kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Инструменты проблемно-ориентированного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны задачи проблемно-ориентированного обучения, определена цель. Даны характеристики моделей ТРИЗ: "Элемент - имя признака- значение признака", "Системный оператор", "Противоречие -Идеальный конечный результат" ( ИКР) -Ресурсы".  Приведены примеры. Перечислены другие модели ТРИЗ : "Точка зрения", "Три мира", "Фантастический мир". Данная презентация составлена в соответствии с ФГОС НОО. Может использоваться учителями для изучения новых педагогических технологий в соответствии с введением федеральных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Инструменты проблемно-ориентированного обучения" »

«Инструменты проблемно-ориентированного  обучения»  Учитель начальных классов, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» Колебер Галина Федоровна

«Инструменты

проблемно-ориентированного

обучения»

Учитель начальных классов,

зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

Колебер Галина Федоровна

Проблемно-ориентированное обучение Цель проблемно - ориентированного обучения: - не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов; -формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.

Проблемно-ориентированное обучение

  • Цель проблемно - ориентированного обучения:

- не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов;

-формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.

Проблемно-ориентированное обучение на базе ТРИЗ Развивающее обучение ТРИЗ Проблемно-поисковый метод Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы Выдвижение предположений и обоснования гипотезы с помощью инструментов ТРИЗ  Проверка правильности решения проблемы Проблемно-поисковый метод : Проблемная ситуация Проблема Поиск способов её решения Решение проблемы

Проблемно-ориентированное обучение на базе ТРИЗ

Развивающее обучение

ТРИЗ

Проблемно-поисковый метод

Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

Выдвижение предположений и обоснования гипотезы с помощью инструментов ТРИЗ

Проверка правильности решения проблемы

Проблемно-поисковый метод :

Проблемная ситуация

Проблема

Поиск способов её решения

Решение проблемы

Т еория Р ешения И зобретательских З адач

Т еория Р ешения И зобретательских З адач

  • позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям;
  • решить эти задачи с помощью приёмов и принципов;
  • получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие;
  • спрогнозировать и предупредить проблемы .
Инструменты, позволяющие работать с проблемами:

Инструменты, позволяющие работать с проблемами:

  • во-первых, инструменты, о которых идет речь, – это модели;
  • во-вторых, это информационные модели.
  • Они могут быть представлены в материальном мире разными способами: словами, схемой, рисунком... Пример модели для текстовой информации – ключевые слова, которые используются для поиска нужных текстов в библиотечном каталоге или в сети Интернет.
ПЕРВАЯ НАША ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.

ПЕРВАЯ НАША ЗАДАЧА –

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.

Модель  «Элемент – имя признака – значение признака» - это основной инструмент для обучения построению информационных моделей.

Модель

«Элемент – имя признака – значение признака» - это основной инструмент для обучения построению информационных моделей.

Учим детей разделять в признаке: ИМЯ ПРИЗНАКА и ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКА (имя признака – цвет, значения – красный, синий, голубой, зеленый и т. п.).
  • Учим детей разделять в признаке:
  • ИМЯ ПРИЗНАКА и
  • ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКА
  • (имя признака – цвет,
  • значения – красный, синий, голубой, зеленый и т. п.).
Русский язык, раздел “Слово и его значение” (2 класс)   Объект (элемент мира) Имена признаков Школа Значения признаков здание из кирпича, дерева, бетона парта предмет мебели, сделан из дерева место, где учатся за ней сидят в школе

Русский язык, раздел “Слово и его значение” (2 класс)

Объект (элемент мира)

Имена признаков

Школа

Значения признаков

здание из кирпича, дерева, бетона

парта

предмет мебели, сделан из дерева

место, где учатся

за ней сидят в школе

ВТОРАЯ ЗАДАЧА -  НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ, УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА -

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ, УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.

Модель «Элемент –имена признаков –значения признаков»  «Системный оператор» 6 Надсистема в прошлом 3 4 Надсистема 9 Система в прошлом 1 Система 5 2 Надсистема в будущем Выбранный объект, его функция Части системы в прошлом Прошлое 7 Подсистема 8 Система в будущем Настоящее Части системы Подсистема в будущем Будущее

Модель «Элемент –имена признаков –значения признаков» «Системный оператор»

6

Надсистема в прошлом

3

4

Надсистема

9

Система в прошлом

1 Система

5

2

Надсистема в будущем

Выбранный объект, его функция

Части системы в прошлом

Прошлое

7

Подсистема

8

Система в будущем

Настоящее

Части системы

Подсистема в будущем

Будущее

«Системный оператор» 6 растение леса 3 4 растение леса 1  5 9 саженец  ------- дерево 2  корни, тонкий невысокий ствол, ветви Прошлое 7 корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды  8 пень Настоящее сухие корни, сухой обрубок ствола Будущее

«Системный оператор»

6

растение леса

3

4

растение леса

1

5

9

саженец

-------

дерево

2

корни, тонкий невысокий ствол, ветви

Прошлое

7

корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды

8

пень

Настоящее

сухие корни, сухой обрубок ствола

Будущее

Модель ТРИЗ – технологии  «Системный оператор» 6  домашняя утварь 3 4 бытовая техника 9 веник 1 5 2  бытовая техника пылесос прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе Прошлое 7 корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения  8 скоростной аппарат по уборке помещений Настоящее Фантазия и воображение Будущее детей

Модель ТРИЗ – технологии «Системный оператор»

6

домашняя утварь

3

4

бытовая техника

9

веник

1

5

2

бытовая техника

пылесос

прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе

Прошлое

7

корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения

8

скоростной аппарат по уборке помещений

Настоящее

Фантазия и воображение

Будущее

детей

Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то»  Если мы рассмотрим что-то …(объект). Это что-то  для чего-то…(функция объекта), Это что-то  часть чего-то…(подсистема объекта). Это что-то из чего – то…(надсистема работы). Чем-то было раньше что-то … (про-шлое объекта). Что-то будет с этим что-то … (будущее объекта). Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.

Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то …(объект). Это что-то для чего-то…(функция объекта), Это что-то часть чего-то…(подсистема объекта). Это что-то из чего – то…(надсистема работы). Чем-то было раньше что-то … (про-шлое объекта). Что-то будет с этим что-то … (будущее объекта). Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА -  НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПЕРИРОВАТЬ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА -

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПЕРИРОВАТЬ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

Инструменты ТРИЗ для анализа и решения проблем:  модели из АРИЗ -Алгоритм решения изобретательских задач .  Решая задачу по АРИЗ, мы оперируем целым комплексом моделей, позволяющих шаг за шагом строить решение, сужая поле поиска, формулируя и разрешая противоречия.

Инструменты ТРИЗ для анализа и решения проблем:

модели из АРИЗ -Алгоритм решения изобретательских задач .

Решая задачу по АРИЗ, мы оперируем целым комплексом моделей, позволяющих шаг за шагом строить решение, сужая поле поиска, формулируя и разрешая противоречия.

Модель «Противоречие – Идеальный конечный результат (ИКР) – Ресурсы»

Модель «Противоречие – Идеальный конечный результат (ИКР) – Ресурсы»

Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:

Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:

  • для описания и изучения объектов;
  • для описания и изучения объектов как систем;
  • для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
Другие инструменты ТРИЗ:

Другие инструменты ТРИЗ:

  • МОДЕЛЬ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ » ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВЫДЕЛЯЯ В ЭЛЕМЕНТАХ МИРА ТЕ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИМ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ;
  • МОДЕЛЬ «ТРИ МИРА» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ;
  • МОДЕЛЬ «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР» И ДР.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ УУД)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Метапредметные результаты (1класс)

Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1

Коммуникативные УУД 1..Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Коммуникативные

УУД

Последние книги автора ТРИЗ:

Последние книги автора ТРИЗ:

  • Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА. –М.: «Советское pадио» 1979. Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ. –Hовосибиpск: «Hаука», 1-е издание 1986; 2-е издание –1991. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности. –Минск: «Беларусь», 1994.
ОТСМ-ТРИЗ направление представлено на сайтах:

ОТСМ-ТРИЗ направление представлено на сайтах:

  • http://www.trizminsk.org – сайт центра ОТСМ-ТРИЗ технологий http://jlproj.org и http://jlproj.ru – сайты педагогического проекта «Джонатан Ливингстон» http://www.volga-triz.ru – сайт ОО «Волга-ТРИЗ» http://www.thinking-approach.org – сайт проекта «Thinking-approach - мыслительный подход к изучению иностранных языков»
  • Работы автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера размещены на сайте
  • http://www.altshuller.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Инструменты проблемно-ориентированного обучения"

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства