Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии развивающего обучения как средство творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ГОС»
Инновационные технологииразвивающего обучениякак средство творческого потенциаламладших школьниковв рамках реализации ГОСУчитель начальных классовМОУ «ШКОЛА № 16 Г.ТОРЕЗА»Киба Наталья Викторовна
Теория развивающего обучения берет свое
начало в работах И.Г. Песталоцци,
Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Научное обоснование этой теории дано в трудах
Л.С. Выготского.
Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.
Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.
Что такое развивающее обучение?
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Основы теории развивающего обучения были заложены
Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.
Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.
С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:
.
1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Занков сделал вывод, что имеется «фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии». Развивающий эффект системы Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника — как следствие» (Занков Л.В. Избр. пед. труды. 1990. С. 306). В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием, об их сложных динамических зависимостях, не позволяющих охватить связь причины и следствия наперед данной формулой. Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность» (Там же. С. 306), но в чем конкретно состоит эта обусловленность, Занков не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена .
Коллектив Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста — это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.
В. В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий.
В настоящее время развивающее обучение понимается как:
идущее впереди развития ( Л. С. Выготский);
отличающееся своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития обучающихся ( Д. Б. Эльконин, В.В, Давыдов, В. В. Репкин);
управление учителем психическим развитием ученика
(И. А. Зимняя);
целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совершенствования свойств личности, направленный на качественное изменение структуры формирующейся личности (Психологический словарь);
направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавнательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей (Российская педагогическая энциклопедия).
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности .
Главной методической целью урока становится создание условий для проявления сознательной познавательной активности учеников .
Концептуальные основы технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова отражены в следующих идеях:
идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения;
возможности ребенка к обучению в традиционной системе обучения используются не полностью;
детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия;
повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка
Следовательно, развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и индивидуальные особенности личности.
Л. В. Занковым разработаны дидактические принципы развивающего обучения :
целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребенка;
ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
обучение на высоком уровне трудности;
продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
осознание ребенком процесса учения (принцип сознательности, обращенной на свою деятельность);
принцип единства аффекта и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
проблематизация содержания (коллизии);
вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
работа над развитием всех (сильных, средних и слабых) детей.
Главные принципы развивающего обучения
Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л. С. Выготский) .
Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения .
Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).
Дидактические принципы :
Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.
Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.
Содержательные обобщения. Знания, конструирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
Методика:
Дедуктивный способ подачи информации . Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
Принцип проблемности как условие мотивации.
Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения Принцип моделирования. Выявленное отношение учащихся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
Обучение как активный деятельностный процесс:
Понимание учебной деятельности ребенка как деятельности по самоизменению.
Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов — учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.
Принцип диалога-полилога.
Концепция коллективно-распределенной учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.
Таким образом, под развивающим обучением (образованием) в настоящее время понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида и который отличается от традиционного способа тем, что в нем :
— обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребенка; — ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств; — целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации (ЗУНы), сколько формирование способностей добывать ее и использовать в реальной жизнедеятельности (компетентностный подход в образовании).
Из концепции развивающего обучения вытекает важная проблема современной дидактики: какие способы и технологии обучения развивают в большей, а какие в меньшей степени. Решение данной проблемы требует целенаправленной и согласованной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Концепции развивающего обучения .
Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
Концепция С.А .Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределени е и самореализацию в процессе обучения.
Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию .
Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности
Цели обучения:
общее психическое развитие личности;
создание основы для всестороннего гармоничного развития .
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства .
Дидактические принципы системы:
обучение на высоком уровне трудности;
изучение программного материала быстрым темпом;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы
многогранность;
процессуальность познания;
разрешение коллизий;
вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении .
Содержание образования
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса ).
Свойства методической системы:
концепция целенаправленной учебной деятельности;
проблемное изложение знаний;
метод учебных задач;
коллективно-распределительная деятельность.
Список рекомендуемой литературы
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982.
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
Габайт Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М., 1986.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения М., 1995.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности. Томск, 1992.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего обучения: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 59 – 68.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.
Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.