kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идеи эффективной организации процесса функциональной грамотности современных младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе обозначены основные условия функциональной грамотности младших школьников.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, общеучебные умения, ключевые компетенции, универсальные учебные действия, образовательные технологии, технологическая компетентность учителя начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идеи эффективной организации процесса функциональной грамотности современных младших школьников.»

Идеи эффективной организации процесса функциональной грамотности современных младших школьников.


В докладе обозначены основные условия функциональной грамотности младших школьников.


Ключевые слова: функциональная грамотность, общеучебные умения, ключевые компетенции, универсальные учебные действия, образовательные технологии, технологическая компетентность учителя начальных классов.


В начале 70‑х годов ХХ в. широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». В трактовке этого понятия подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально‑экономическим развитием в целом. Такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» (Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.В. Горячев и др., научный руководитель Д.И. Фельдштейн) определяет её целью «выращивание» функционально грамотной личности. Выбор этой цели объясняется тем, что только функционально грамотная личность сможет оценить сложившуюся в обществе ситуацию, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию, принять правильное решение, адаптироваться в любом социуме, овладеть современными информационными технологиями [4, с. 40]. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями [4, с. 62].

Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

1. организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

2. интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

3. оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

4. коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия).

А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно‑смысловыми, общекультурными, учебно‑познавательными, информационными, коммуникативными, социально‑трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования [2].

Цель образования в условиях компетентностного подхода – формирование компетентной личности, т.е. личности, способной самостоятельно решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Компетентностный подход даёт возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико‑ориентированным. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является не просто наращивание объёма знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности, т.е. расширение и обогащение индивидуальной копилки способов действия, средств деятельности, поведенческих операций в нестандартных ситуациях.

Авторы концепции развития универсальных учебных действий (научный руководитель А.Г. Асмолов) подчёркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Авторы выделяют четыре блока основных видов универсальных учебных

действий: 1) личностные, 2) регулятивные, 3)познавательные,

4) коммуникативные, формирование которых возможно в ходе образовательного процесса, при условии владения педагогом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих психолого‑педагогических технологий [1].

На основании зарубежного опыта решения проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников (концептуальный документ «Компоненты и характеристики альтернативной школы для ХХI века» организации «Сеть прогрессивных педагогов», основанной в США в 1990 г.), следует выделить принципы организации этого процесса:

– процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения педагогов и детей носят личностный характер;

– учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;

– учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

Наиболее известной и успешной на сегодняшний день является модель школы Садбэри Вэлли, основанной в 1968 г. Дэниэлем Гринбергом. Опыт школы Садбери Вэлли переняли многие учебные заведения по всему миру. Результаты обучения в такой модели школы показывают, что выпускники получают настоящую подготовку к жизни в обществе. Таким образом, можно утверждать:

1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

2) составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. В образовательном процессе они могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

– обучение носит деятельностный характер;

– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

– используются продуктивные формы групповой работы;

3) для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект‑субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

– проблемно‑диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини‑исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

– обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

– уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

– информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

– технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя

начальных классов является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Не менее важно умение адекватно оценивать уровень собственной деятельности и результатов совместной и самостоятельной деятельности детей.

Для повышения уровня технологической компетентности учителя начальных классов необходима организация методического сопровождения профессиональной деятельности учителя, включающего:

– своевременную информационную поддержку педагогической деятель‑

ности учителя;

– психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

– совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.












Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе :от действия к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. –

М. : Просвещение, 2008. – 151 с.


2. Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Ху‑

торского. – М. : Научно‑внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.


3. Образовательная система «Школа 2100» –качественное образование для всех : сб. мат. /

Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. -320


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трушлякова Дарья Александровна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование информационно-коммуникативной компетенции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-informatsionno-kommunikativnoi-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "296364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства