Просмотр содержимого документа
«"Формирование коммуникативных УУД на урокахобучения гамоте"»
Формирование коммуникативных УУД на уроках обучения грамоте
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
За последние десятилетия в обществе произошёл кардинальный сдвиг в представлениях о целях образования и пути их реализации.
От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
готовности к тому, чтобы:
занять активную позицию,
успешно решать жизненные реальные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе,
быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Поэтому требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования предусматривают достижение не только предметных целевых установок , но и личностных , и метапредметных результатов обучения.
2
ПРОБЛЕМА
какие изменения необходимо внести в сложившуюся практику обучения грамоте для эффективного формирования у обучающихся коммуникативных УУД?
необходимость формирования коммуникативных УУД требует внесения определенных изменений в сложившуюся практику обучения грамоте, но эти изменения будут различными для Азбук разных авторов
ГИПОТЕЗА
ЦЕЛЬ
разработка системы заданий по формированию коммуникативных УУД на уроках обучения грамоте по Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской
ОБЪЕКТ
процесс обучения грамоте по Азбуке В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской
средства формирования коммуникативных УУД, которые могут быть использованы в этом процессе
ПРЕДМЕТ
3
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучить нормативную и методическую литературу по формированию коммуникативных УУД
1
проанализировать существующий опыт работы по формированию коммуникативных УУД, определить коммуникативные умения, которые могут быть сформированы в период обучения грамоте
2
выявить особенности и возможности уроков обучения грамоте по Азбуке В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской с точки зрения выделенных коммуникативных умений
3
составить рабочую учебную программу по обучению грамоте с учётом формирования коммуникативных УУД
4
5
апробировать данную программу в ходе опытного обучения
4
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
МБОУ «Тимановская основная общеобразовательная школа», Бабушкинский район, Вологодской области
5
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
IЭТАП
изучение нормативной и методической литературы по формированию коммуникативных УУД
анализ Азбуки В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской,
определение содержания работы по формированию коммуникативных УУД в процессе обучения грамоте по этому учебнику
IIЭТАП
составление учебной рабочая программы обучения грамоте по Азбуке В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской с учётом формирования коммуникативных УУД (июнь-август 2013 года)
IIIЭТАП
реализация этой программы на базе МБОУ «Тимановская основная общеобразовательная школа» в ходе опытного обучения (2013-2014 учебный год).
IVЭТАП
работа над оформлением результатов исследования и текстом выпускной квалификационной работы
6
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
это действия, обеспечивающие:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
умение слушать и вступать в диалог
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности
7
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На сегодняшний день нет единой трактовки критериев сформированности коммуникативных УУД. Разные авторы определяют и конкретизируют коммуникативные УУД через разные коммуникативные умения, которые должны быть сформированы у младших школьников.
Анализ имеющегося педагогического опыта по формированию коммуникативных УУД показал, что накоплен достаточно богатый арсенал рекомендаций, методов и приемов, но не все они могут быть использованы на уроках обучения грамоте
8
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучив особенности организации и содержания уроков обучения грамоте, мы определили коммуникативные умения, которые могут быть на них сформированы:
умение формулировать собственные мысли
умение вступать в учебный диалог
умение задавать вопросы и отвечать на них
умение осуществлять деятельность в паре и группе
9
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ Азбуки В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской показал, что концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система НО методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения:
под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
как средство формирования универсальных учебных действий, метапредметных результатов, в соответствии с требованиями ФГОС
Содержание учебников, в том числе для обучения грамоте не всегда обеспечивают достаточное количество заданий и упражнений для формирования коммуникативных УУД, что делает необходимым подбор дополнительного дидактического материала для учителя
10
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УМЕНИЙ:
вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
строить небольшие высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных задач
11
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа включает рекомендации по формированию УУД на различных этапах урока обучения грамоте:
конкретные игры,
задания,
упражнения,
направленные на последовательное формирование коммуникативных УУД.
Предложенная программа и рекомендации были апробированы. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей и эффективности проведенной работы по формированию коммуникативных УУД