Проект направлен на расширение знаний детей об огне, его добыче первобытными людьми, о причинах возникновения пожаров и их последствий для экологии окружающего мира.
Главное внимание обращается на изучение противопожарных мер безопасности для сохранения родного края.
Проект предполагает исследование по вопросу: «Огонь – друг или враг?» и что нужно делать, чтобы он приносил только пользу.
В проекте описываются опыты, проведённые по данной теме, используются различные фотографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Волшебная сила огня"»
КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Секция: «Экология» Тема проекта: «Волшебная сила огня»
Авторы: Оспанова Алина, Середина Алина ученицы 2 «А» класса Руководитель: Посмакова Виктория Раисовна учитель начальных классов
Научный консультант: Бурулько Валентина Павловна Ст.преподаватель кафедры химии и географии ГУ имени Шакарима, г.Семей
г. Семей 2016 год
Аннотация
Оспанова Алина, Середина Алина
«Волшебная сила огня»
г. Семей 2016 год
Проект направлен на расширение знаний детей об огне, его добыче первобытными людьми, о причинах возникновения пожаров и их последствий для экологии окружающего мира.
Главное внимание обращается на изучение противопожарных мер безопасности для сохранения родного края.
Проект предполагает исследование по вопросу: «Огонь – друг или враг?» и что нужно делать, чтобы он приносил только пользу.
В проекте описываются опыты, проведённые по данной теме, используются различные фотографии.
Рецензия
Тема огня, правила обращения с огнём очень актуальны в современном обществе. Несмотря на то, что пожарной безопасности уделяется много внимания, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнём.
В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных пожарах, виновниками которых являются люди. Горят леса, страдает экология всей планеты.
Особенно ценно, что данной темой заинтересовались дети. Оспанова Алина и Середина Алина исследовали тему огня: когда он может принести человеку пользу, а когда - вред.
Готовя данный проект, они провели много различной работы, пытаясь донести до одноклассников серьёзность и важность данной темы.
Ценно изучение правил обращения с огнём и мерах безопасности в условиях пожара.
Авторам проекта удалось показать отношение к исследуемой проблеме глазами учеников начальной школы.
Выполненная работа имеет большое значение и в экологическом образовании и воспитании учащихся младших классов, что сегодня также является актуальной проблемой.
ГУ имени Шакарима г. Семей.
Ст. преподаватель кафедры химии и географии
Бурулько Валентина Павловна
Отзыв руководителя
Мои ученицы Оспанова Алина и Середина Алина неслучайно выбрали данную тему проекта. В современном мире проблема возникновения пожаров очень актуальна. Всё больше случается пожаров, в которых гибнут люди и животные. Сгорело огромное количество деревьев, которые давали нам чистый воздух, многие люди остались без жилищ.
Авторам проекта стало интересно: что же такое огонь, когда он появился, может ли огонь из друга превратиться во врага? Оспанова Алина и Середина Алина активно использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, книги о силе огня, пользовались иформацией из интернета.
Большую роль в экологическом образовании школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Её мы построили совместно: ученики, учитель и родители. Зная, что огонь - это опасно, все опыты и эксперименты девочки проводили только со взрослыми.
Плюс данной работы заключается в разнообразных видах деятельности, в хорошо подготовленном наглядном материале, что помогло глубже посмотреть на данную проблему и доступно объяснить одноклассникам важность правильного обращения с огнём.
Проект представляет широкие возможности для реализации поставленных задач по изучению огня, вызывает стремление защитить нашу экологию от разрушения.
Директор школы: Биклибаев М.Г.
Руководитель проекта: Посмакова В.Р.
учитель начальных классов
Оглавление
I.
Введение
3
II.
Основная часть
2.1 Подготовительный этап (работа по составлению плана проекта, подборка материала)
4-5
2.2 Практическая исследовательская работа
(изучение энциклопедии и другой литературы, эксперименты дома с родителями, выступление с рефератом, просмотр фильма, поход на природу «Как тушить костёр», экскурсия в музей пожарников, сценка «Помощь Аркадия Паровозова», викторина «Осторожно, огонь!» и конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь - враг»)
5-14
III.
IV. V.
Заключение (выводы проекта)
Список использованной литературы
Приложение
15
16
Введение
Актуальность нашего проекта заключается в том, что в последнее время случается всё больше пожаров во всём мире. Огонь охватывает большие площади земли, не жалея ничего на своём пути, унося жизни животных, ухудшая экологию нашей планеты. Можно назвать много причин, влияющих на увеличение пожаров, но самая главная из них – вина человека.
Нам близка эта тема, потому что мы любим наш сосновый бор. Мы с родителями часто выезжаем на отдых в лес, там чистый и свежий воздух. Но нас огорчает отношение людей к лесу. После своего отдыха они оставляют много мусора, неосторожно обращаются с огнём, нанося невосполнимый урон нашему лесу.
Готовя проект, мы узнали, когда появился огонь, как древние люди научились добывать огонь. На примере опытов, проведённых со взрослыми, мы выяснили как горят разные материалы, как нужно правильно тушить костёр и, самое главное, что нужно делать, чтобы не случился пожар.
Мы хотим, чтобы наша планета была красивая и зелёная, чтобы было много кислорода, который нам даёт растительный мир.
С нашими одноклассниками и учительницей мы выяснили, когда огонь является для людей другом, а когда может стать врагом.
Цель проекта:
Ознакомление с историей происхождения огня, формирование представлений о возникновении пожара и средствах тушения огня.
Задачи проекта:
Изучить сведения о появлении огня.
Углубить знания о правилах пожарной безопасности.
Познакомиться со способами тушения огня.
Расширить знания о профессии пожарного.
Сделать вывод о том, когда огонь является для человека другом, а когда врагом.
Основная часть
2.1 Подготовительный этап
В начале нашего проекта мы прочитали в словаре понятие «Огонь» и ознакомились с материалом из детской энциклопедии «Как появился огонь» и «Как добывали огонь древние люди». (Приложение 1)
Из словаря мы узнали, что огонь – это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
История многих долгих и непростых для древних людей лет могла бы рассказать нам о том, как появился у них огонь.
Все знают сказку про мальчика Маугли, который оказался маленьким среди диких джунглей, среди хищных зверей. Очень яркий эпизод сказки, который рассказывает о том, как Маугли победил злого и коварного тигра Шерхана с помощью таинственного «красного цветка».
Таинственный «красный цветок» - это такой обычный сейчас, и такой магический в древности – огонь. Все дикие звери его пугаются, и не зря есть выражение «бояться, как огня». Древнему человеку огонь был нужен для того, чтобы обогреть и осветить жилище, а также приготовить пищу.
В далёкой древности люди так же, как и дикие звери, очень боялись огня. Ведь древние люди ничего не могли поделать с огромной разрушительной огненной силой, которая возникала, например, после молнии, что приводило к неуправляемым вспышкам лесных пожаров. Древние люди видели и разрушительную огненную лаву, извергающуюся из вулкана, которая уничтожала всё на своем пути.
И вот, постепенно произошло важное событие в жизни древних людей – они заметили, что огонь – это не только разрушение, но и свет, тепло и защита от нападений диких зверей. Тогда люди поняли, что можно самим разводить костры, используя силу огня от пожара или от извержения вулкана. Конечно, такой костёр древним людям приходилось постоянно поддерживать – «кормить» огонь, собирая для этого хворост и устраивать постоянное дежурство – наблюдение за тем, чтобы огонь не погас. Археологи располагают данными о том, что на земле есть такие места, где огонь горел беспрерывно сотни лет.
Добытый во время грозы или пожара огонь люди бережно охраняли, а заботу о нём доверяли лишь самым ответственным представителям своей общины. Однако иногда огонь гас и всё племя оставалось без тепла и света. В первобытном обществе возникала острая потребность добывать огонь, не надеясь на следующую грозу или пожар. Получить его люди в древности могли лишь опытным путём. Неизвестно сколько способов они перепробовали, но археологические находки свидетельствуют о том, что цели достигли лишь несколько из них.
Очень долгое время древние люди не умели добыть огонь самостоятельно. Однако со временем людей снова выручила наблюдательность: они заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева о другой начинается тление. Таким образом появился первый огонь.
Человек узнал, что огонь раздувается ветром, что он имеет такие естественные преграды, как вода, земля, скалы, что огонь необходимо поддерживать топливом и переносить с места на место. Человек ознакомился с теми породами дерева, которые дольше всего тлеют и легче воспламеняются. Он научился с помощью древесных стружек, сучков коры, сухой травы разжигать из тлеющих углей пламя.
Более поздний и один из самых распространённых и эффективных способов добывания огня – высекание искры с помощью кремня. Кремнем в то время служил обычный камень, которым сильно ударяли по куску железной руды. Высекание искры делали под наклоном так, чтобы полученные искры попали на листья или сухую траву. Таким способом огонь разгорался намного быстрее.
2.2 Практическая исследовательская работа
Так мы узнали о появлении огня и способах его добычи. Вместе с родителями мы решили попробовать добыть огонь одним из древних способов.
Пробуем добыть огонь. Прочитав в энциклопедии о том, как древние люди добывали огонь, я решила посмотреть действительно ли таким способом можно добыть огонь в наше время. Мы с папой и сестрой решили провести опыт, и узнать: правда ли это? Вот что у нас получилось:
Мы брали острую деревянную палочку, упирали ее в деревянный брусок и быстро вращали. Через некоторое время в месте трения появился дым, началось тление, а затем возгорание.
И ещё из опытов мы обнаружили: какие материалы горят быстрее.
Мама решила показать мне опыты с различными предметами, чтобы убедиться: какой из этих материалов загорается и сгорает быстрее. Мы взяли вату, бумагу и монету. Для безопасности рядом поставили ёмкость с водой.
Сначала взяли вату, поднесли её к огню - она быстро загорелась и сгорела.
С бумагой произошло тоже самое. Значит, это быстро воспламеняющиеся материалы. Потом мама взяла пинцетом монету и поднесла к огню, но монета не загорелась, она накалилась. Значит, от раскалённого металла можно получить ожог.
Этой интересной и полезной информацией мы поделились со своими одноклассниками. Мы рассказали им об огне, о способах добывания огня, по казали им фотографии нашего эксперимента. И сказали, что все опыты и эксперименты нужно проводить только со взрослыми. (Приложение 2)
Затем мы обсуждали серьёзный вопрос: «Огонь - друг или огонь - враг?» Ребята приводили аргументы в пользу огня. Огонь - друг, потому что он нас согреет, когда мы замёрзнем. На огне можно приготовить еду.
Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскалённые на костре - так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завёрнутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Человек кормил огонь - и огонь кормил человека!
Огонь заставляет вертеться пропеллер самолёта, без огня не взлетают космические ракеты, огонь используют в своей работе сталевары. Огонь завораживает, когда мы стоим у памятников солдатам. К сожалению, огонь может быть и врагом. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо! Если будешь неосторожно обращаться с огнём, он и дома уничтожит, и лес, на их месте только чёрный пепел останется! И, самое страшное, что во время пожаров могут погибнуть люди и животные.
Мы сделали вывод о том, что лучше дружить с огнём, чтобы он приносил нам только пользу. Мы хотим оставаться здоровыми и жить на здоровой зелёной планете. (Приложение 3)
Наша учительница Виктория Раисовна показала нам интересный детский фильм «Мир вокруг нас». Мы все вместе обсудили его содержание и постарались запомнить правила безопасного поведения с огнём в лесу.
(Приложение 4)
Находясь в лесу, необходимо помнить, что может возникнуть опасность возникновения лесного пожара даже от небольшого источника огня, особенно в сухую, тёплую и ветреную погоду.
1.Разжигать костры следует на специально отведённых для этого местах.
2.Желательно, чтобы вблизи костра была вода на случай распространения горения.
3.Не следует разжигать костёр вблизи деревьев, так как от этого они могут погибнуть.
4.При посещении леса людям следует избегать курения, потому что от незатушенной сигареты может загореться сухая трава и возникнуть пожар.
5.При обнаружении огня в лесу, нужно не дать пожару набрать силу и распространиться. В тех случаях, когда самостоятельно огонь потушить не удастся, необходимо без промедления сообщить о пожаре в пожарную охрану.
Вывод: Попадая в лес, все люди обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу, бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба.
Когда мы ходили в поход, наша учительница Виктория Раисовна рассказала о пожарах, которые могут случиться если не потушить костёр.
Мы знаем, что нельзя разводить огонь детям или оставлять его без присмотра. Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен. Виктория Раисовна показала как:
- залить водой
- засыпать землёй.
Наш 2 «А» класс вместе с учительницей посетил музей пожарников. Там экскурсовод Рыгина Н.В. рассказала нам о нелёгком труде пожарных, показала нам их одежду и разный транспорт, который используют пожарные для своей работы. Мы видели как выглядели пожарные нашего города в 30-е годы 20 века. Ещё Наталья Владимировна рассказала нам о пожарах, которые случаются от разных электроприборов. Мы знаем, что их нужно отключать от электросети, когда не пользуемся. В музее нам разрешили примерить каски пожарников разных времён.
В нашем проекте поучаствовали одноклассники. Они помогли нам организовать сценку «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
Он спасает детей от пожара и предупреждает их об опасности игры со спичками.
Вывод: Спички, зажигалки, свечи, бенгальские огни – это не игрушки!
В конце проекта мы подвели итоги нашей работы. Мы провели викторину «Осторожно, огонь!» с вопросами, загадками, играми и ребусами об огне. (Приложение 5)
Вот некоторые из них.
Игра с мячом.
Ведущий задаёт вопросы, бросает мяч детям:
- Можно играть со спичками?
- Костёр в лесу разжигать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
(Ответы детей)
Вопросы викторины:
1.Как древние люди добывали огонь?
2.Где можно разводить костёр?
3.Как правильно тушить костёр?
4.Какой электроприбор разрешается оставлять в электросети?
5.По какому номеру нужно звонить, если случился пожар? и др.
И ещё у нас был организован конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».
Ребята сами выбрали тему рисования. В рисунках они постарались передать пользу и вред огня. Мы устроили выставку наших рисунков. (Приложение 6)
Заключение
В результате работы над проектом мы собрали много материала по данной теме, подготовили для одноклассников полезную информацию о пользе и вреде огня. Проводили с родителями интересные эксперименты, из которых поняли, что огонь обладает страшной силой, если с ним неосторожно обращаться.
Мы сделали много фотографий, провели для одноклассников викторину и конкурс рисунков. Мы уверены, что они запомнили и всегда будут выполнять правила безопасности, чтобы не случился пожар. Мы сами стали серьёзно относиться к данной проблеме.
Мы хотим, чтобы вокруг была красивая природа, чтобы в лесах жили птицы и звери, чтобы был чистый и свежий воздух. Мы хотим, чтобы огонь был для людей только другом, который даёт тепло, свет, вкусную еду. Он нужен в домах, школах, больницах…
Мы все будем помнить: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.
Пусть огонь будет нашим другом!
15
Список использованной литературы
1. Джон Фарндон, Ян Джеймс, Джинни Джонсон, Анжела Ройстон, и др. Энциклопедия “Вопросы и ответы”. Перевод с англ.: Е. Куликова,
Д.Беленькая и др. ООО “Издательская группа Аттикус”, 2008. 255 с.
2. «Большая книга вопросов и ответов». Москва, «Эксмо» 2003 г., под
ред. Мишиной К. Зырковой А.
3. Кайданова О.В (составитель) Огонь и человек. Москва, 2002. 98 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
5. Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу. Новосибирск, 1991. 130 с.
6. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М., Творческий центр. 2006 г.