kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта-воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, и бережно относиться к ней, имеющей потребности здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно- исследовательскую деятельность учитель начальных классов Оксузьян Людмила Борисовна

Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно- исследовательскую деятельность

учитель начальных классов

Оксузьян Людмила Борисовна

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»  В.А. Сухомлинский

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы   Современная наука об экологии за последние годы обогатилась новыми знаниями, стала наукой, которая затрагивает все сферы духовной жизни человека и общества в целом. Я считаю, что школьное экологическое воспитание является основой формирования нового образа мышления, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.   В проекте показателем эффективности формирования экологической ответственности выступает не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование нормам здорового образа жизни – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка, а так же экологическим ценностям в поступках и поведении.   Актуальность моего проекта заключается в том, что природа представлена в нем, как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека.

Актуальность темы

Современная наука об экологии за последние годы обогатилась новыми знаниями, стала наукой, которая затрагивает все сферы духовной жизни человека и общества в целом. Я считаю, что школьное экологическое воспитание является основой формирования нового образа мышления, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

В проекте показателем эффективности формирования экологической ответственности выступает не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование нормам здорового образа жизни – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка, а так же экологическим ценностям в поступках и поведении.

Актуальность моего проекта заключается в том, что природа представлена в нем, как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека.

Противоречия  Между необходимостью формирования экологической культуры школьников и недостаточным количеством технологических решений по данному вопросу в традиционной методике воспитания.  Между необходимостью получения школьниками в доступной форме научных представлений об окружающем мире и отсутствием достаточных знаний в содержании учебных программ.  Между естественной потребностью человека к знаниям окружающего мира и низкой познавательной активностью обучающихся в современной школе.

Противоречия

  • Между необходимостью формирования экологической культуры школьников и недостаточным количеством технологических решений по данному вопросу в традиционной методике воспитания.

  • Между необходимостью получения школьниками в доступной форме научных представлений об окружающем мире и отсутствием достаточных знаний в содержании учебных программ.

  • Между естественной потребностью человека к знаниям окружающего мира и низкой познавательной активностью обучающихся в современной школе.

  • Между возможностями использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников к данному виду деятельности.
Цель проекта Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, имеющей потребности здорового образа жизни.

Цель проекта

Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, имеющей потребности здорового образа жизни.

Задачи проекта 1 . Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования. 2. Разработать и провести диагностику показателей уровня экологической грамотности учащихся. 3. Организовать проектно - исследовательскую деятельность экологической направленности, разработать дидактические материалы. 4. Формировать систему экологических знаний, интереса к краеведческому материалу, мотивировать к участию в творческих конкурсах. 5. Обобщить и проанализировать полученные результаты проекта. 6. Разработать методические рекомендации по теме проекта и поделиться ими с коллегами через выступления на МО и публикации на педагогических сайтах.

Задачи проекта

1 . Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования.

2. Разработать и провести диагностику показателей уровня экологической грамотности учащихся.

3. Организовать проектно - исследовательскую деятельность экологической направленности, разработать дидактические материалы.

4. Формировать систему экологических знаний, интереса к краеведческому материалу, мотивировать к участию в творческих конкурсах.

5. Обобщить и проанализировать полученные результаты проекта.

6. Разработать методические рекомендации по теме проекта и поделиться ими с коллегами через выступления на МО и публикации на педагогических сайтах.

Объект исследования Учебно-воспитательный процесс по формированию у обучающихся начальной школы (1 – 4 кл.) экологической грамотности и природоохранных компетенций в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС нового поколения.  Предмет исследования Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как инструмент становления экологической грамотности и природоохранных компетенций.

Объект исследования

Учебно-воспитательный процесс по формированию у обучающихся начальной школы (1 – 4 кл.) экологической грамотности и природоохранных компетенций в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС нового поколения.

Предмет исследования

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как инструмент становления экологической грамотности и природоохранных компетенций.

Гипотеза  Если в учебно-воспитательном процессе начальной школы обеспечить системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности, способствующей формированию природоохранных компетенций и экологической грамотности , то в каждом школьнике сформируется гуманная, социально – активная, творческая личность, способная понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Гипотеза

Если в учебно-воспитательном процессе начальной школы обеспечить системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности, способствующей формированию природоохранных компетенций и экологической грамотности , то в каждом школьнике сформируется гуманная, социально – активная, творческая личность, способная понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Планируемые результаты Обучающие  повышение уровня знаний учащихся относительно природы родного края;  расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации;  Развивающие   формирование положительной мотивации к процессу познания окружающего мира; формирование умения самостоятельной учебной деятельности; формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;

Планируемые результаты

Обучающие

  • повышение уровня знаний учащихся относительно природы родного края;
  • расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации;

Развивающие

  • формирование положительной мотивации к процессу познания окружающего мира;
  • формирование умения самостоятельной учебной деятельности;
  • формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;

Планируемые результаты Воспитывающие

Планируемые результаты

Воспитывающие

  • воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности;
  • повышение интереса у учащихся к изучению природы родного края в процессе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
  • выработка неравнодушного отношения к охране и защите природы родного края;
  • формирование умения и привычки работать самостоятельно, опираясь на помощь книжных и мультимедийных источников информации;
  • формирование у обучающихся толерантного отношения друг к другу и к окружающим людям;
Обоснование проекта: Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Обоснование проекта:

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Новизна проекта Проектно-исследовательской деятельность играет важную роль в формировании экологической культуры учащихся. Учащимся предоставляется возможность для соединения экологических знаний с практическим опытом взаимодействия с природой, учителю - организовать активную познавательную деятельность в целях приобщения учащихся к решению экологических проблем и бережному отношению к природе, в т.ч. своего края.

Новизна проекта

Проектно-исследовательской деятельность играет важную роль в формировании экологической культуры учащихся. Учащимся предоставляется возможность для соединения экологических знаний с практическим опытом взаимодействия с природой, учителю - организовать активную познавательную деятельность в целях приобщения учащихся к решению экологических проблем и бережному отношению к природе, в т.ч. своего края.

Тип проекта по доминирующей деятельности – практико-ориентированный; по форме – групповой; по продолжительности – краткосрочный. Сроки реализации проекта 2010 – 2011 уч. г.

Тип проекта

  • по доминирующей деятельности практико-ориентированный;
  • по форме групповой;
  • по продолжительности краткосрочный.

Сроки реализации проекта

2010 – 2011 уч. г.

Теоретико-методологическая основа проекта Нормативно-правовой и документальной основой проекта являются

Теоретико-методологическая основа проекта

Нормативно-правовой и документальной основой проекта являются

  • Закон «Об образовании» (Национальный образовательный проект),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования),
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Этапы и сроки реализации проекта 1. Подготовительный  (сентябрь–октябрь 2010 г.)   2. Внедренческий  (ноябрь– апрель 2010 г.)  3. Аналитический  (апрель – май 2010 год)

Этапы и сроки реализации проекта

1. Подготовительный

(сентябрь–октябрь 2010 г.)

2. Внедренческий

(ноябрь– апрель 2010 г.)

3. Аналитический

(апрель – май 2010 год)

Подготовительный этап Задачи Содержание деятельности 1. . Определить цели, задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность Планируемый результат 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и в методической литературе. 2 .  Провести сравнительный анализ содержания 2.  Составление  : 1. Программа работы по проекту. Выступление на МО  программы ДО «Сказки Тамбовского леса»;  методического кейс-пакета «Я в ответе за жизнь на Земле». 2.  Осуществление

Подготовительный этап

Задачи

Содержание деятельности

1. . Определить цели, задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность

Планируемый результат

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и в методической литературе.

2 . Провести сравнительный анализ содержания

2. Составление :

1. Программа работы по проекту.

Выступление на МО

  • программы ДО «Сказки Тамбовского леса»;
  • методического кейс-пакета «Я в ответе за жизнь на Земле».

2. Осуществление

  • занятий с учащимися начальной школы по программе ДО;
  • Проведение бесед с родителями на родительских собраниях в рамках методического кейс-пакета.
Практический этап Задачи Содержание деятельности 1. . Апробация программы ДО «Сказки Тамбовского леса» Планируемый результат 1. Разработка методических рекомендаций по проведению занятий в рамках программы ДО, создание дидактического обеспечения. 2 .  Выполнить совместно с учащимися проекты по заданным темам. 2.  Создание: 1. Реализация проектов на тему Рекламных проспектов Организация выставки творческих работ по темам исследований. «Кто с кем дружит в лесу», «Редкие и охраняемые», «Первоцветы нашего леса»  «Птичья столовая» 2.  Участие в конкурсах различного уровня, связанных с темой проекта

Практический этап

Задачи

Содержание деятельности

1. . Апробация программы ДО «Сказки Тамбовского леса»

Планируемый результат

1. Разработка методических рекомендаций по проведению занятий в рамках программы ДО, создание дидактического обеспечения.

2 . Выполнить совместно с учащимися проекты по заданным темам.

2. Создание:

1. Реализация проектов на тему

  • Рекламных проспектов
  • Организация выставки творческих работ по темам исследований.
  • «Кто с кем дружит в лесу»,
  • «Редкие и охраняемые»,
  • «Первоцветы нашего леса»
  • «Птичья столовая»

2. Участие в конкурсах различного уровня, связанных с темой проекта

Аналитический этап Задачи Содержание деятельности 1. Провести диагностику оценки уровня социально психологического климата на занятиях и др. показателей целесообразности внедрения программы ДО. Планируемый результат 1. Диагностика уровня экологической грамотности учпахщихся. 2 .  Провести диагностику заинтересованности родителей в предлагаемой информации. 2.  Диагностика заинтересованности родителей Подготовка материалов к обобщению опыта и публикациям, участие в педагогических конкурсах в рамках темы проекта.

Аналитический этап

Задачи

Содержание деятельности

1. Провести диагностику

оценки уровня социально

психологического климата на занятиях и др. показателей целесообразности внедрения программы ДО.

Планируемый результат

1. Диагностика уровня экологической грамотности учпахщихся.

2 . Провести диагностику

заинтересованности родителей в предлагаемой информации.

2. Диагностика заинтересованности родителей

Подготовка материалов к обобщению опыта и публикациям, участие в педагогических конкурсах в рамках темы проекта.

Направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды

Направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды

  • организационные и познавательные мероприятия;
  • проектно – исследовательская деятельность;
  • практическая и просветительная работа;
  • экскурсионная деятельность;
  • благотворительные акции;
  • работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории
  • познавательно-развлекательные мероприятия;
  • укрепление здоровья;
Реализация проекта Пути формирования познавательной мотивации младших школьников на занятиях создание ситуации успеха  использование современных образовательных технологии (в т. ч. проектной, ИКТ) выбор конкретной нетрадиционной формы занятия (деятельностный подход, игровые технологии)

Реализация проекта

Пути формирования познавательной мотивации младших школьников на занятиях

создание

ситуации успеха

использование

современных

образовательных

технологии

(в т. ч. проектной,

ИКТ)

выбор

конкретной

нетрадиционной

формы занятия

(деятельностный

подход, игровые

технологии)

Основные образовательные технологии ИКТ Интерактивные ООТ Дифференци- рованное  обучение Здоровье- сберегающие Проблемное обучение Проектные

Основные образовательные технологии

ИКТ

Интерактивные

ООТ

Дифференци-

рованное

обучение

Здоровье-

сберегающие

Проблемное

обучение

Проектные

Практическая реализация проекта ВСЕМИРНЫЕ ДНИ НАБЛЮДЕНИЙ ПТИЦ  КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ  ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬЕОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ

Практическая реализация проекта

ВСЕМИРНЫЕ ДНИ НАБЛЮДЕНИЙ ПТИЦ

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬЕОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ

Практическая реализация проекта

Практическая реализация проекта

Практическая реализация проекта С любовью к природе

Практическая реализация проекта

С любовью к природе

Практическая реализация проекта Областная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества

Практическая реализация проекта

Областная

выставка-конкурс

декоративно-прикладного

творчества

Практическая реализация проекта

Практическая реализация проекта

Результаты реализации проекта

Результаты реализации проекта

Насколько хорошо я знаю родную природу

Насколько хорошо я знаю родную природу

Как изменилось мое отношение к родному краю

Как изменилось мое отношение к родному краю

Мое отношение к охране природы родного края в середине проекта

Мое отношение к охране природы родного края

в середине

проекта

Вывод Гипотеза подтвердилась. Системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности позволило сформировать природоохранные компетенции. Ученики овладели системой знаний о природе, экологических проблемах своего региона. В этом им помогли не только знания, полученные на уроках, но и результаты собственных исследований, изучение дополнительных источников информации.

Вывод

Гипотеза подтвердилась. Системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности позволило сформировать природоохранные компетенции. Ученики овладели системой знаний о природе, экологических проблемах своего региона. В этом им помогли не только знания, полученные на уроках, но и результаты собственных исследований, изучение дополнительных источников информации.

Информационные ресурсы ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/ Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010  Экологическое воспитание младших школьников. Реферат http://www.neuch.ru/referat/41724.html Мулькова С.А. Современные подходы к стилям педагогического общения – Герценовские чтения http://www.math.spbu.ru/user/gran/herz2010.pdf

Информационные ресурсы

  • ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

http://standart.edu.ru/

  • Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
  • Экологическое воспитание младших школьников. Реферат

http://www.neuch.ru/referat/41724.html

  • Мулькова С.А. Современные подходы к стилям педагогического общения – Герценовские чтения

http://www.math.spbu.ru/user/gran/herz2010.pdf


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оксузьян Людмила Борисовна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 356037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства