Просмотр содержимого документа
«Ю.М.Нагибин "Зимний дуб".»
М инистерство народного образования Республики Узбекистан
Отдел народного образования города Намангана
Конспект открытого урока чтения
в 4 “А” классе
на тему:"Ю.М.Нагибин"Зимний дуб "
учителя начальных классов
общеобразовательной школы № 48 г. Намангана
Шильниковской Надежды Романовны
Данная разработка урока подготовлена учителем начальных классов Шильниковской Н.Р. школы № 48 г. Намангана и разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта образования . Предназначена учителям начальных классов по программам”Учи-учись”, Дарс мукаддас”, новой инновационной педагогической технологии.
Составитель: Шильниковская Н.Р.
учитель начальных классов
школы №48 г.Намангана.
Редактор: Юлдашева Н.Э.-методист отдела
народного образования
г.Намангана.
Рецензент: Ходжибаева Ч.Р.-завуч нач.кл.
г.Намангана.
Данная разработка урока разработана на заседании № ___ Наманганского городского отдела народного образования «__» ________20_г. №____________
Тема: Ю.М. Нагибин «Зимний дуб.»
Цель урока:
Образовательная:
Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
Развивающая:
Развивать умение определять главную мысль произведения , мышление, творческое воображение, речь, память.
Воспитательная:
Воспитывать чувство ответственности каждого за свои дела и поступки, проявлять стремление, беречь природу родного края.
Компетенции:
ПК1(1. Литературно-речевая компетенция): знает о предмете «чтение», понимает речь учителя, читает бегло, соблюдает правила выразительного чтения, понимает и может пересказать содержание текста;
ПК 2 (2Литературоведческая компетенция):понимает в тексте значения слов и предложений; умеет отвечать на вопросы по содержанию изученного произведения.
КК3 (3. Компетенция самосовершенствования):стремится к знаниям,
умеет контролировать себя, быть честным, правдивым;
КК5 ( 5.Национально - и общекультурная компетенция):обладает чувством преданности Родине, милосердия к окружающим, уважения к старшим; бережному отношению к природе, умеет воспринимать произведения художественной литературы; умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа, инсценировка.
-Назовите существительные, обозначающие качества человека?
(доброта,любовь к природе,строгость,внимательность,долг)
-Правильно.И все эти качества есть у героев рассказа Ю.Нагибина “Зимний дуб.”
II.Вступительное слово учителя. (Слайд-2)
- Приветствую вас, ребята, сегодня мы проведем урок в форме литературного кафе. Я надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдет на пользу.
М ы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. и пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.
-Добро пожаловать в наше кафе!
2.Встреча ребят с Ю. Нагибиным.
В дальнем углу зала сидит писатель и пьет кофе. Ребята, увидев его, подбегают к нему и со всех сторон осыпают вопросами.
– Юрий Маркович, можно вам задать несколько вопросов?
(Нагибин):
- Да, конечно.
- Скажите, пожалуйста, в каком городе вы родились?
(Нагибин):
Я родился в Москве 3 апреля 1920 года
-Когда вы поступили в институт?
(Нагибин):
-Это было в 1938 году. Я поступил в Первый медицинский институт,но вскоре перешел во ВГИК, который не окончил из-за войны.
-В каком году вы опубликовали свой первый рассказ?
(Нагибин):
-В 1940 году. Мой дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев,и в тот же год меня приняли в Союз писателей.А первый мой сборник рассказов появился в 1943 году.
- Юрий Маркович, вы не только писатель, но журналист и сценарист. Так ли это?
(Нагибин):
-Да,так
-Правда, что по вашим сценариям было снято более 40 фильмов?
(Нагибин):
- И это тоже правда.
- Посоветуйте, какие еще из ваших произведений можно почитать?
Юрий Нагибин:
- “Рассказы о Гагарине”, “Старая черепаха”, “Эхо”, “Рассказы для детей” , “Трудное счастье.”и др.
- Ну, ребята, спасибо, что вы читаете мои книги, был рад с вами побеседовать, а сейчас мне пора. До свидания, желаю удачи, успехов в учебе.
(Нагибин уходит).
3.Инсценировка рассказа «Зимний дуб.» (Слайд-3)
4. Обсуждение рассказа «Зимний дуб.» (Слайд-4)
- Как вы думаете, ребята, почему Савушкин все время опаздывал на уроки?
(он был любознательным, наблюдательным, любящим свою природу.)
-Понравился ли вам этот мальчик?
-С чего начинается конфликт между Савушкиным и Анной Васильевной?
( с постоянных опозданий Савушкина)
-Можно было избежать конфликта?
(конфликт можно было погасить. Если бы учительница попросила объяснить , почему именно “зимний дуб.” Но Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его матери.)
5. Словарная работа (Слайд-5)
6 .Показ фрагмента из фильма “Зимний дуб.” (Слайд 6-7)
7. Обсуждение отрывка из фильма “Зимний дуб.”
-Как вы думаете, чем дерево так поразило Савушкина?
(своей мощью, благородством, приютом для многих животных и насекомых, но и своей силой и теплотой)
( показ дуба)
- Правильно, ребята, от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика, лишенного отца.
-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
( Теперь и Анна Васильевна ,очарованная зимним лесом ,забыла, что ей надо торопиться к маме ученика, Она вся во власти очарования природы.)
Учитель:
- Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.
- Мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице?
- А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?
(да , но она еще молодая и неопытная, не захотела выслушать Савушкина до конца, а решила сразу пожаловаться его маме)
- Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.
8.Физминутка (Слайд-8)
III. Закрепление
9. Работа над изобразительными средствами языка художественного произведения. Нахождение в тексте эпитетов, метафор, сравнений. (Слайд-9)
Эпитеты:
Ручей-то и под снегом живой;
Могучий, великодушный, страж леса.
Метафоры:
В белых сверкающих одеждах стоял дуб;
Глубокие морщины коры;
Лес вел и вел своими путанными ходами;
Страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью;
Деревья почтительно расступились.
Сравнения:
Лицо горело, словно его натерли свеклой;
Сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку;
Словно очнувшись ото сна,Савушкин приподнялся над партой;
Слова вырвались, как признание, как счастливая тайна;
Усталая женщина, белыми и обмякшими от горячей воды,будто матерчатыми, руками;
Стоял дуб, как собор;
Коричневая лягушка,будто сделанная из картона.
10. Тесты
Как еще можно назвать рассказ? Объясните свой выбор.
А) Уроки Савушкина
Б) Хранитель дуба
В) Удивительный человек Коля Савушкин
2. Какой шел урок в 5а классе, на который опоздал Коля Савушкин?
_______________________________________________
3. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящериц, козявок
А) Коля Савушкин
Б) Зимний дуб
В) Фролов
4. Кем по вашему мнению будет в жизни Коля? Ответ обоснуйте
А) Учитель
Б) Егерь (лесник)
В) Шофер
5. Какие мужские поступки увидели вы в поведении Коли
А) Писатель помогает нам понять как красив мир в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое
Б) Писатель помогает нам понять что есть мир другого человека, и его надо принимать так, как свой собственный
В) учит нас ценить жизнь и любить природу, видеть необычное в обычном
Г) Рассказ воспитывает в нас толерантность
11. Подведение итогов урока.
-Какая из пяти инициатив Президента Р.Узбекистан Шавката Мирамоновича Мирзиеева связана с нашим уроком?(4 инициатива направлена на повышение духовности молодых людей,организацию систематической работы по продвижению читателей среди них.)
-Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?
(хорошее,хотелось бы побывать в таком лесу и увидеть зимний дуб)
-Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?
(взаимоотношения учительницы и ученика)
-Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.
12. Выставление оценок.
IV.Д/З написать сочинение по плану образ Савушкина (Слайд-10)