В презентации даны задачи проблемно-ориентированного обучения, определена цель. Даны характеристики моделей ТРИЗ: "Элемент - имя признака- значение признака", "Системный оператор", "Противоречие -Идеальный конечный результат" ( ИКР) -Ресурсы". Приведены примеры. Перечислены другие модели ТРИЗ : "Точка зрения", "Три мира", "Фантастический мир". Данная презентация составлена в соответствии с ФГОС НОО. Может использоваться учителями для изучения новых педагогических технологий в соответствии с введением федеральных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Инструменты проблемно-ориентированного обучения" »
«Инструменты
проблемно-ориентированного
обучения»
Учитель начальных классов,
зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»
Колебер Галина Федоровна
Проблемно-ориентированное обучение
Цель проблемно - ориентированного обучения:
- не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов;
-формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемно-ориентированное обучение на базе ТРИЗ
Развивающее обучение
ТРИЗ
Проблемно-поисковый метод
Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы
Выдвижение предположений и обоснования гипотезы с помощью инструментов ТРИЗ
Проверка правильности решения проблемы
Проблемно-поисковый метод :
Проблемная ситуация
Проблема
Поиск способов её решения
Решение проблемы
ТеорияРешенияИзобретательскихЗадач
позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям;
решить эти задачи с помощью приёмов и принципов;
получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие;
спрогнозировать и предупредить проблемы .
Инструменты, позволяющие работать с проблемами:
во-первых, инструменты, о которых идет речь, – это модели;
во-вторых, это информационные модели.
Они могут быть представлены в материальном мире разными способами: словами, схемой, рисунком... Пример модели для текстовой информации – ключевые слова, которые используются для поиска нужных текстов в библиотечном каталоге или в сети Интернет.
ПЕРВАЯ НАША ЗАДАЧА –
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
Модель
«Элемент – имя признака – значение признака» - это основной инструмент для обучения построению информационных моделей.
Учим детей разделять в признаке:
ИМЯ ПРИЗНАКА и
ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКА
(имя признака – цвет,
значения – красный, синий, голубой, зеленый и т. п.).
Русский язык, раздел “Слово и его значение” (2 класс)
Объект (элемент мира)
Имена признаков
Школа
Значения признаков
здание из кирпича, дерева, бетона
парта
предмет мебели, сделан из дерева
место, где учатся
за ней сидят в школе
ВТОРАЯ ЗАДАЧА -
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ, УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Модель «Элемент –имена признаков –значения признаков»«Системный оператор»
6
Надсистема в прошлом
3
4
Надсистема
9
Система в прошлом
1 Система
5
2
Надсистема в будущем
Выбранный объект, его функция
Части системы в прошлом
Прошлое
7
Подсистема
8
Система в будущем
Настоящее
Части системы
Подсистема в будущем
Будущее
«Системный оператор»
6
растение леса
3
4
растение леса
1
5
9
саженец
-------
дерево
2
корни, тонкий невысокий ствол, ветви
Прошлое
7
корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды
8
пень
Настоящее
сухие корни, сухой обрубок ствола
Будущее
Модель ТРИЗ – технологии«Системный оператор»
6
домашняя утварь
3
4
бытовая техника
9
веник
1
5
2
бытовая техника
пылесос
прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе
Прошлое
7
корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения
8
скоростной аппарат по уборке помещений
Настоящее
Фантазия ивоображение
Будущее
детей
Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то»
Если мы рассмотрим что-то …(объект). Это что-то для чего-то…(функция объекта), Это что-то часть чего-то…(подсистема объекта). Это что-то из чего – то…(надсистема работы). Чем-то было раньше что-то … (про-шлое объекта). Что-то будет с этим что-то … (будущее объекта). Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА -
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПЕРИРОВАТЬ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
Инструменты ТРИЗ для анализа и решения проблем:
модели из АРИЗ -Алгоритм решения изобретательских задач .
Решая задачу по АРИЗ, мы оперируем целым комплексом моделей, позволяющих шаг за шагом строить решение, сужая поле поиска, формулируя и разрешая противоречия.
Модель «Противоречие – Идеальный конечный результат (ИКР) – Ресурсы»
Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:
для описания и изучения объектов;
для описания и изучения объектов как систем;
для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
Другие инструменты ТРИЗ:
МОДЕЛЬ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ » ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВЫДЕЛЯЯ В ЭЛЕМЕНТАХ МИРА ТЕ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИМ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ;
МОДЕЛЬ «ТРИ МИРА» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ;
МОДЕЛЬ «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР» И ДР.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ УУД)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий
Метапредметные результаты (1класс)
Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1
Коммуникативные УУД 1..Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Коммуникативные
УУД
Последние книги автора ТРИЗ:
Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА. –М.: «Советское pадио» 1979. Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ. –Hовосибиpск: «Hаука», 1-е издание 1986; 2-е издание –1991. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности. –Минск: «Беларусь», 1994.
ОТСМ-ТРИЗ направление представлено на сайтах:
http://www.trizminsk.org –сайт центра ОТСМ-ТРИЗ технологийhttp://jlproj.orgиhttp://jlproj.ru –сайты педагогического проекта «Джонатан Ливингстон»http://www.volga-triz.ru –сайт ОО «Волга-ТРИЗ»http://www.thinking-approach.org –сайт проекта «Thinking-approach - мыслительный подход к изучению иностранных языков»
Работы автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера размещены на сайте