаловать в наше кафе!

2.Встреча ребят с Ю. Нагибиным.

В дальнем углу зала сидит писатель и пьет кофе. Ребята, увидев его, подбегают к нему и со всех сторон осыпают вопросами.

 – Юрий Маркович, можно вам задать несколько вопросов?

 (Нагибин):

- Да, конечно.

- Скажите, пожалуйста, в каком городе вы родились?

(Нагибин):

Я родился в Москве 3 апреля 1920 года

-Когда вы поступили в институт?

(Нагибин):

-Это было в 1938 году. Я поступил в Первый медицинский институт,но вскоре перешел во ВГИК, который не окончил из-за войны.

-В каком году вы опубликовали свой первый рассказ?

(Нагибин):

-В 1940 году. Мой дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев,и в тот же год меня приняли в Союз писателей.А первый мой сборник рассказов появился в 1943 году.

- Юрий Маркович, вы не только писатель, но журналист и сценарист. Так ли это?

(Нагибин):

-Да,так

-Правда, что по вашим сценариям было снято более 40 фильмов?

(Нагибин):

- И это тоже правда.

- Посоветуйте, какие еще из ваших произведений можно почитать?

Юрий Нагибин:

- “Рассказы о Гагарине”, “Старая черепаха”, “Эхо”, “Рассказы для детей” , “Трудное счастье.”и др.

- Ну, ребята, спасибо, что вы читаете  мои книги, был рад с вами побеседовать, а сейчас  мне пора. До свидания, желаю удачи, успехов в учебе.

(Нагибин уходит).

3.Инсценировка рассказа «Зимний дуб.» (Слайд-3)

4. Обсуждение рассказа «Зимний дуб.» (Слайд-4)

- Как вы думаете, ребята, почему Савушкин все время опаздывал на уроки?

(он был любознательным, наблюдательным, любящим свою природу.)

-Понравился ли вам этот мальчик?

-С чего начинается конфликт между Савушкиным и Анной Васильевной?

( с постоянных опозданий Савушкина)

-Можно было избежать конфликта?

(конфликт можно было погасить. Если бы учительница попросила объяснить , почему именно “зимний дуб.” Но Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его матери.)

5. Словарная работа (Слайд-5)

6 .Показ фрагмента из фильма Зимний дуб.” (Слайд 6-7)



7. Обсуждение отрывка из фильма “Зимний дуб.

-Как вы думаете, чем дерево так поразило Савушкина?

(своей мощью, благородством, приютом для многих животных и насекомых, но и своей силой и теплотой)

( показ дуба)

- Правильно, ребята, от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика, лишенного отца.

-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

( Теперь и Анна Васильевна ,очарованная зимним лесом ,забыла, что ей надо торопиться к маме ученика, Она вся во власти очарования природы.)

Учитель:

- Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.

- Мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице?

- А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?

(да , но она еще молодая и неопытная, не захотела выслушать Савушкина до конца, а решила сразу пожаловаться его маме)

- Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.

8.Физминутка (Слайд-8)

III. Закрепление

9. Работа над изобразительными средствами языка художественного произведения. Нахождение в тексте эпитетов, метафор, сравнений. (Слайд-9)

Эпитеты:

Ручей-то и под снегом живой;

Могучий, великодушный, страж леса.

Метафоры:

В белых сверкающих одеждах стоял дуб;

Глубокие морщины коры;

Лес вел и вел своими путанными ходами;

Страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью;

Деревья почтительно расступились.

Сравнения:

Лицо горело, словно его натерли свеклой;

Сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку;

Словно очнувшись ото сна,Савушкин приподнялся над партой;

Слова вырвались, как признание, как счастливая тайна;

Усталая женщина, белыми и обмякшими от горячей воды,будто матерчатыми, руками;

Стоял дуб, как собор;

Коричневая лягушка,будто сделанная из картона.

10. Тесты

  1. Как еще можно назвать рассказ? Объясните свой выбор.

А) Уроки Савушкина

Б) Хранитель дуба

В) Удивительный человек Коля Савушкин

2. Какой шел урок в 5а классе, на который опоздал Коля Савушкин?

_______________________________________________

3. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящериц, козявок

А) Коля Савушкин

Б) Зимний дуб

В) Фролов

4. Кем по вашему мнению будет в жизни Коля? Ответ обоснуйте

А) Учитель

Б) Егерь (лесник)

В) Шофер

5. Какие мужские поступки увидели вы в поведении Коли

______________________________________________________

______________________________________________________

6. Анна Васильевна умная, образованная, ее ценят и уважают, она немного самоуверенная. После прогулки по зимнему лесу с Колей Савушкиным, она станет

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

7. В чем идея данного произведения?

А) Писатель помогает нам понять как красив мир в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое

Б) Писатель помогает нам понять что есть мир другого человека, и его надо принимать так, как свой собственный

В) учит нас ценить жизнь и любить природу, видеть необычное в обычном

Г) Рассказ воспитывает в нас толерантность

11. Подведение итогов урока.

-Какая из пяти инициатив Президента Р.Узбекистан Шавката Мирамоновича Мирзиеева связана с нашим уроком?(4 инициатива направлена на повышение духовности молодых людей,организацию систематической работы по продвижению читателей среди них.)

-Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?

(хорошее,хотелось бы побывать в таком лесу и увидеть зимний дуб)

-Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?

(взаимоотношения учительницы и ученика)

-Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.

12. Выставление оценок.

IV.Д/З написать сочинение по плану образ Савушкина (Слайд-10)

в рабочей тетради №2










































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ю.М.Нагибин "Зимний дуб".

Автор: Шильниковская Надежда Романовна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546246

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства