kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии развивающего обучения как средство творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные  технологии развивающего  обучения как средство творческого  потенциала младших  школьников
в рамках реализации  ГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии развивающего обучения как средство творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ГОС»

Инновационные технологии  развивающего обучения  как средство творческого потенциала  младших школьников  в рамках реализации ГОС   Учитель начальных классов  МОУ «ШКОЛА № 16 Г.ТОРЕЗА»  Киба Наталья Викторовна

Инновационные технологии развивающего обучения как средство творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ГОС Учитель начальных классов МОУ «ШКОЛА № 16 Г.ТОРЕЗА» Киба Наталья Викторовна

Теория развивающего обучения берет свое  начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.   Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.   Термин

Теория развивающего обучения берет свое

начало в работах И.Г. Песталоцци,

Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. 

Научное обоснование этой теории дано в трудах

Л.С. Выготского.

Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения. 

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.

Что такое развивающее обучение?  Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).   Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.   Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.  Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Что такое развивающее обучение?

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). 

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. 

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Развивающее обучение  - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены

Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:     . 1) обучение на высоком уровне трудности;  2) ведущая роль теоретических знаний;  3) высокий темп изучения материала;  4) осознание школьниками процесса учения;  5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

.

1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Занков сделал вывод, что имеется «фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии». Развивающий эффект системы Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника — как следствие» (Занков Л.В. Избр. пед. труды. 1990. С. 306). В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием, об их сложных динамических зависимостях, не позволяющих охватить связь причины и следствия наперед данной формулой. Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность» (Там же. С. 306), но в чем конкретно состоит эта обусловленность, Занков не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена .

Коллектив Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста — это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.  В. В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий.
  • Коллектив Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста — это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.
  • В. В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий.
В настоящее время развивающее обучение понимается как: идущее впереди развития ( Л. С. Выготский); отличающееся своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития обучающихся ( Д. Б. Эльконин, В.В, Давыдов, В. В. Репкин); управление учителем психическим развитием ученика (И. А. Зимняя); целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совершенствования свойств личности, направленный на качественное изменение структуры формирующейся личности (Психологический словарь); направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавнательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей (Российская педагогическая энциклопедия).

В настоящее время развивающее обучение понимается как:

идущее впереди развития ( Л. С. Выготский);

отличающееся своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития обучающихся ( Д. Б. Эльконин, В.В, Давыдов, В. В. Репкин);

управление учителем психическим развитием ученика

(И. А. Зимняя);

целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совершенствования свойств личности, направленный на качественное изменение структуры формирующейся личности (Психологический словарь);

направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавнательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей (Российская педагогическая энциклопедия).

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности . Главной методической целью урока становится создание условий для проявления сознательной познавательной активности учеников .

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности .

Главной методической целью урока становится создание условий для проявления сознательной познавательной активности учеников .

Концептуальные основы технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова отражены в следующих идеях: идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения; возможности ребенка к обучению в традиционной системе обучения используются не полностью; детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия; повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка
  • Концептуальные основы технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова отражены в следующих идеях:
  • идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения;
  • возможности ребенка к обучению в традиционной системе обучения используются не полностью;
  • детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия;
  • повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка
Следовательно, развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности.

Следовательно, развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности.

Л. В. Занковым разработаны дидактические принципы развивающего обучения : целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребенка; ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков); обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; осознание ребенком процесса учения (принцип сознательности, обращенной на свою деятельность); принцип единства аффекта и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ); проблематизация содержания (коллизии); вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; работа над развитием всех (сильных, средних и слабых) детей.

Л. В. Занковым разработаны дидактические принципы развивающего обучения :

целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребенка;

ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);

обучение на высоком уровне трудности;

продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

осознание ребенком процесса учения (принцип сознательности, обращенной на свою деятельность);

принцип единства аффекта и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

проблематизация содержания (коллизии);

вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

работа над развитием всех (сильных, средних и слабых) детей.

Главные принципы развивающего обучения Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л. С. Выготский) . Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения . Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие). Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).

Главные принципы развивающего обучения

  • Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л. С. Выготский) .
  • Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения .
  • Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
  • Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).

Дидактические принципы : Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения. Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН). Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения. Содержательные обобщения. Знания, конструирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
  • Дидактические принципы :
  • Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.
  • Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
  • Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.
  • Содержательные обобщения. Знания, конструирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
Методика: Дедуктивный способ подачи информации . Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. Принцип проблемности как условие мотивации. Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения Принцип моделирования. Выявленное отношение учащихся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде. Обучение как активный деятельностный процесс:  Понимание учебной деятельности ребенка как деятельности по самоизменению.  Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов — учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.  Принцип диалога-полилога.  Концепция коллективно-распределенной учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

Методика:

  • Дедуктивный способ подачи информации . Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  • Принцип проблемности как условие мотивации.
  • Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения Принцип моделирования. Выявленное отношение учащихся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
  • Обучение как активный деятельностный процесс:

Понимание учебной деятельности ребенка как деятельности по самоизменению.

Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов — учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.

Принцип диалога-полилога.

Концепция коллективно-распределенной учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

Таким образом, под развивающим обучением (образованием) в настоящее время понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида и который отличается от традиционного способа тем, что в нем :
  • Таким образом, под развивающим обучением (образованием) в настоящее время понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида и который отличается от традиционного способа тем, что в нем :

—   обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребенка; — ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств; — целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации (ЗУНы), сколько формирование способностей добывать ее и использовать в реальной жизнедеятельности (компетентностный подход в образовании).

Из концепции развивающего обучения вытекает важная проблема современной дидактики: какие способы и технологии обучения развивают в большей, а какие в меньшей степени. Решение данной проблемы требует целенаправленной и согласованной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Из концепции развивающего обучения вытекает важная проблема современной дидактики: какие способы и технологии обучения развивают в большей, а какие в меньшей степени. Решение данной проблемы требует целенаправленной и согласованной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Концепции развивающего обучения .

Концепции развивающего обучения .

  • Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
  • Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
  • Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
Концепция С.А .Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределени е и самореализацию в процессе обучения.
  • Концепция С.А .Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
  • Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределени е и самореализацию в процессе обучения.
Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.  Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию .
  • Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
  • Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию .
Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности
  • Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности
Цели обучения:

Цели обучения:

  • общее психическое развитие личности;
  • создание основы для всестороннего гармоничного развития .
Содержание образования:

Содержание образования:

  • Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства .
Дидактические принципы системы :

Дидактические принципы системы :

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • изучение программного материала быстрым темпом;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы

Свойства методической системы

  • многогранность;
  • процессуальность познания;
  • разрешение коллизий;
  • вариативность
Особенности организационных форм

Особенности организационных форм

  • Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении .
  • Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении .
Содержание образования

Содержание образования

  • Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса ).
Свойства методической системы:

Свойства методической системы:

  • концепция целенаправленной учебной деятельности;
  • проблемное изложение знаний;
  • метод учебных задач;
  • коллективно-распределительная деятельность.
Список рекомендуемой литературы

Список рекомендуемой литературы

  • Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
  • Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982.
  • Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
  • Габайт Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М., 1986.
  • Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения М., 1995.
  • Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности. Томск, 1992.
  • Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
  • Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего обучения: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 59 – 68.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  • Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  • Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.
  • Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  •  
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Киба Наталья Викторовна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства