Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО»
Формирование самооценки младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Для того чтобы совершенствовать ум
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
Выполнила Глуминина С.А.
Учитель начальных классов
Ветлужская школа № 2
Нижегородская область
«…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать…включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку ксамооценке и самоанализу (рефлексии);».ФГОС
Самооценка
– важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Контроль и оценка на уроке. Диагностика планируемых результатов.
Соответствует ФГОС
НЕсоответствуетФГОС
1. Используется содержательное оценивание учебных достижений
1. Используется отметка как условно-формальное отражение результатов освоения программы
2. Широко применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки
2. Контролирует и оценивает учитель
3. Учебный процесс носит рефлексивный характер, учащиеся способны к рефлексии процесса и результата своей деятельности
3.Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися
отсутствует
4. Используется либо безотметочное обучение, либо ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса. Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно- познавательной деятельностью
4. Контроль и оценка со стороны учителя является основой построения взаимоотношений педагога и детей на уроке, средством управления учением и поведение учащихся
5. Принуждение школьников выполнять свой долг, быть ответственными, соблюдать дисциплину. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий
5. Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина является результатом включения учащихся в деятельность, а не принуждения и подавления.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
умение перед началом работы спланировать ее;
умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Этапы формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности:
выработать у школьников потребность навыка самоконтроля;
дать учащимся систему знаний, раскрывающих суть самоконтроля, способы его формирования;
проводить систематическую работу, направленную на выработку умений самоконтроля.
Что оценить
Как оценивать
Зачем оценивать
Какие формы
оценок существуют
Функции самооценки
формированием адекватной самооценки. одни учащиеся избавляются
от излишней самоуверенности, другие – начинают
понимать свои недостатки,
трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей
произвели правильно.
Обучающая
Стимулирующая
ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет
пройденную тему, выполняет упражнения,
производит сравнения с эталоном.
Мотивационная
связана с рефлексией учащегося, самоанализом ,
выявлением пробелов, трудностей
в изученном материале
Воспитывающая
и развивающая
побуждает ученика в совершенствовании
самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно
обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Аналитическая
Критериальное оценивание
Работаучащегося сравнивается
не непосредственно с работами
других учеников, а с эталоном
Толькоработа учащегося,
а не его личность
и личные качества
Разработанчеткий алгоритм выведения
отметки, по которому учащийся
может сам определить свой уровень
достижения и определить свою отметку;
Эталонизвестен
учащимся заранее
Критериине должны быть
спущены сверху,
они должны быть
четкими, ясными, понятными
На 1 этапенет смысла брать
много критериев, достаточно 1-2,
которые определяют это умение
(в начальном звене достаточно 3-4).
Критерии оценки ответа на тему:
1.Правильность ответа.
2.Полнота ответа.
3.Наличие примеров.
Критерии оценки «ответа-действий»
1.Правильность выполнения каждого действия
2.Соблюдение нужного порядка действий
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
С в е т о ф о р
«Можно двигаться дальше»
«Надо подумать!».
«Стоп! Мне нужна помощь!»
Самооценка
заданий
итоговой
контрольной работы
по чтению 1 класс
Самооценка заданий итоговой контрольной работы
по математике 1 класс
ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНЕЕЧКИ
Самооценка итогового диктанта 1 класс
КАРТОЧКА СОМНЕНИЙ, ОЦЕНОЧНЫЕ ЗНАКИ
+знаю, умею, могу?Сомневаюсь-не знаю
V– УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+- НОВОЕ
?– НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0– ДУМАЛ ИНАЧЕ
ЦВЕТНАЯ ШКАЛА
1
2
3
4
Задание выполнено отлично
При выполнении задания допущены единичные ошибки.
При выполнении задания допущено много ошибок.
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА
Я здесь буду!
уверен в своих знаниях
нужно еще поработать
нуждаюсь в помощи
Самооценка «лестница успеха»
по русскому языку ,
фронтальная работа на уроке 1 класс
ДОРОЖКА УСПЕХА
могу научить других
понимаю
не знаю
знаю
понимаю и могу применить
МИШЕНЬ
Прием «Что я за птица?» предлагает учащимся оценить свои действия на уроке по следующей схеме:
Критерии
3б
Активность
Высокая
2б
Материал на уроке
Объяснить тему товарищу
1б
Средняя
Усвоен хорошо
Могу сам
Низкая
Усвоен частично
Усвоен слабо
Могу с подсказкой
Затрудняюсь
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА
Баллы
1
а
2
б
3
в
4
5
6
7
8
+
9
10
+
+
Оценочная таблица. Урок математики «Произведение трех и более множителей»
3 класс
Маршрутный лист самооценки.
Урок математики. 3 класс
Оценочный лист по теме «Морфологический разбор глагола. 4 класс
Оценочный лист за четверть
4 класс
Символы самооценки «Смайлы»
Всё получилось, доволен собой
Было сложно, ничего не получилось
Получилось не все, но я старался
Самооценка работы по математике. 1 класс . Решение примеров с переходом через десяток.
Взаимооценка работ
по технологии 1 класс
- Критериии оценивания:
Аккуратность вырезания
- Расположение фигур на листе
- Цветовая гаммма
АНКЕТИРОВАНИЕ
На уроке я работал -
Своей работой я -
Урок показался мне -
За урок я -
Материал на уроке мне был -
Активно/пассивно
Доволен/не доволен
Коротким/ длинным
Не устал/ устал
Понятен/ не понятен
Полезен/ бесполезен
Интересен/ скучен
S M S
КОМПЛИМЕНТ
Комплимент-похвала
Комплимент в деловых качествах
Комплимент в чувствах
Рекомендации по формированию самооценки
Принцип минимакса
Демонстрация алгоритма самооценки
1 шаг
Тренировка в выполнении алгоритма самооценки
2 шаг
Самооценка по эталону правильного ответа
3 шаг
Самооценка без алгоритма
4 шаг
5 шаг
Оценочный лист
Выберите объект оценивания (программная тема).
Составьте алгоритм, по которому ученик сможет оценить