Просмотр содержимого документа
«"И.Бунин, Листопад" »
Урок литературногочтенияТема. «И.Бунин. Листопад»
4 класс
Радионова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
Цели урока
Думать
Наблюдать
Размышлять
На вопросы отвечать
Выразительно читать
Задачи урока
Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина
Учить чувствовать поэтический мир
Пополнить словарный запас обучающихся
Развивать речь,память,мышление, воображение
Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953
Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.
Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Лес, точно терем расписной,
Лиловый,золотой,богрянный,
Веселой, пестрою стенной
Стоит над светлою поляной .
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой..
Как вышки , елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в лмстве сквозной
Просветы в небе,что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И ,точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье
Лес, точно терем расписной,
Лиловый золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной
Словарная работа
золотой-желтый цвет
Лиловый -фиолетовый цвет с розовым оттенком
багряный -насыщенный красный цвет
Терем –в Древней Руси: высокий богатый дом
Вдова - женщина у которой умер муж
Лазурь –светло-синий цве т
Средства выразительности
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.
Спавнение -образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.
Олицетворение -глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.