kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа ученика 4 класса "Прививка-средство профилактики гриппа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа ученика 4 класса  под руководством классного руководителя призвана подтвердить для учащихся и их родителей гипотезу о пользе прививки от гриппа. В своей работе ученик знакомится с основными понятиями по данной теме, расширяет свой кругозор и кругозор товарищей, находит подтверждение  о пользе прививки от гриппа и доказывает это своими научными наблюдениями и выводами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученика 4 класса "Прививка-средство профилактики гриппа"»

Прививка – средство профилактики гриппа Научно-исследовательская работа обучающегося 4 класса Г МОУ СОШ № 4 г.Оленегорска ВОРОНИНА ЮРИЯ   РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: Власов Игорь михайлович

Прививка – средство профилактики гриппа

Научно-исследовательская работа обучающегося 4 класса Г МОУ СОШ № 4 г.Оленегорска ВОРОНИНА ЮРИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: Власов Игорь михайлович

Цели работы:

Цели работы:

  • Познакомиться с понятием гриппа, видами, историей изучения, осложнениями после гриппа
  • Узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок
  • Выяснить влияние прививки на заболеваемость
  • Написать исследовательскую работу и познакомить ребят и родителей класса с результатами исследования
Задачи работы :

Задачи работы :

  • доказать , что прививка является профилактическим, то есть предупреждающим заболевание, средством
  • расширить свой кругозор и кругозор одноклассников и родителей
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и уважение к труду медицинских работников
Объекты исследования: «Журнал прививок» /школьный медкабинет/ «Журнал заболеваемости» в школе /школьный медкабинет/ классный журнал 3 класса Г за прошлый год Предметы исследования: Список обучающихся 3 класса Г , сделавших прививки от гриппа в октябре 2009 года Список детей , отказавшихся от прививок Посещаемость учебных занятий обучающимися Продолжительность болезни обучающихся Методы исследования:

Объекты исследования:

  • «Журнал прививок» /школьный медкабинет/
  • «Журнал заболеваемости» в школе /школьный медкабинет/
  • классный журнал 3 класса Г за прошлый год

Предметы исследования:

  • Список обучающихся 3 класса Г , сделавших прививки от гриппа в октябре 2009 года
  • Список детей , отказавшихся от прививок
  • Посещаемость учебных занятий обучающимися
  • Продолжительность болезни обучающихся

Методы исследования:

  • поиск: собрать и изучить информацию в Интернете, книгах, журналах, расспросить медицинских работников
  • Наблюдение и сравнение : списки обучающихся
  • систематизация и сравнительный анализ полученной информации.
Этапы работы:  ознакомиться с теоретической информацией  провести практические наблюдения  проанализировать и обобщить факты  подготовиться и выступить с защитой проекта перед обучающимися и родителями класса

Этапы работы:

  • ознакомиться с теоретической информацией

провести практические наблюдения

  • проанализировать и обобщить факты

подготовиться и выступить с защитой проекта перед обучающимися и родителями класса

«настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей»  Сенека-старший  Вступление  В ноябре 2010 года к нам в класс пришла школьная медсестра Надежда Петровна и сказала, что скоро нам будут делать профилактические прививки от гриппа, чтобы потом не заболеть им, потому что тяжелее всего переносят грипп дети и пожилые люди. Потом она раздала записки родителям о том, согласны они на прививку или нет. Некоторые родители отказались, сказав, что прививки бесполезны / право отказа - Федеральный Закон «О профилактике болезней» /. Но большинство родителей согласились привить своих детей. Школьный кабинет прививок

«настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей» Сенека-старший

Вступление

В ноябре 2010 года к нам в класс пришла школьная медсестра Надежда Петровна и сказала, что скоро нам будут делать профилактические прививки от гриппа, чтобы потом не заболеть им, потому что тяжелее всего переносят грипп дети и пожилые люди. Потом она раздала записки родителям о том, согласны они на прививку или нет. Некоторые родители отказались, сказав, что прививки бесполезны / право отказа - Федеральный Закон «О профилактике болезней» /. Но большинство родителей согласились привить своих детей.

Школьный кабинет прививок

Я знаю о том, что на нашей планете очень много вредных микробов и опасных инфекций. Всевозможные болезни могли бы погубить всех людей на земном шаре, если бы наш организм не умел бы с ними бороться.  Чтобы не заболеть, надо помогать нашему организму : соблюдать правила гигиены,закалять свой организм, заниматься спортом и правильно питаться. А еще, как утверждают врачи, необходимо делать профилактические прививки. И тогда я решил выяснить, как действует прививка и действительно ли она является хорошим профилактическим средством от болезни.

Я знаю о том, что на нашей планете очень много вредных микробов и опасных инфекций. Всевозможные болезни могли бы погубить всех людей на земном шаре, если бы наш организм не умел бы с ними бороться.

Чтобы не заболеть, надо помогать нашему организму : соблюдать правила гигиены,закалять свой организм, заниматься спортом и правильно питаться. А еще, как утверждают врачи, необходимо делать профилактические прививки. И тогда я решил выяснить, как действует прививка и действительно ли она является хорошим профилактическим средством от болезни.

Гипотезы /предположения/

Гипотезы /предположения/

  • Профилактическая прививка от гриппа снижает риск заболевания ?
  • Профилактическая прививка уменьшает осложнения во время и после болезни?
Ознакомление с теоретической информацией История изучения гриппа    Грипп известен человечеству с глубокой древности. Описание болезни, похожей на грипп, встречается в трудах самого Гиппократа /древнегреческого врача/. Долгое время медицинская наука была уверена в том, что возбудителем гриппа является не вирус, а бактерия. И только в 1993 году была доказана вирусная природа заболевания.  вирус гриппа вирусы гриппа Гиппократ  Из толкового словаря: Грипп – это острое вирусное заболевание, характеризующееся воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием. Вирус – это возбудитель инфекционного заболевания.  Инфекция – это заражение организма болезнетворными микробами.

Ознакомление с теоретической информацией

История изучения гриппа

 

Грипп известен человечеству с глубокой древности. Описание болезни, похожей на грипп, встречается в трудах самого Гиппократа /древнегреческого врача/. Долгое время медицинская наука была уверена в том, что возбудителем гриппа является не вирус, а бактерия. И только в 1993 году была доказана вирусная природа заболевания.

вирус гриппа вирусы гриппа Гиппократ

Из толкового словаря: Грипп – это острое вирусное заболевание, характеризующееся воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием. Вирус – это возбудитель инфекционного заболевания.  Инфекция – это заражение организма болезнетворными микробами.

«Если твой сосед по парте стал источником заразы – обними его и в школу две недели не пойдешь »»»   Г.Остер «Вредные советы» Данные о гриппе   Интересный факт : Название Грипп придумали болеющие французские солдаты в 1914 году на полях  первой мировой войны, это было жаргонное название болезни -

«Если твой сосед по парте стал источником заразы – обними его и в школу две недели не пойдешь »»» Г.Остер «Вредные советы»

Данные о гриппе

Интересный факт : Название Грипп придумали болеющие французские солдаты в 1914 году на полях

первой мировой войны, это было жаргонное название болезни - "гриппер", - что означало - "захватчик"

 

Грипп – это ведущее и наиболее тяжелое респираторное заболевание. Существуют следующие типы вирусов гриппа: А / птичий, свиной /, В,С.

  • Грипп типа А способен заражать как людей, так и животных (например, вирус птичьего гриппа). Разновидности гриппа А многочисленны и представляют значительную опасность в возникновении эпидемий.
  • Вирусы гриппа типа В обычно не вызывают эпидемии и переносятся легче.
  • Вирусы гриппа С у людей заболеваний практически не вызывают.

Вирусы гриппа передаются разными путями:

  • - воздушно-капельным;
  • - контактно-бытовым путем через грязные руки;
  • - через пищу в случае недостаточной термической обработки;

Из толкового словаря : Респираторное - инфекционное заболевание дыхательных

путей

Как проходит болезнь  Вирус гриппа попадает в лёгкие с вдыхаемые воздухом, оседает на стенках лёгких и начинает размножаться – каждые 8 часов количество вируса увеличивается в 1000 раз. Вирусы гриппа проникают в кровь и разносятся по всему организму, попадая внутрь каждой клетки и разрушая ее. Организм начинает борьбу с вирусом – повышается температура, которая способна убить вирус, из-за этого появляется учащенное сердцебиение. Симптомы гриппа
  • Как проходит болезнь

Вирус гриппа попадает в лёгкие с вдыхаемые воздухом, оседает на стенках лёгких и начинает размножаться – каждые 8 часов количество вируса увеличивается в 1000 раз. Вирусы гриппа проникают в кровь и разносятся по всему организму, попадая внутрь каждой клетки и разрушая ее. Организм начинает борьбу с вирусом – повышается температура, которая способна убить вирус, из-за этого появляется учащенное сердцебиение.

  • Симптомы гриппа

При гриппе симптомы, то есть признаки, более выражены, чем при простуде: высокая температура, сильный насморк, резкая головная боль, все тело ломит и болит, возникает неровное сердцебиение.

Интересный факт : В 1917 году грипп под именем "испанка" потряс весь мир даже больше чем Октябрьская революция, тогда больные так тяжело переносили его симптомы, что просили у врачей сразу: "Нас в морг !". Так возникло слово "насвморг«, позднее превратившееся в "насморк".

Осложнения после гриппа  Периодически повторяясь, грипп и ОРЗ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека.  Если вовремя не предупредить заболевание гриппом или запустить его лечение, то у человека могут возникнуть осложнения, которые могут проявиться даже через несколько лет:

Осложнения после гриппа

Периодически повторяясь, грипп и ОРЗ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека.

Если вовремя не предупредить заболевание гриппом или запустить его лечение, то у человека могут возникнуть осложнения, которые могут проявиться даже через несколько лет:

  • инфаркт миокарда /сердечное заболевание
  • бронхиальная астма /заболевание лёгких
  • инсульт /заболевание головного мозга
  • бронхит /заболевание лёгких
  • потеря слуха
  • потеря зрения
  • паралич /отсутствие возможности двигаться / и другие последствия
Прививка История возникновения прививок   Идея прививки появилась в Китае в 3 в.н.э., когда человечество пыталось спастись от натуральной оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем. Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димсдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина II Великая, великий князь Павел Петрович, и великая княгиня Мария Фёдоровна. Крестьянскому мальчику Маркову, от которого была привита оспа императрице, было присвоено дворянство, фамилия Оспенный и герб. Екатериной II был издан указ об обязательном оспопрививании.  В современном мире уделяется огромное внимание вакцинации населения. Каждый год весной в Европейских странах проводится Европейская неделя иммунизации . Ее цель – рассказать населению о важности и необходимости проведения прививок.  Из толкового словаря: Прививка – это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой-нибудь инфекционной болезни.

Прививка

История возникновения прививок

Идея прививки появилась в Китае в 3 в.н.э., когда человечество пыталось спастись от натуральной оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем. Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димсдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина II Великая, великий князь Павел Петрович, и великая княгиня Мария Фёдоровна. Крестьянскому мальчику Маркову, от которого была привита оспа императрице, было присвоено дворянство, фамилия Оспенный и герб. Екатериной II был издан указ об обязательном оспопрививании.

В современном мире уделяется огромное внимание вакцинации населения. Каждый год весной в Европейских странах проводится Европейская неделя иммунизации . Ее цель – рассказать населению о важности и необходимости проведения прививок.

Из толкового словаря: Прививка – это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой-нибудь инфекционной болезни.

Действие прививки  Главная цель вакцинации – формирование иммунитета /невосприимчивости/ к болезни. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате в организме вырабатываются особые вещества /их называют антителами / и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезни.  В настоящее время ученые создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК, и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИДа.  Интересный факт : Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней – оспа /более 300 млн. человек /, чума  /более 75млн.человек/, холера /более 5млн.человек/, грипп  /около 50млн.человек/, малярия /около 10млн.человек /. Болезнь, которая еще не побеждена - СПИД /20млн.человек/.

Действие прививки

Главная цель вакцинации – формирование иммунитета /невосприимчивости/ к болезни. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате в организме вырабатываются особые вещества /их называют антителами / и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезни.

В настоящее время ученые создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК, и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИДа.

Интересный факт : Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней – оспа /более 300 млн. человек /, чума /более 75млн.человек/, холера /более 5млн.человек/, грипп /около 50млн.человек/, малярия /около 10млн.человек /. Болезнь, которая еще не побеждена - СПИД /20млн.человек/.

Применение прививок от гриппа  Для профилактики гриппа выпускают или живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа , или неживые, содержащие убитые вирусы. Так как вирусы гриппа меняются, то меняются и вакцины против него. В этом году применялась вакцина «Моно-Гриппол плюс» /Россия/.  Вакцины могут вводиться в нос взрослых и детей, а также внутримышечно и подкожно. В нашей стране прививки от гриппа делаются до начала возникновения эпидемий гриппа /октябрь, ноябрь/  В России существует специальный КАЛЕНДАРЬ  обязательных прививок . Все прививки из него проводятся бесплатно!  Из толкового словаря: Вакцина – препарат, которым делают прививку.   Эпидемия – массовое распространение  инфекционного заболевания

Применение прививок от гриппа

Для профилактики гриппа выпускают или живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа , или неживые, содержащие убитые вирусы. Так как вирусы гриппа меняются, то меняются и вакцины против него. В этом году применялась вакцина «Моно-Гриппол плюс» /Россия/.

Вакцины могут вводиться в нос взрослых и детей, а также внутримышечно и подкожно. В нашей стране прививки от гриппа делаются до начала возникновения эпидемий гриппа /октябрь, ноябрь/

В России существует специальный КАЛЕНДАРЬ обязательных прививок . Все прививки из него проводятся бесплатно!

Из толкового словаря: Вакцина – препарат, которым делают прививку.

Эпидемия – массовое распространение

инфекционного заболевания

График эпидемий гриппа по россии

График эпидемий гриппа по россии

Осложнения после прививки  Как я выяснил, многие родители боятся осложнений после прививки. Да, в первые 4 суток после введения вакцины может наблюдаться общая нормальная реакция: кратковременное повышение температуры тела, насморк, кашель, недомогание. Специального лечения не требуется. Но в течение 2-х недель после прививки необходим осмотр врача-терапевта .  Но, как сказала Надежда Петровна, гораздо опаснее осложнения после гриппа, о которых я уже рассказывал. А еще безопасность вакцин во много раз выше, чем лекарств, которые используются для лечения!  Из толкового словаря: Терапевт – это врач, получивший специальную медицинскую подготовку по вопросам лечения и профилактики болезней внутренних органов.

Осложнения после прививки

Как я выяснил, многие родители боятся осложнений после прививки. Да, в первые 4 суток после введения вакцины может наблюдаться общая нормальная реакция: кратковременное повышение температуры тела, насморк, кашель, недомогание. Специального лечения не требуется. Но в течение 2-х недель после прививки необходим осмотр врача-терапевта .

Но, как сказала Надежда Петровна, гораздо опаснее осложнения после гриппа, о которых я уже рассказывал. А еще безопасность вакцин во много раз выше, чем лекарств, которые используются для лечения!

Из толкового словаря: Терапевт – это врач, получивший специальную медицинскую подготовку по вопросам лечения и профилактики болезней внутренних органов.

Противопоказания от прививок Если человек уже заболел гриппом /в этом случае прививку проводят не ранее чем через 1 месяц после выздоровления Если у человека есть аллергия Если человек имеет заболевания нервной системы Если человек имеет различные заболевания крови и другие тяжелые болезни  Поэтому каждому перед применением прививки необходим осмотр у врача-терапевта, а также после введения вакцины.  Из толкового словаря: Аллергия - повышенная чувствительность  организма к какому-либо веществу

Противопоказания от прививок

  • Если человек уже заболел гриппом /в этом случае прививку проводят не ранее чем через 1 месяц после выздоровления
  • Если у человека есть аллергия
  • Если человек имеет заболевания нервной системы
  • Если человек имеет различные заболевания крови и другие тяжелые болезни

Поэтому каждому перед применением прививки необходим осмотр у врача-терапевта, а также после введения вакцины.

Из толкового словаря: Аллергия - повышенная чувствительность

организма к какому-либо веществу

Практическая часть 1 шаг: Вначале я с мамой сделал Таблицу №1:

Практическая часть

1 шаг:

Вначале я с мамой

сделал Таблицу №1:

2 шаг:  Затем я пошел в школьный медицинский кабинет к Надежде Петровне и попросил «Журнал прививок» за прошлый год. Из него я выписал фамилии детей нашего класса, сделавших прививки и не сделавших прививки в Таблицу №1. 3 шаг:  В медицинском кабинете я взял «Журнал заболеваемости» школы, куда заносится начало, продолжительность и окончание болезни учеников /справки/. Данные тоже вписал в Таблицу №1.

2 шаг:

Затем я пошел в школьный медицинский кабинет к Надежде Петровне и попросил «Журнал прививок» за прошлый год. Из него я выписал фамилии детей нашего класса, сделавших прививки и не сделавших прививки в Таблицу №1.

3 шаг:

В медицинском кабинете я взял «Журнал заболеваемости» школы, куда заносится начало, продолжительность и окончание болезни учеников /справки/. Данные тоже вписал в Таблицу №1.

У меня получилась такая  заполненная таблица № 1

У меня получилась такая заполненная таблица № 1

4 шаг:  Я подсчитал детей в разных столбиках и строчках Таблицы №1 . 5 шаг:   Конечные результаты я занес в сравнительную Таблицу № 2 и  проанализировал.

4 шаг:

Я подсчитал детей в разных столбиках и строчках Таблицы №1 .

5 шаг:

Конечные результаты я занес в сравнительную Таблицу № 2 и

проанализировал.

Таблица № 2 Сделали прививку от гриппа Из них заболело 20 чел. Гриппом % от числа сделавших 3 чел. Месяцы болезни детей 15 Не сделали прививку от гриппа Декабрь – 1 ч. Из них заболело гриппом 7 чел. 6 чел. Февраль - 2 ч. % от числа не сделавших Месяцы болезни детей 85 Декабрь – 2 ч. Февраль - 1 ч. Март - 3ч.

Таблица № 2

Сделали прививку от гриппа

Из них заболело

20 чел.

Гриппом

% от числа сделавших

3 чел.

Месяцы болезни детей

15

Не сделали прививку от гриппа

Декабрь – 1 ч.

Из них заболело гриппом

7 чел.

6 чел.

Февраль - 2 ч.

% от числа не сделавших

Месяцы болезни детей

85

Декабрь – 2 ч.

Февраль - 1 ч.

Март - 3ч.

вывод

вывод

  • 1 гипотеза оказалась верна!
  • Профилактическая прививка от гриппа снижает риск заболевания
5 шаг  Затем я взял классный журнал за прошлый год и выписал из него данные по продолжительности болезни у болеющих детей в Таблицу № 1. Подсчитав результаты, их я внес в сравнительную Таблицу №3 и проанализировал.

5 шаг

Затем я взял классный журнал за прошлый год и выписал из него данные по продолжительности болезни у болеющих детей в Таблицу № 1. Подсчитав результаты, их я внес в сравнительную Таблицу №3 и проанализировал.

Таблица № 3 Сделали прививку от гриппа Из них заболело Продолжительность болезни 20 Не сделали прививку от гриппа От 3 до 5 дней 7 3 Повторное заболевание От 7 до 14 дней 3 6 - - 6 - 2

Таблица № 3

Сделали прививку от гриппа

Из них заболело

Продолжительность болезни

20

Не сделали прививку от гриппа

От 3 до 5 дней

7

3

Повторное заболевание

От 7 до 14 дней

3

6

-

-

6

-

2

вывод

вывод

  • Гипотеза 2 оказалась верна!
  • Профилактическая прививка уменьшает осложнения во время и после болезни.
заключение  В заключение я вставил данные исследования по моему классу в График эпидемии гриппа по России, и они практически полностью совпали.  Изучив теорию и проведя практическое исследование, я написал Памятку о том, как не заболеть гриппом, и раздал ее ученикам нашего класса. Также я выступил перед ребятами нашего класса со своей исследовательской работой и перед родителями моих одноклассников на родительском собрании.

заключение

В заключение я вставил данные исследования по моему классу в График эпидемии гриппа по России, и они практически полностью совпали.

Изучив теорию и проведя практическое исследование, я написал Памятку о том, как не заболеть гриппом, и раздал ее ученикам нашего класса. Также я выступил перед ребятами нашего класса со своей исследовательской работой и перед родителями моих одноклассников на родительском собрании.

Памятка «Защити себя от гриппа» /1 сторона/

Памятка «Защити себя от гриппа» /1 сторона/

Памятка «Защити себя от гриппа» /2 сторона/

Памятка «Защити себя от гриппа» /2 сторона/

Вывод  Свое выступление я хочу закончить словами Ибн Рушда, известного арабского мыслителя /12 век н.э./  «То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя отвергать из-за какого-то зла, присутствующего в нём побочно»  /Интернет, Википедия/

Вывод

Свое выступление я хочу закончить словами Ибн Рушда, известного арабского мыслителя /12 век н.э./

«То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя отвергать из-за какого-то зла, присутствующего в нём побочно»

/Интернет, Википедия/

Список литературы

Список литературы

  • Комаровский Е.О. «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей» М., 2009
  • Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка», М., 2009
  • Комаровский Е.О. «Справочник здравомыслящих родителей», М., 2009
  • Иванова М.П. «Большая книга интересных фактов», М., 2008
  • Министерство здравоохранения РФ «Памятка «Что надо знать о прививках», М, 2010
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», М., 1995г
  • Интернетресурсы /Википедия, статьи, сайты/
литература

литература


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа ученика 4 класса "Прививка-средство профилактики гриппа"

Автор: Власов Игорь Михайлович

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства