kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов технологии развития критического мышления в работе со словарём в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления при работе со словарем в начальных классах".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления в работе со словарём в начальных классах.»

«Использование современных образовательных технологий в работе со словарными словами»

«Использование современных образовательных технологий в работе со словарными словами»

Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не только науке, а учить учиться».  «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».  Сэмюэл Кинг Аллисон, американский физик

Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип «учить не только науке,

а учить учиться».

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

Сэмюэл Кинг Аллисон, американский физик

Актуальность :  как научить детей грамотно писать.  Проблема: можно ли процесс изучения словарных слов сделать интересным и лёгким для запоминания?  Можно предположить, что новые приёмы изучения словарных слов, помогут ученикам легче и быстрее запомнить эти слова.

Актуальность : как научить детей грамотно писать.

  • Проблема: можно ли процесс изучения словарных слов сделать интересным и лёгким для запоминания?
  • Можно предположить, что новые приёмы изучения словарных слов, помогут ученикам легче и быстрее запомнить эти слова.

При изучении словарных слов можно использовать различные технологии, приёмы и методы. ТЕХНОЛОГИЯ развития КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ учит думать  развивает творчество учит задавать вопросы помогает работать с информацией, делать выводы

При изучении словарных слов можно использовать различные

технологии, приёмы и методы.

ТЕХНОЛОГИЯ

развития

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

учит думать

развивает творчество

учит задавать вопросы

помогает работать с информацией,

делать выводы

Мы определили правила всей работы:  1. При записи словарных слов произносить их по слогам, проверяя написание по словарю. 2. На письме выделять  словарные слова другим цветом.

Мы определили правила всей работы:

  • 1. При записи словарных слов произносить их по слогам, проверяя написание по словарю.
  • 2. На письме выделять

словарные слова другим цветом.

  • 3. Использовать при выполнении каждого задания как можно больше слов из словаря.
Приём «Синквейн»

Приём «Синквейн»

Синквейн со словарными словами Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Ученик должен хорошо учиться. Школьник.   Товарищ. Добрый, умный. Дружит, выручает, советует. Товарищ поможет в беде. Друг.

Синквейн со словарными словами

Ученик.

Умный, воспитанный.

Читает, узнает, умнеет.

Ученик должен хорошо учиться.

Школьник.

Товарищ.

Добрый, умный.

Дружит, выручает, советует.

Товарищ поможет в беде.

Друг.

ГОРОД много машин и трамваев Москва – столица России. В столице сегодня  Девочки и мальчики изображают на картинах и рисунках  столицу своей Родины . хорошая  погода ? Приём «Корзина идей»  СТОЛИЦА  В корзину «складывается» всё, что относится к словарному слову. Задание: для записи использовать как можно больше слов из словаря.

ГОРОД

много машин и трамваев

Москва – столица России.

В столице

сегодня

Девочки и мальчики изображают на картинах и рисунках столицу своей Родины .

хорошая погода ?

Приём «Корзина идей»

СТОЛИЦА

В корзину «складывается» всё, что относится к словарному слову. Задание: для записи использовать как можно больше слов из словаря.

Бросаем кубик. Необходимо сформулировать вопрос или задание со словарным словом по грани, на которую выпадет кубик. Игра Американский ученый, психолог Бенджамин Блум

Бросаем кубик. Необходимо сформулировать вопрос или задание со словарным словом по грани, на которую выпадет кубик.

Игра

Американский ученый, психолог Бенджамин Блум

Назови овощи Приём«КУБИК БЛУМА»  Задание: на каждой грани кубика напишите вопрос или задание со словарным словом, раскрась и склей кубик. Объясни, чем полезны овощи Поделись своими знаниями о вороне, воробье, синице Придумай со словом  овощи предложение или загадку Придумай рассказ или сказку про ВОРОБЬЯ, ВОРОНУ  и  СОРОКУ  Предложи нарисовать  воробья, ворону и синицу

Назови овощи

Приём«КУБИК БЛУМА» Задание: на каждой грани кубика напишите вопрос или задание со словарным словом, раскрась и склей кубик.

Объясни, чем полезны овощи

Поделись своими знаниями о вороне, воробье, синице

Придумай со словом овощи предложение или загадку

Придумай рассказ или сказку про

ВОРОБЬЯ,

ВОРОНУ и СОРОКУ

Предложи нарисовать воробья, ворону и синицу

Приём «Ромашка Блума»  (можно использовать любой текст, где есть словарные слова)

Приём «Ромашка Блума» (можно использовать любой текст, где есть словарные слова)

Как звали главного  героя ? Правильно ли я поняла, что Котька украл огурцы ? Почему Котька не хотел нести огурцы  обратно на огород ? Чтобы произошло, если бы мама не сказала вернуть часть урожая  огурцов  ? Как вы относитесь к поступку мальчиков ? Как бы вы поступили на месте главного героя мальчика Котьки ? Задание:  запишите на обратной стороне название произведения и вопросы (используя словарные слова). Н.Носов «Огурцы» Раскрасьте лепестки.

Как звали главного героя ?

Правильно ли я поняла, что Котька украл огурцы ?

Почему Котька не хотел нести огурцы обратно на огород ?

Чтобы произошло, если бы мама не сказала вернуть часть урожая огурцов ?

Как вы относитесь к поступку мальчиков ?

Как бы вы поступили на месте главного героя мальчика Котьки ?

Задание: запишите

на обратной стороне

название произведения

и вопросы

(используя словарные слова).

Н.Носов

«Огурцы»

Раскрасьте лепестки.

Таблица вопросов « ТОЛСТЫХ » « ТОНКИХ » Объясните, почему Что общего Как вы считаете, что произойдёт, если Согласны ли вы, что В чём различие слов Когда говорят, что Предположите, что будет, если Верно ли, что Ответы на «толстые» вопросы – подробные и сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие. Используйте как можно больше словарных слов.

Таблица вопросов

« ТОЛСТЫХ »

« ТОНКИХ »

Объясните, почему

Что общего

Как вы считаете, что произойдёт, если

Согласны ли вы, что

В чём различие слов

Когда говорят, что

Предположите, что будет, если

Верно ли, что

Ответы на «толстые» вопросы – подробные и

сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие. Используйте как можно больше словарных слов.

Таблица вопросов « ТОЛСТЫХ » « ТОНКИХ » Объясните, почему КОНЬКИ  имеют такое название? Что общего в словах КЛАСС, РУССКИЙ, АЛЛЕЯ ? Как вы считаете, что произойдёт, если положить кусок САХАРА в СТАКАН или в любую ПОСУДУ с водой? Согласны ли вы, что в слове ЗАВОД на конце пишется парный согласный Д?  В чём различие слов Родина и родина ? Когда говорят, что « МЕДВЕДЬ на ухо наступил»? Предположите, что будет, если семена ОГУРЦА, ПОМИДОРА, КАПУСТЫ, ГОРОХА, ПШЕНИЦЫ посадить в ПЕСОК ? Верно ли, что вырастут полезные РАСТЕНИЯ из семян ЛИМОНА  и ЯБЛОКА . Ответы на «толстые» вопросы – подробные и сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие.

Таблица вопросов

« ТОЛСТЫХ »

« ТОНКИХ »

Объясните, почему КОНЬКИ имеют такое название?

Что общего в словах КЛАСС, РУССКИЙ, АЛЛЕЯ ?

Как вы считаете, что произойдёт, если положить кусок САХАРА в СТАКАН или в любую ПОСУДУ с водой?

Согласны ли вы, что в слове ЗАВОД на конце пишется парный согласный Д?

В чём различие слов

Родина и родина ?

Когда говорят, что « МЕДВЕДЬ на ухо наступил»?

Предположите, что будет, если семена ОГУРЦА, ПОМИДОРА, КАПУСТЫ, ГОРОХА, ПШЕНИЦЫ посадить в ПЕСОК ?

Верно ли, что вырастут полезные РАСТЕНИЯ из семян ЛИМОНА и ЯБЛОКА .

Ответы на «толстые» вопросы – подробные и

сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие.

ДЕЖУРНЫЙ Класс делится на группы. Каждой группе достаётся по 1-2 шляпы и одно словарное слово (например, ЛИМОН, СЕВЕР, МОРОЗ).   Задание : посовещайтесь и письменно ответьте на вопросы, используя в ответе данное слово или однокоренные слова.

ДЕЖУРНЫЙ

Класс делится на группы. Каждой группе достаётся по 1-2 шляпы и одно словарное слово (например, ЛИМОН, СЕВЕР, МОРОЗ).

Задание : посовещайтесь и письменно ответьте на вопросы, используя в ответе данное слово или однокоренные слова.

Дежурный - самый ответственный ученик в классе . Дежурный в классе – помощник учителя . Дежурный не выходит из класса на перемене. ДЕЖУРНЫЙ Мы хорошо  дежурим в классе. Когда же я буду дежурным! Дежурный ученик раздаёт тетради по русскому языку .

Дежурный - самый ответственный ученик в классе .

Дежурный в классе – помощник учителя .

Дежурный не выходит из класса на перемене.

ДЕЖУРНЫЙ

Мы хорошо дежурим в классе.

Когда же я буду дежурным!

Дежурный ученик раздаёт тетради по русскому языку .

Приём «Алфавит»  (для словарного слова СОБАКА ) Каждая группа может заполнять свою часть общего задания -это приём «Мозаика» для групповой или парной работы.

Приём «Алфавит» (для словарного слова СОБАКА )

Каждая группа может заполнять свою часть общего задания -это приём «Мозаика» для групповой или парной работы.

  • 1. А ртемон собака Мальвины.
  • 2. Б олонка – порода собаки .
  • 3. В иляет хвостом собака .
  • 4. Г ромко лает собака .
  • 5. Д икая собака Динго.
  • 6. Е нотовидная собака .
  • 7. Ж учка – кличка собаки .
  • 8. З лая собака .
Приём «Развивающий канон»  Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.  яблоко  –  фрукт = арбуз - …  ноябрь – месяц = Москва - …  ворона – корова = молоток - …  квартира – комната = город – …

Приём «Развивающий канон» Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.

яблоко фрукт = арбуз - …

ноябрь – месяц = Москва - …

ворона – корова = молоток - …

квартира – комната = город – …

Приём «Развивающий канон»  Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.  яблоко  –  фрукт = арбуз - …  (ягода) ноябрь – месяц = Москва - …  (город) ворона – корова = молоток - …  (молоко) квартира – комната = город – …  (улица)

Приём «Развивающий канон» Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.

яблоко фрукт = арбуз - …

(ягода)

ноябрь – месяц = Москва - …

(город)

ворона – корова = молоток - …

(молоко)

квартира – комната = город – …

(улица)

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» завтрак Выглядит, как… Звучит, как…  стол  тишина посуда  вежливые слова молоко сахар стакан яблоко фрукты аккуратность

Приём

«Выглядит, как… . Звучит, как… .»

завтрак

Выглядит, как…

Звучит, как…

стол

тишина

посуда

вежливые слова

молоко

сахар

стакан

яблоко

фрукты

аккуратность

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» огород Выглядит, как… Звучит, как…

Приём

«Выглядит, как… . Звучит, как… .»

огород

Выглядит, как…

Звучит, как…

Приём «Выглядит, как… . Звучит, как… .» огород Выглядит, как… Звучит, как… земля тишина растения, овощи разговор людей капуста, морковь шум трактора картофель, горох смех ребят огурец, помидор карканье ворон лопата чириканье воробьёв трактор урожай

Приём

«Выглядит, как… . Звучит, как… .»

огород

Выглядит, как…

Звучит, как…

земля

тишина

растения, овощи

разговор людей

капуста, морковь

шум трактора

картофель, горох

смех ребят

огурец, помидор

карканье ворон

лопата

чириканье воробьёв

трактор

урожай

Приём «Верно - неверно»  1 да нет 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Задание:  если уверены, что словарное слово записано верно , то во второй строке поставьте «+», если нет, то «-».

Приём

«Верно - неверно»

1

да

нет

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задание: если уверены, что словарное слово записано верно , то во второй строке поставьте «+», если нет, то «-».

Физкультминутка Передаём по кругу карточки со словарными словами и выполняем задания:  карточка со словарным словом «ПЕНАЛ» –  2 приседания;  карточка «ВОРОБЕЙ» – 2 наклона;  карточка «ЯГОДА» – 2 поворота;  карточка « СУББОТА» – 5 прыжков на месте;  карточка «СПАСИБО» – произнести это вежливое слово.

Физкультминутка

Передаём по кругу карточки со словарными словами и выполняем задания:

карточка со словарным словом «ПЕНАЛ»

2 приседания;

карточка «ВОРОБЕЙ» – 2 наклона;

карточка «ЯГОДА» – 2 поворота;

карточка « СУББОТА» – 5 прыжков на месте;

карточка «СПАСИБО» – произнести это вежливое слово.

Приём «Кластер»  (со словарным словом ОВОЩИ )      морковь  одежда горох огурец помидор  растения помидор ОВОЩИ капуста картофель

Приём «Кластер» (со словарным словом ОВОЩИ )

морковь

одежда

горох

огурец

помидор

растения

помидор

ОВОЩИ

капуста

картофель

Работа со словарными словами позволяет использовать и другие современные образовательные технологии:  технологию развития критического мышления;  проблемное обучение;  здоровьесберегающие технологии (игровые физкультминутки с использованием словарных слов, двигательная активность при групповой и парной работе, особенно при сменном составе) ;  игровые технологии; проектное обучение;

Работа со словарными словами позволяет использовать и другие современные образовательные технологии:

  • технологию развития критического мышления;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии

(игровые физкультминутки с использованием словарных слов, двигательная активность при групповой и парной работе, особенно

при сменном составе) ;

  • игровые технологии;
  • проектное обучение;

- технологию разноуровневой дифференциации.  Приемы дифференцированного обучения    при опросе учащихся при оценивании  учащихся при подаче домашнего задания Приём   « Взаимоопрос» Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить словарные слова на

- технологию разноуровневой дифференциации.

Приемы дифференцированного обучения

при опросе

учащихся

при оценивании

учащихся

при подаче

домашнего задания

Приём   « Взаимоопрос»

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить словарные слова на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может перейти в группу более высокого качества.

при подаче домашнего задания Д/з разного уровня сложности. Приём 1. Три уровня домашнего  задания.  Приём 2. Задание массивом. В задании –большой объем словарных слов. Время выполнения – произвольное (ученик выбирает самостоятельно). Учитель контролирует. Все результаты проверяются в любое время.  обязательный  минимум 1 Уровни дифференциации 3 2 творческое задание тренировочный

при подаче домашнего задания

Д/з разного уровня сложности.

Приём 1. Три уровня домашнего

задания.

Приём 2. Задание массивом.

В задании –большой объем словарных слов. Время выполнения – произвольное (ученик выбирает самостоятельно). Учитель контролирует.

Все результаты проверяются в любое время.

обязательный

минимум

1

Уровни

дифференциации

3

2

творческое задание

тренировочный

Задания при работе со словарными словами Задания на карточках. Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи. ( Указать страницу учебника, словаря, где написано словарное слово.) Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности .(Чтобы запомнить большой объём словарных слов, их лучше распределить по группам, н-р, «школьные принадлежности», «овощи» или слова с непроверяемой буквой О, буквой А и т.п.) Задания, помогающие применению полученных знаний на практике. ( Вставить в текст пропущенные словарные слова, найти и исправить ошибки, допущенные в словарных словах .) Задания с использованием приёмов ТРКМ. Задания, содержание которых найдено или придумано учеником. Альтернативные задания для добровольного выполнения.

Задания при работе

со словарными словами

  • Задания на карточках.
  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи. ( Указать страницу учебника, словаря, где написано словарное слово.)
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности .(Чтобы запомнить большой объём словарных слов, их лучше распределить по группам, н-р, «школьные принадлежности», «овощи» или слова с непроверяемой буквой О, буквой А и т.п.)
  • Задания, помогающие применению полученных знаний на практике. ( Вставить в текст пропущенные словарные слова, найти и исправить ошибки, допущенные в словарных словах .)
  • Задания с использованием приёмов ТРКМ.
  • Задания, содержание которых найдено или придумано учеником.
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения.

Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: КСО КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: КСО

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: технологию портфолио         (результатами работы учеников со словарными словами можно накапливать портфолио )

Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию:

технологию портфолио

(результатами работы учеников со словарными словами можно накапливать портфолио )

Итог: современные образовательные технологии позволяют учителю и ученику продуктивнее работать со словарём и с интересом изучать словарные слова.

Итог:

современные образовательные технологии позволяют учителю и ученику продуктивнее работать со словарём и с интересом изучать словарные слова.

Игра « Волшебная рука» Обвести на бумаге свою руку. Написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Игра « Волшебная рука»

Обвести на бумаге свою руку. Написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Татьяна Николаевна

Дата: 29.08.2017

Номер свидетельства: 426583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства