Известно много способов уборки снега и льда. Самый распространенный из них на сегодняшний день - это посыпание дорог специальными противогололедными составами. С виду это просто безобидная белая крошка, но почему тогда так много споров об этих реагентах. Может быть они действительно опасны? Так это или нет, я попробую выяснить в ходе моей исследовательской работы.
Гипотеза:
по моему мнению, использование химических противогололедных реагентов в городе небезопасно для окружающей среды и здоровья человека.
Цель работы:
выяснить опасно или нет использование противогололедных реагентов (далее ПГР) в городах в зимний период.
Задачи работы:
изучить состав ПГР;
определить, как реагенты влияют на организм человека;
выяснить влияние ПГР на окружающую среду;
рассмотреть альтернативные методы борьбы с гололедом в городских условиях.
Методы исследования:
изучение научно-познавательских публикаций;
опытные исследования;
эксперимент: учимся правильно ходить по льду
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Глоссарий зимних погодных явлений" »
Исследовательская работа
по экологии
«Противогололедные реагенты: опасность или польза»
ученицы ГБОУ Гимназии № 63
2 «В» класса
Белевцовой Марии
Санкт-Петербург
2015 год
Содержание:
1. Введение 3
2. Теоретическая часть 4
2.1.История появления противогололедных реагентов. 4
2.2. Разновидности противогололедных реагентов. 4
2.3. Требования к применению противогололедных реагентов. 5
2.4. Состав противогололедных реагентов. 6
2.5. Последствия использования противогололедных реагентов в городах. 7
2.6. Опыт зарубежных стран в борьбе со снегом и гололедицей. 7
3. Практическая часть. 9
4. Заключение. 11
5. Список используемой литературы. 12
1. Введение
Зима – веселое и увлекательное время года: сани, лыжи, коньки, игры в снежки и другие забавы. Но именно в этот период число травм вырастает в несколько раз. Причин много, начиная с банального переохлаждения и заканчивая переломами костей при падении в гололед и снегопад.
За январь 2015 года от гололеда в Санкт-Петербурге пострадал 1081 человек.
Лидеры:
Невский (141)
Выборгский (121)
Калининский (113)
Приморский (104) районы.
Невский р-н Выборгский р-н Калининский р-н Приморский р-н
Причем, по словам врача-травматолога Городской Мариинской больницы, страшнее даже не похолодание, а потепление, когда застывший снег превращается в лед, а улицы города в катки. Травмы от падения на льду одинаково опасны, как для молодых, так и для пожилых. Если молодые люди при падении чаще ломают руки, то пожилые получают более сложные травмы, такие, например, как перелом шейки бедра.
Известно много способов уборки снега и льда. Самый распространенный из них на сегодняшний день - это посыпание дорог специальными противогололедными составами. С виду это просто безобидная белая крошка, но почему тогда так много споров об этих реагентах. Может быть они действительно опасны? Так это или нет, я попробую выяснить в ходе моей исследовательской работы.
Гипотеза:
по моему мнению, использование химических противогололедных реагентов в городе небезопасно для окружающей среды и здоровья человека.
Цель работы:
выяснить опасно или нет использование противогололедных реагентов (далее ПГР) в городах в зимний период.
Задачи работы:
изучить состав ПГР;
определить, как реагенты влияют на организм человека;
выяснить влияние ПГР на окружающую среду;
рассмотреть альтернативные методы борьбы с гололедом в городских условиях.
Методы исследования:
изучение научно-познавательских публикаций;
опытные исследования;
эксперимент: учимся правильно ходить по льду
2. Теоретическая часть
2.1.История появления противогололедных реагентов.
В России борьбу с гололедом начали вести с 1920 года. Тогда для этой цели использовали песок, гранитную или мраморную крошку, поваренную соль и даже золу.
Начиная с 70-х годов все чаще для борьбы со льдом стали использовать техническую соль. Она обладала рядом достоинств: была дешевой, действовала при низких температурах и легко транспортировалась. Однако она также имела и множество существенных недостатков – прежде всего экологического характера. В Москве ежегодно погибало по 250 тысяч деревьев. Специалисты даже подсчитали: к концу ХХ века на улицы и дороги мегаполисов России высыпали 450 тыс. т песка и соли. Соль стала настоящей бедой для городских коммуникаций, она просто их разъедала.
С 1996 года в мегаполисах России для борьбы с гололедом начали применять антигололедные смеси, основу которых составляли обычная поваренная соль, но более грубого помола с какими-нибудь примесями.
Уже с зимы 2001-2002 годов стали менять соль на экологически безопасные и более технологичные противогололедные реагенты (ПГР). По крайней мере, так заявляют производители этих смесей.
2.2. Разновидности противогололедных реагентов.
Антигололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными, имеют различный состав, но все они имеют одно общее свойство – улучшать плавление снега. В снежную, слякотную погоду чаще всего используются твердые реагенты, а в сухую, при гололеде – жидкие.
При попадании твердого ПГР на поверхность снега или льда его кристаллы начинают впитывать влагу из окружающей среды и плавиться в жидкость. При этом выделяется тепло, которое и используется для растопления снега. Далее эта «каша» из реагента, снега и льда должна предотвращать возникновение новых гололедиц.
Жидкие реагенты, напротив, используют до выпадения осадков и желательно при температуре от –5 °С и ниже. Их распределяют с помощью специальных машин на больших территориях.
Все противогололедные реагенты должны быть сертифицированы, иметь паспорт безопасности и быть безвредными для экологии и здоровья. Этот состав проверяется различными экологическими организациями. Они оценивают, насколько их использование безопасно для окружающей среды: растений, воды, почвы.
2.3. Требования к применению противогололедных реагентов.
Согласно «Требованиям к противогололедным материалам ОДН 218.2.027-2003», разработанными Министерством транспорта России все химические противогололедные реагенты должны удовлетворять следующим требованиям:
«5.6.1. Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах, должны выполнять следующие функции:
- понижать температуру замерзания воды;
- ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;
- проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы их смерзания с дорожным покрытием;
- не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов;
- быть технологичными при хранении, транспортировке и применении;
- не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду (зеленые насаждения) и не оказывать токсичного действия на человека и животных;
- не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу, резину».
Но самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией. Основное правило состоит в том, чтобы использовать реагенты в строгих пропорциях.
Например, для технической соли необходимо соблюдать дозировку – 10 г на 1м2 (это примерно 3 столовые ложки). Выпускаются даже специальные тележки для правильной посыпки дорожек реагентами. Правда я их видела только на картинках…
У нас во дворе это выглядит скорее так:
Согласно п. 5.8 и 5.10.5.3 «Правил для зимней уборки городских территорий»: «запрещается применение технической соли в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах… Также запрещается вывоз грязного, засоленного снега на свалки и сброс его в реки и водоемы...» Для утилизации должны использоваться снегоплавильные станции.
Кроме того есть инструкция о том, что после посыпки снега реагентами он должен быть убран через 3 часа. Это необходимо для того, чтобы избежать «растаскивания» химических компонентов с обувью пешеходов по дворовым территориям. Однако на практике этого не происходит – реагенты разбрасываются повсюду в больших количествах, нанося непоправимый ущерб экологии. А контролирующие организации следят только за составом образцов ПГР по документам производителя.
2.4. Состав противогололедных реагентов.
По заявлению производителей ПГР на 90 % состоят из технической соли и еще 10% - это различные добавки. Они нужны для того, чтобы уменьшить вредное влияние на экологию, улучшить плавление льда. Также добавляют антикоррозийные вещества (для того, чтобы защитить машины и разные железные опоры от ржавения и разрушения) и иногда удобрения. Одно только перечисление этих химических реагентов действует удручающе.
Ртуть – относится к 1-му, самому высокому классу опасности. Для живого организма не бывает безопасных доз этого коварного металла. Даже если разбить дома ртутный градусник или лампу дневного света, нужно сразу вызывать санитарную службу.
Свинец – вызывает отравления, заболевания костной системы, снижение иммунитета и поражение всей кровеносной системы человека.
Фтор и фториды – относятся ко 2-му классу опасных веществ, они вреднее даже свинца. 2 грамма фтора – смертельная доза для человека. Его избыток приводит к тяжелым отравлениям и проблемам в работе мозга. Он губителен для молодых посадок.
Ацетаты – способны провоцировать приступы удушья и аллергические реакции.
Сульфаты – накапливаются в организме и вызывают разные заболевания. Чаще всего они провоцируют аллергию и снижают способность организмов размножаться.
При использовании этих веществ необходимо надевать респиратор и пользоваться резиновыми перчатками и специальной обувью. При превышении допустимых доз они наносят вред всем живым организмам.
2.5. Последствия использования противогололедных реагентов в городах.
Первое требование к реагентам – это безопасность передвижения автомобилей. Но от всех этих добавок у ПГР повышается вязкость раствора, а это все равно, что на дорогу положить банановую кожуру. В результате автомобилисты страдают от странного налета на кузовах и покрышках своего авто: масляные растворы въедаются намертво. А здесь ни о какой безопасности дорожного движения не может быть и речи. Помимо этого после высыхания реагента на дороге образуется тонкая масляная пленка. Она увеличивает тормозной путь автомобиля в несколько раз.
Автомобилисты не одиноки в своих жалобах на средства борьбы с гололедом. По данным общества защиты прав потребителей, пешеходы часто оказываются их клиентами – кто с развалившейся обувью, кто с испорченной внизу шубой или пальто. Основным результатом применения этих реагентов являются несмываемые белые пятна-разводы на одежде.
Бьют тревогу и медики, ведь антигололёдные реагенты могут вызвать дерматиты и аллергии. По свидетельству специалистов, после того как Петербургские улицы начали посыпать и поливать новыми реагентами, резко увеличилось количество обращений от астматиков, жалующихся на приступы удушья. Практически все реагенты способны вызывать неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов. Здоровый человек, может быть, никак и не отреагирует на эти соли, но вся беда в том, что у нас здоровых людей практически не осталось. Более четверти населения России страдает той или иной формой аллергии.
Химические реагенты небезопасны и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветклиники с химическими ожогами лап.
Как показали исследования, опубликованные в журнале «Инженерная геология» №1, 2009, остатки ПГР на дорогах оказывает агрессивное воздействие не только на асфальт, шины автомобилей, вызывает коррозию кузовов автомобиле, но и наносит непоправимый вред зеленым насаждениям, почвам и сточным водам.
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в феврале 2013 года было выявлено негативное влияние ПГР на состояние зеленых насаждений в Санкт-Петербурге. При этом подчеркивается, что вдоль крупных магистралей наблюдается массовое ухудшение состояния древесно-кустарниковой растительности. Но в то же время Комитет и подведомственные ему организации не проводили исследований воздействия применяемых химических ПГР на человека, животных и транспортные средства.
Таким образом, коммунальными службами города ежегодно в зимнее время в Санкт-Петербурге используются тонны реагентов, воздействие которых на людей и животных даже не исследовались (во всяком случае, профильный Комитет Правительства не сообщает о наличии такой информации). При этом есть четкое понимание, что для растений воздействие ПГР крайне негативно.
2.6. Опыт зарубежных стран в борьбе со снегом и гололедицей.
В некоторых странах Северной Европы, где использование солей в борьбе с гололедом ограничено, мраморная и гранитная крошка в особом почете. Например, в Финляндии ее перед началом зимы рассыпают на дорогах и тротуарах, а весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова.
Норвегия пошла другим путем - там тротуары "подогреваются". В этой стране теплотрассы прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, поэтому снег и лед на них сразу же тает.
Кроме того, норвежские ученые после многочисленных экспериментов пришли к выводу: для того, чтобы на дороге дольше не появлялся лед, ее надо поливать горячей водой с песком. Технология проста: песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем раскидывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.
В некоторых других странах Европы сами дороги обладают антигололедным эффектом - в асфальт добавляется особый компонент, который предотвращает образование гололеда и облегчает чистку дорог.
А в Ярославской области два года назад придумали бороться со льдом "минералкой". Дорожные службы города решили использовать вместо соли и песка минеральную воду, поднятую из скважины с большой глубины. Проведенный анализ показал, что в ее составе - практически все полезные для здоровья элементы, но в высокой концентрации, поэтому пить эту воду нельзя. Работать с "минералкой" и быстрее, и дешевле. К тому же от минеральной воды и машины не ржавеют, и обувь не портится.
Конечно, помимо "химических" способов борьбы с гололедом, существуют надежные "дедовские" инструменты - лопата и лом. В крайнем случае, деревянные колья и метлы. Правда к весне от асфальта мало, что остается…
3. Практическая часть.
В ходе своей практической работы я попробую оценить реальный вред от применения ПГР в городе.
Опыт № 1.
Цель опыта: выяснить насколько губительно использование ПГР для растений.
Описание: я взяла два пророщенных окрепших ростка и рассадила их в разные горшки. Одно растение я поливала обычной водой, а второе слабым раствором ПГР. Уже через 10 дней разница между ростками была хорошо заметна. Первый из них продолжал развиваться, а второй погиб.
Вывод: химические противогололедные реагенты даже в небольшой концентрации губительны для молодых ростков.
Опыт № 2.
Цель опыта: выяснить, как ПГР действует на металлические детали.
Описание: в две разных банки я положила гвозди. В одну банку налила воду, в другую – раствор ПГР. Через месяц гвозди достала и высушила. Гвозди, пролежавшие в химическом растворе, заржавели гораздо быстрее.
Вывод: ПГР разрушают металл более агрессивно.
Опыт № 3.
Цель опыта: оценить воздействие ПГР на обувь.
Описание: для этого опыта я не пользовалась специально приготовленным раствором реагента, а просто оценила внешний вид маминых зимних сапог в конце зимы. Очевидно, что белые разводы остаются от соли, содержащейся в ПГР.
Вывод: соль в составе ПГР ухудшает внешний вид обуви и приводит к необходимости пользоваться специальными водо- и грязе-отталкивающими спреями в зимний период.
Наблюдение.
Цель наблюдения: оценить песок, как альтернативный способ борьбы с гололедом во дворах и парках.
Описание: наблюдения проводились на территории Муринского парка в начале февраля. Пешеходные дорожки в глубине парка были посыпаны обычным песком, а рядом с дорогой – обработаны ПГР. На фото хорошо видна разница при их применении. В первом случае снег остался твердым и пригодным для ходьбы по нему, а во втором – образовалась снежная каша, по которой невозможно гулять.
Вывод: на пешеходных дорожках применение ПГР не желательно, т.к. после расплавления снега и льда образуется «каша», по которой невозможно ходить. Кроме того внешний вид дорожек, посыпанных реагентами явно проигрывает.
Эксперимент.
В ходе эксперимента я решила научиться правильно передвигаться по обледеневшей дороге.
Врачи-травматологи рекомендуют выполнять следующие правила:
Подберите обувь с нескользкой подошвой, модницам рекомендовано отказаться от высоких каблуков зимой.
Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как пингвин, небольшими скользящими шажками.
Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.
Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться. Самый лучший вариант – научиться падать на бок.
Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.
Дети очень подвижны и летом, и зимой. Зимой детский травматизм вырастает примерно на треть. Поэтому их обязательно надо научить правильно падать – быстро группироваться, собираться в комочек или хотя бы вовремя сгибать ноги. Самый лучший вариант – научиться падать на бок.
Если ребенок занимается какими-либо зимними видами спорта, позаботьтесь не только о его спортивной одежде, но и о защите. Наколенники, налокотники, защиты для позвоночника легко найти в магазинах – они помогают уменьшить риск травмы и получить удовольствие от зимних забав.
4. Заключение.
Жители Санкт-Петербурга отмечают, что, несмотря на все меры, которые предпринимают власти города, грязи на дорогах меньше не становится, а скорее появляется даже больше. Каждый год разрабатываются всё новые более экологичные и безопасные реагенты, но проблемы как были, так и остались.
Кроме губительного влияния на окружающую нас природу реагенты вредят дорожному асфальту, лакокрасочному покрытию автомобилей, и, конечно же, здоровью людей и животных. Уже зафиксированы ожоги дыхательных путей у собак, химическое поражение кожи лап и атипичные дерматиты. К этому добавляется резкое увеличение аллергических реакций и заболеваний дыхательных путей у людей. Особенно рискуют маленькие дети, т.к. их рост ниже взрослых и вредные испарения попадают прямо в легкие.
Добавки в составе ПГР вызывают нарушения в экологических системах города. При этом период их восстановления составляет не менее 10 лет после первого применения. А ежегодное использование таких веществ вообще не позволяет экосистемам восстанавливаться и вызывает их постепенное разрушение.
По последним данным мониторинга, который проводили специалисты кафедры Института почвоведения, общая экологическая ситуация в мегаполисах постепенно стабилизируется. Одна из причин – использование снегоплавильных пунктов, куда вывозится более 80% снега, который содержит в себе реагенты. Стоит отметить, что запрещены сброс снега в реки и организация свалок снега. Если все эти мероприятия продолжатся и будет надлежащий контроль, то последствия для зеленых насаждений, почв, да и самих людей будут минимальны.
Из всего этого я могу сделать заключение о том, что использование химических противогололедных реагентов в черте города должно быть минимальным, т.к. они действительно небезопасны для человека и окружающей среды. Возможно, ими нужно пользоваться на магистралях и дорогах, но точно не во дворах. Кроме того, очень важно соблюдать правила их применения, т.е.: сыпать в указанных производителем дозах, своевременно убирать эту химическую кашу и отвозить этот собранный снег на специальные плавильные станции. Все эти требования прописаны в законах, осталось только их соблюдать. А еще хотелось бы, чтобы дворник был не только уборщиком мусора около дома, но и сам стремился сделать свой двор уютным и безопасным. Тогда и жильцы не будут такими безответственными.
5. Список используемой литературы:
ГОСТ 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» 1993г.;
«Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» Минтранс РФ, 2003 г.;
ВСН 8-89 «Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
Журнал «Инженерная геология» №1 от 2009г.;
Интернет ресурс «www.antiled.ru» - официальный сайт компании производителя ПГР;
Графический материал интернет ресурсов «www.yandex.ru» и «www.mail.ru».