kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по овладению знаний учащихся по теме "Мой край - ЮГРА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по краеведению позволяют изучить культуру, традиции и обычаи народов ханты и манси - коренного населения Югорской земли; формировать у обучающихся личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края, воспитывать любовь к родной природе на основе познания её ценности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по овладению знаний учащихся по теме "Мой край - ЮГРА"»

Культура и традиции коренных народов Севера Катькина Е.В.

Культура и традиции коренных народов Севера

Катькина Е.В.

ЦЕЛЬ: Изучение культуры, традиций и обычаев народов ханты и манси - коренного населения Югорской земли.

ЦЕЛЬ:

Изучение культуры, традиций и обычаев народов ханты и манси - коренного населения Югорской земли.

Основа устройства жизни народов ханты и манси – слияние человека и природы. Живым является всё, что движется или похоже на движущееся: человек, зверь, дух, снег, вода, гром, камень и т.д.

Основа устройства жизни народов ханты и манси – слияние человека и природы.

Живым является всё, что движется или похоже на движущееся: человек, зверь, дух, снег, вода, гром, камень и т.д.

Сказки коренных народов Севера

Сказки коренных народов Севера

Узоры и орнаменты коренных народов Севера

Узоры и орнаменты коренных народов Севера

Что такое «орнамент»?  Т.А. Молданова пишет об орнаменте так: «орнамент» - мощный пласт сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многогранен, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения предметов.  Орнаменты хантов и манси встречаются на изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева.  Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества.

Что такое «орнамент»? Т.А. Молданова пишет об орнаменте так: «орнамент» - мощный пласт сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многогранен, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения предметов. Орнаменты хантов и манси встречаются на изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева. Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества.

Не все ребята знают, что у зайца отменный слух. Он просыпается даже от малейшего шороха в траве. Хорошо слышать ему помогают длинные уши. Они видны издалека и являются очень характерными для этого животного. Один из хантыйских орнаментов так и называется

Не все ребята знают, что у зайца отменный слух. Он просыпается даже от малейшего шороха в траве. Хорошо слышать ему помогают длинные уши. Они видны издалека и являются очень характерными для этого животного. Один из хантыйских орнаментов так и называется "заячьи ушки".

Заячьи ушки

Солнце В лексиконе ханты есть термин для обозначения человека, который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит больного. Этот термин – ел, елта-ку что буквально означает «важный человек». Человек

Солнце

В лексиконе ханты есть термин для обозначения человека, который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит больного. Этот термин – ел, елта-ку что буквально означает «важный человек».

Человек

По одной версии создал собаку сын верхнего духа, потерев друг о друга камешки. По другим данным, собака вместе с медведем были спущены на землю самим Нуми-Торумом . Прощаясь, он сообщил собаке, что ей предстоит жить вместе с человеком, но та не расслышала. Рассерженный Бог изменил решение, сказав: Будешь есть то же, что и человек, но отдельно от него.  Собака

По одной версии

создал собаку сын верхнего духа, потерев друг о друга камешки. По другим данным, собака вместе с медведем были спущены на землю самим Нуми-Торумом . Прощаясь, он сообщил собаке, что ей предстоит жить вместе с человеком, но та не расслышала.

Рассерженный Бог изменил решение, сказав:

  • Будешь есть то же, что и человек, но отдельно
  • от него.

Собака

ОЛЕНЬ

ОЛЕНЬ

Долгие века олень для народов Севера был крепким связующим звеном между жизнью человека и его возможностями и потребностями – кормил, одевал и возил. Без него смысл существования человека на Севере – просто терялся. Рог оленя

Долгие века олень для народов Севера был крепким связующим звеном между жизнью человека и его возможностями и потребностями – кормил, одевал и возил.

Без него смысл существования человека на Севере – просто терялся.

Рог оленя

Изображения «глухарки»  на колыбели  младенца, по  представлениям коренных народов  Севера,  способствовало лучшему сну ребёнка.   Оказывается , одна из душ человека, по поверьям хантов, имеет вид именно этой птицы. Ханты и манси приписывали охранительные функции таким изображениям   Птица глухарка

Изображения «глухарки» на колыбели младенца, по представлениям коренных народов Севера, способствовало лучшему сну ребёнка.

Оказывается ,

одна из душ человека, по поверьям хантов, имеет вид именно этой птицы. Ханты и манси приписывали охранительные функции таким изображениям

Птица глухарка

Кедровая шишка Кедр Все живое представлялось,  по поверьям хантов, одушевленным.  Деревья не составляли исключения.  Люди верили, что все живое имеет душу, подобную его собственной.  Вот прислушайтесь!   Кедр может устоять против многих бед, но перед человеком он бессилен.

Кедровая шишка

Кедр

Все живое представлялось, по поверьям хантов, одушевленным. Деревья не составляли исключения. Люди верили, что все живое имеет душу, подобную его собственной. Вот прислушайтесь! Кедр может устоять против многих бед, но перед человеком он бессилен.

МЕДВЕДЬ МЕДВЕДЬ охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между людьми споры, подгоняет лося к стреле охотника. Медведь выступал в роли судьи и считался символом справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями».

МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между людьми споры, подгоняет лося к стреле охотника.

Медведь выступал в роли судьи и считался символом справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями».

Из всех животных медведь пользовался наибольшим почитанием у коренных народов Сибири. Это животное занимало и занимает значительное место в их мифологических представлениях; верованиях, обрядах, изобразительном искусстве. Не случайно, среди деталей одежды в археологических памятниках Западной Сибири чаще других встречаются бронзовые пряжки, украшенные изображением головы и лап медведя «Лягушка-княгиня» считалась хозяйкой ценных пушных зверей: соболя, горностая, бобров и выдры. Ее почитали за доброту и заступничество; раз в три года ей приносили жертвы с просьбой не оставлять своим вниманием людей. Лягушка Медведь

Из всех животных медведь пользовался наибольшим почитанием

у коренных народов Сибири.

Это животное занимало и занимает

значительное место в их мифологических представлениях; верованиях, обрядах, изобразительном искусстве.

Не случайно, среди деталей одежды в археологических памятниках Западной Сибири чаще других встречаются бронзовые пряжки, украшенные изображением головы и лап медведя

«Лягушка-княгиня» считалась хозяйкой ценных пушных зверей: соболя, горностая, бобров и выдры. Ее почитали за доброту и заступничество; раз в три года ей приносили жертвы с просьбой не оставлять своим вниманием людей.

Лягушка

Медведь

 Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей, Небом повелели отцы ханты и манси. И северный народ свято чтит традицию жить в ладу с Природой, а значит, и с самим собой.

Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей, Небом повелели отцы ханты и манси. И северный народ свято чтит традицию жить в ладу с Природой, а значит, и с самим собой.

«Тору мет олэн! – говорят манси, прощаясь. – С небом живите!» Живите в ладу с Природой!

«Тору мет олэн! – говорят манси, прощаясь. – С небом живите!» Живите в ладу с Природой!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Катькина Евгения Васильевна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства