В корзину «складывается» всё, что относится к словарному слову.Задание:для записи использовать как можно больше слов из словаря.
Бросаем кубик. Необходимо сформулировать вопрос или задание со словарным словом по грани, на которую выпадет кубик.
Игра
Американский ученый, психолог Бенджамин Блум
Назовиовощи
Приём«КУБИК БЛУМА»Задание:на каждой грани кубика напишите вопрос или задание со словарным словом, раскрась и склей кубик.
Объясни, чем полезныовощи
Поделись своими знаниями овороне, воробье, синице
Придумай со словомовощипредложение или загадку
Придумай рассказ или сказку про
ВОРОБЬЯ,
ВОРОНУиСОРОКУ
Предложи нарисовать воробья, ворону и синицу
Приём «Ромашка Блума»(можно использовать любой текст, где есть словарные слова)
Как звали главногогероя ?
Правильно ли я поняла, что Котька укралогурцы ?
Почему Котька не хотел нестиогурцыобратно наогород ?
Чтобы произошло, если бы мама не сказала вернуть частьурожаяогурцов ?
Как вы относитесь к поступкумальчиков ?
Как бы вы поступили на месте главногогероямальчикаКотьки ?
Задание:запишите
на обратной стороне
название произведения
и вопросы
(используя словарные слова).
Н.Носов
«Огурцы»
Раскрасьте лепестки.
Таблица вопросов
« ТОЛСТЫХ »
« ТОНКИХ »
Объясните, почему
Что общего
Как вы считаете, что произойдёт, если
Согласны ли вы, что
В чём различие слов
Когда говорят, что
Предположите, что будет, если
Верно ли, что
Ответы на «толстые» вопросы – подробные и
сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие. Используйте как можно больше словарных слов.
Таблица вопросов
« ТОЛСТЫХ »
« ТОНКИХ »
Объясните, почемуКОНЬКИимеют такое название?
Что общего в словахКЛАСС, РУССКИЙ, АЛЛЕЯ?
Как вы считаете, что произойдёт, если положить кусокСАХАРАвСТАКАНили в любуюПОСУДУс водой?
Согласны ли вы, что в словеЗАВОДна конце пишется парный согласный Д?
В чём различие слов
Родинаиродина?
Когда говорят, что «МЕДВЕДЬна ухо наступил»?
Предположите, что будет, если семенаОГУРЦА, ПОМИДОРА, КАПУСТЫ, ГОРОХА, ПШЕНИЦЫпосадить вПЕСОК?
Верно ли, что вырастут полезныеРАСТЕНИЯиз семянЛИМОНАиЯБЛОКА.
Ответы на «толстые» вопросы – подробные и
сложные, а на «тонкие» - простые и лёгкие.
ДЕЖУРНЫЙ
Класс делится на группы. Каждой группе достаётся по 1-2 шляпы и одно словарное слово (например, ЛИМОН, СЕВЕР, МОРОЗ).
Задание:посовещайтесь и письменно ответьте на вопросы, используя в ответе данное слово или однокоренные слова.
Дежурный- самый ответственныйучениквклассе.
Дежурныйвклассе– помощникучителя.
Дежурныйне выходит изклассана перемене.
ДЕЖУРНЫЙ
Мыхорошодежуримвклассе.
Когда же я будудежурным!
Дежурный ученикраздаёттетрадипорусскому языку.
Приём «Алфавит»(для словарного словаСОБАКА)
Каждая группа может заполнять свою часть общего задания -это приём «Мозаика» для групповой или парной работы.
1.Артемон–собакаМальвины.
2.Болонка – породасобаки.
3.Виляет хвостомсобака.
4.Громко лаетсобака.
5.ДикаясобакаДинго.
6.Енотовиднаясобака.
7.Жучка – кличкасобаки.
8.Злаясобака.
Приём «Развивающий канон»Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.
яблоко–фрукт = арбуз - …
ноябрь – месяц = Москва - …
ворона – корова = молоток - …
квартира – комната = город – …
Приём «Развивающий канон»Даны 3 слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях.
яблоко–фрукт = арбуз - …
(ягода)
ноябрь – месяц = Москва - …
(город)
ворона – корова = молоток - …
(молоко)
квартира – комната = город – …
(улица)
Приём
«Выглядит, как… . Звучит, как… .»
завтрак
Выглядит, как…
Звучит, как…
стол
тишина
посуда
вежливые слова
молоко
сахар
стакан
яблоко
фрукты
аккуратность
Приём
«Выглядит, как… . Звучит, как… .»
огород
Выглядит, как…
Звучит, как…
Приём
«Выглядит, как… . Звучит, как… .»
огород
Выглядит, как…
Звучит, как…
земля
тишина
растения, овощи
разговор людей
капуста, морковь
шумтрактора
картофель, горох
смехребят
огурец, помидор
карканьеворон
лопата
чириканьеворобьёв
трактор
урожай
Приём
«Верно - неверно»
1
да
нет
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Задание:если уверены, что словарное слово записано верно , то во второй строке поставьте «+», если нет, то «-».
Физкультминутка
Передаём по кругу карточки со словарными словами и выполняем задания:
карточка со словарным словом «ПЕНАЛ» –
2 приседания;
карточка «ВОРОБЕЙ» – 2 наклона;
карточка «ЯГОДА» – 2 поворота;
карточка « СУББОТА» – 5 прыжков на месте;
карточка «СПАСИБО» – произнести это вежливое слово.
Приём «Кластер»(со словарным словомОВОЩИ)
морковь
одежда
горох
огурец
помидор
растения
помидор
ОВОЩИ
капуста
картофель
Работа со словарными словами позволяет использовать и другие современные образовательные технологии:
технологию развития критического мышления;
проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии
(игровые физкультминутки с использованием словарных слов, двигательная активность при групповой и парной работе, особенно
при сменном составе);
игровые технологии;
проектное обучение;
- технологию разноуровневой дифференциации.
Приемы дифференцированного обучения
при опросе
учащихся
при оценивании
учащихся
при подаче
домашнего задания
Приём «Взаимоопрос»
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить словарные слова на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может перейти в группу более высокого качества.
при подаче домашнего задания
Д/з разного уровня сложности.
Приём 1. Три уровня домашнего
задания.
Приём 2. Задание массивом.
В задании –большой объем словарных слов. Время выполнения – произвольное (ученик выбирает самостоятельно). Учитель контролирует.
Все результаты проверяются в любое время.
обязательный
минимум
1
Уровни
дифференциации
3
2
творческое задание
тренировочный
Задания при работе
со словарными словами
Задания на карточках.
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.(Указать страницу учебника, словаря, где написано словарное слово.)
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.(Чтобы запомнить большой объём словарных слов, их лучше распределить по группам, н-р, «школьные принадлежности», «овощи» или слова с непроверяемой буквой О, буквой А и т.п.)
Задания, помогающие применению полученных знаний на практике.(Вставить в текст пропущенные словарные слова, найти и исправить ошибки, допущенные в словарных словах.)
Задания с использованием приёмов ТРКМ.
Задания, содержание которых найдено или придумано учеником.
Альтернативные задания для добровольного выполнения.
Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию: КСО
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Работа со словарными словами позволяет использовать современную образовательную технологию:
технологию портфолио
(результатами работы учеников со словарными словами можно накапливать портфолио)
Итог:
современные образовательные технологии позволяют учителю и ученику продуктивнее работать со словарём и с интересом изучать словарные слова.
Игра « Волшебная рука»
Обвести на бумаге свою руку. Написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.