kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Волшебные фирурки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас часто можно услышать, что шахматы развивают логическое мышление! Нужно учить шахматам детей в школе! И вот нам с моим учеником  стало интересно, что именно развивает эта игра у детей младшего школьного возраста? И развивает ли вообще?  Ученик с которым я готовила этот проект давно и с большим интересом увлекается шахматами. Были поставлены задачи ,которые были раскрыты

В сути нашей работы. Работа очень актуальна. Выступали на различных конкурсах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Волшебные фирурки" »

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»  Исследовательская работа  по социальному направлению  Тема :  « Волшебные фигурки»  Выполнил ученик 3 Г класса  Иванов Егор  Руководитель : Безрукова Е.Г.

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Исследовательская работа

по социальному направлению Тема : « Волшебные фигурки»

Выполнил ученик 3 Г класса Иванов Егор Руководитель : Безрукова Е.Г.

Сейчас часто можно услышать, что шахматы развивают логическое мышление! Нужно учить шахматам детей в школе! И вот мне стало интересно, что именно развивает эта игра у детей младшего школьного возраста? И развивает ли вообще?

Сейчас часто можно услышать, что шахматы развивают логическое мышление! Нужно учить шахматам детей в школе! И вот мне стало интересно, что именно развивает эта игра у детей младшего школьного возраста? И развивает ли вообще?

Исходя из этого, была определена  цель   нашего научно-исследовательского проекта: выяснить, какая польза от шахмат? выяснить, почему полезно учить детей играть в шахматы?

Исходя из этого, была определена  цель   нашего научно-исследовательского проекта: выяснить, какая польза от шахмат? выяснить, почему полезно учить детей играть в шахматы?

В работе были использованы  методы  исследования: наблюдение, эксперимент,тестирование, социологический опрос и консультации преподавателя, изучение литературы по проблеме исследования. Исследование проводилось в р.п.Майна , на базе лицея . В нём принимали участие 23 ученика 3 -их классов. Предмет  исследования: мышление детей младшего школьного возраста

В работе были использованы  методы  исследования: наблюдение, эксперимент,тестирование, социологический опрос и консультации преподавателя, изучение литературы по проблеме исследования. Исследование проводилось в р.п.Майна , на базе лицея . В нём принимали участие 23 ученика 3 -их классов.

Предмет  исследования: мышление детей младшего школьного возраста

Проект предполагает показать практическую направленность умению играть в шахматы, ответить на вопрос нужны ли шахматы в школьной программе, и привлечь внимание к занятию по шахматам в нашей школе. Стремление ответить на вопрос какая польза от игры в шахматы, определило следующие предположения нашего исследования:

Проект предполагает показать практическую направленность умению играть в шахматы, ответить на вопрос нужны ли шахматы в школьной программе, и привлечь внимание к занятию по шахматам в нашей школе. Стремление ответить на вопрос какая польза от игры в шахматы, определило следующие предположения нашего исследования:

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Гипотеза 1 : правда ли, что игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 : умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 : правда ли, что игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 : умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Были поставлены следующие  задачи :   - познакомиться с литературой и другими источниками информации по теме;   - провести анкетирование;   -определить особенности проявления и развития логического мышления  в школьном возрасте;   - сравнить единицу мышления у детей-шахматистов и детей, которые не умеют играть в шахматы;   - найти связь между шахматами и математикой;   -выполнить творческое задание – эксперимент: решение геометрических задач, используя знания и умение игры в шахматы;   - проанализировать полученный результат.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Были поставлены следующие  задачи : - познакомиться с литературой и другими источниками информации по теме; - провести анкетирование; -определить особенности проявления и развития логического мышления в школьном возрасте; - сравнить единицу мышления у детей-шахматистов и детей, которые не умеют играть в шахматы; - найти связь между шахматами и математикой; -выполнить творческое задание – эксперимент: решение геометрических задач, используя знания и умение игры в шахматы; - проанализировать полученный результат.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Игра в шахматы - не просто праздное развлечение, некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни.   Бенджамин Франклин .

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Игра в шахматы - не просто праздное развлечение, некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Бенджамин Франклин .

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?      Введение.   Все мои сверстники ходят в школу и в это время им есть чем заняться. А чем же заняться в свободное от уроков время, чтобы была польза для ума и для здоровья? Можно записаться в дом детского творчества, научиться хореографии, рисованию, музыке. Но, а если такой возможности нет, то, как отвлечь внимание от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного хождения по улицам?    Моё предложение - научиться игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. 

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Введение. Все мои сверстники ходят в школу и в это время им есть чем заняться. А чем же заняться в свободное от уроков время, чтобы была польза для ума и для здоровья? Можно записаться в дом детского творчества, научиться хореографии, рисованию, музыке. Но, а если такой возможности нет, то, как отвлечь внимание от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного хождения по улицам?  Моё предложение - научиться игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. 

Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития  мышления  . Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями. В школах Татарстана, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, где обучение шахматам включено в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. «Дети не просто начали заниматься шахматами, а повысили успеваемость по другим предметам: очень много победителей на олимпиадах по математике, физике» . Подобные эксперименты, проводившиеся в Сингапуре, Турции, Греции, США, Испании, России и других странах, показали такой же результат.

Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития  мышления  . Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями. В школах Татарстана, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, где обучение шахматам включено в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. «Дети не просто начали заниматься шахматами, а повысили успеваемость по другим предметам: очень много победителей на олимпиадах по математике, физике» . Подобные эксперименты, проводившиеся в Сингапуре, Турции, Греции, США, Испании, России и других странах, показали такой же результат.

Шахматы - старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю её возникновения относят к V-VI вв.; родиной шахмат принято считать Индию. Именно там возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражение деревянные фигуры.    Когда я был маленький, я очень любил переставлять маленькие черные и белые фигурки по клеточной доске. Позже я узнал, как ходят фигуры и в чем заключается суть игры в шахматы. Когда я пошел в первый класс, я записался в кружок «Шахматенок», там я уже серьезно стал заниматься шахматами. А сейчас помимо «Шахматенка» я посещаю детско-юношескую спортивную школу и занимаюсь в шахматном клубе.

Шахматы - старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю её возникновения относят к V-VI вв.; родиной шахмат принято считать Индию. Именно там возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражение деревянные фигуры.

Когда я был маленький, я очень любил переставлять маленькие черные и белые фигурки по клеточной доске. Позже я узнал, как ходят фигуры и в чем заключается суть игры в шахматы. Когда я пошел в первый класс, я записался в кружок «Шахматенок», там я уже серьезно стал заниматься шахматами. А сейчас помимо «Шахматенка» я посещаю детско-юношескую спортивную школу и занимаюсь в шахматном клубе.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?      Анкетирование «Популярность шахмат среди моих одноклассников»   Мы провели анкетирование среди 23 человек учащихся 3 классов, результаты занесли в таблицы     Рис.1 Анкетирование      Видно, что популярность шахмат среди моих одноклассников велика. В них играют как взрослые (родители и родные), так и дети. Большинство одноклассников считают, что шахматы развивают ум и логическое мышление.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Анкетирование «Популярность шахмат среди моих одноклассников» Мы провели анкетирование среди 23 человек учащихся 3 классов, результаты занесли в таблицы   Рис.1 Анкетирование 

Видно, что популярность шахмат среди моих одноклассников велика. В них играют как взрослые (родители и родные), так и дети. Большинство одноклассников считают, что шахматы развивают ум и логическое мышление.

Хочешь поумнеть - играй в шахматы!    Многие мои одноклассники считают, что для игры в шахматы нужны специальные способности. Известно, что научиться двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научиться ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудная задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от умения думать. Одной из важных характеристик этой потребности думать является обучаемость или интеллект. Интеллект (от латинского – Intellectus) - это совокупность всех познавательных функций человека, это мышление.   Я узнал, что развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких разных направлениях: развитие речи как средства мышления; памяти; способности к рассуждению, сравнению и умозаключениям.    Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Хочешь поумнеть - играй в шахматы!  Многие мои одноклассники считают, что для игры в шахматы нужны специальные способности. Известно, что научиться двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научиться ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудная задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от умения думать. Одной из важных характеристик этой потребности думать является обучаемость или интеллект. Интеллект (от латинского – Intellectus) - это совокупность всех познавательных функций человека, это мышление. Я узнал, что развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких разных направлениях: развитие речи как средства мышления; памяти; способности к рассуждению, сравнению и умозаключениям.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?      Испытания  Проверим, как обстоят дела с интеллектом в 3 классах. Для этого мы использовали методику Матрица Равена». Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младших школьников, логического мышления, невербального интеллекта - природные способности. Следует определить, что такое логическое мышление. Я понял, что логика - это, прежде всего здравый смысл. При выполнении данных задач нужно было выбрать маленькую картинку, которая лучше всего подходит к заданной картинке, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. Результат решения мы поместили в диаграмму

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Испытания Проверим, как обстоят дела с интеллектом в 3 классах. Для этого мы использовали методику Матрица Равена». Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младших школьников, логического мышления, невербального интеллекта - природные способности. Следует определить, что такое логическое мышление. Я понял, что логика - это, прежде всего здравый смысл. При выполнении данных задач нужно было выбрать маленькую картинку, которая лучше всего подходит к заданной картинке, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. Результат решения мы поместили в диаграмму

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Рис.2      Мы получили следующие результаты: не все ребята дали ответы на вопросы. Лучше справились с задачами те дети, которые играют в шахматы. Так, группа играющих в шахматы набрала 25 баллов, а не играющих в шахматы всего 9 баллов. 

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Рис.2

Мы получили следующие результаты: не все ребята дали ответы на вопросы. Лучше справились с задачами те дети, которые играют в шахматы. Так, группа играющих в шахматы набрала 25 баллов, а не играющих в шахматы всего 9 баллов. 

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Гибкость мышления  заключается в умении быстро находить варианты выхода из проблемной ситуации. По результатам исследования видно, что мыслить, способен каждый. От степени развития гибкости мышления зависит, насколько успешно способны мы действовать в постоянно изменяющихся условиях, приспосабливаться к ним.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гибкость мышления  заключается в умении быстро находить варианты выхода из проблемной ситуации. По результатам исследования видно, что мыслить, способен каждый. От степени развития гибкости мышления зависит, насколько успешно способны мы действовать в постоянно изменяющихся условиях, приспосабливаться к ним.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Рис.3      Количество найденных слов в группе шахматистов выше, чем у детей, не играющих в шахматы. Значит, группа шахматистов более успешна в принятии решений. 

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Рис.3

Количество найденных слов в группе шахматистов выше, чем у детей, не играющих в шахматы. Значит, группа шахматистов более успешна в принятии решений. 

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Вывод : игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. Подведем  итоги :результаты испытаний доказали, что группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами,сравнением, анализом и обобщением в предложенными заданиями.Показатели выше. Значит, игра в шахматы -занятие полезное!

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Вывод : игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление.

Подведем  итоги :результаты испытаний доказали, что группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами,сравнением, анализом и обобщением в предложенными заданиями.Показатели выше. Значит, игра в шахматы -занятие полезное!

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?      Шахматы и математика.     Многие мои одноклассники считают, что шахматы развивают ум, логику и математические способности. Для решения этой проблемы, прежде всего, разберёмся, как шахматы связаны с логикой и математикой? Математика нужна не только для того, чтобы решать задачки с цифрами и числами. Практически всё, происходящее в нашей жизни, так или иначе, связано с математикой. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. В шахматах тоже приходится строить различные комбинации и находить новые решения задач.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Шахматы и математика.   Многие мои одноклассники считают, что шахматы развивают ум, логику и математические способности. Для решения этой проблемы, прежде всего, разберёмся, как шахматы связаны с логикой и математикой? Математика нужна не только для того, чтобы решать задачки с цифрами и числами. Практически всё, происходящее в нашей жизни, так или иначе, связано с математикой. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. В шахматах тоже приходится строить различные комбинации и находить новые решения задач.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?      Четыре точки.   Мы провели эксперимент, в котором участвовало 12 человек. «Даны четыре точки; Требуется провести через эти четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку».     Ребята делали безуспешные попытки и не смогли решить задачу. Для успешного решения этой задачи нужно было выйти за пределы квадрата. Все чертили внутри квадрата. Затем давали подсказку: На шахматной доске появился ферзь и запрыгал по клеткам. По каким шахматным дорожкам должен пройти ферзь, чтобы попасть во все эти клеточки? Ферзь может перемещаться по вертикалям, горизонталям, диагоналям на любое количество клеточек.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Четыре точки. Мы провели эксперимент, в котором участвовало 12 человек. «Даны четыре точки; Требуется провести через эти четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку».

Ребята делали безуспешные попытки и не смогли решить задачу. Для успешного решения этой задачи нужно было выйти за пределы квадрата. Все чертили внутри квадрата. Затем давали подсказку: На шахматной доске появился ферзь и запрыгал по клеткам. По каким шахматным дорожкам должен пройти ферзь, чтобы попасть во все эти клеточки? Ферзь может перемещаться по вертикалям, горизонталям, диагоналям на любое количество клеточек.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Наше исследование помогло дать ответ на вопрос:  Что дает игра в шахматы детям?   В ходе исследования выяснилось, что игра в шахматы оказывает влияние на развитие интеллекта. Мы получили следующие результаты. Лучше справились с предложенными заданиями те дети, которые играют в шахматы. Среди 48 опрошенных детей играют в шахматы- 27 человек. Так, группа играющих в шахматы набрала 25 баллов, а не играющих в шахматы всего 9 баллов. Результаты испытаний доказали, ребята, играющие в шахматы, обогнали по количеству набранных баллов .Группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами ,сравнением, анализом и обобщением в предложенными заданиями. Показатели выше. Значит, игра в шахматы -занятие полезное!

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Наше исследование помогло дать ответ на вопрос:

Что дает игра в шахматы детям?  В ходе исследования выяснилось, что игра в шахматы оказывает влияние на развитие интеллекта. Мы получили следующие результаты. Лучше справились с предложенными заданиями те дети, которые играют в шахматы. Среди 48 опрошенных детей играют в шахматы- 27 человек. Так, группа играющих в шахматы набрала 25 баллов, а не играющих в шахматы всего 9 баллов. Результаты испытаний доказали, ребята, играющие в шахматы, обогнали по количеству набранных баллов .Группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами ,сравнением, анализом и обобщением в предложенными заданиями. Показатели выше. Значит, игра в шахматы -занятие полезное!

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Я считаю, что польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами нашего исследования. И чем больше ребят в нашем лицеи будут заниматься этой популярной игрой, тем лучше повысится успеваемость по всем предметам.  «Шахматы это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гёте.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Я считаю, что польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами нашего исследования. И чем больше ребят в нашем лицеи будут заниматься этой популярной игрой, тем лучше повысится успеваемость по всем предметам.

«Шахматы это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гёте.

Гипотеза 1 :  правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы?   Гипотеза 2 :  умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?     Использованная литература и интернет-источники.     Балаян Э.Н.1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.-3-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-364.  И.Л.Майзелис и М.М.Юдович:Учебник шахматной игры.государственное издательство физкультура и спорт Москва/1948 год.  Рубинштейн С.Л.  О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 73.  Таранов П.С.Интриги, мошенничество, трюки. -Симферопль: «Реноме».1997.-576с.  Теплов Б.М.  Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 147.278  Учительская газета №20, №19 статьи И.Сухин.

Гипотеза 1 правда ли, что   игра в шахматы развивает только одно умение - играть в шахматы? Гипотеза 2 умение играть в шахматы помогает решать математические задачи?

Использованная литература и интернет-источники.

Балаян Э.Н.1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.-3-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-364.

И.Л.Майзелис и М.М.Юдович:Учебник шахматной игры.государственное издательство физкультура и спорт Москва/1948 год.

Рубинштейн С.Л.  О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 73.

Таранов П.С.Интриги, мошенничество, трюки. -Симферопль: «Реноме».1997.-576с.

Теплов Б.М.  Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 147.278

Учительская газета №20, №19 статьи И.Сухин.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Волшебные фирурки"

Автор: Безрукова Елена Геннадьевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства