Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации.Выступление на ГМО»
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 37
Формирование положительной мотивации к учению
г. Златоуст
Мотивация-это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников- это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.
Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Залог успешности обучения младших школьников- это наличие устойчивой учебной мотивации. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех.
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учёбе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.
1.Увлечённое преподавание 2.Новизна учебного материала 3.Связь знаний с судьбами людей 4.Проблемное обучение 5.Взаимообучение ( в парах, в группах) 6.Создание ситуации успеха 7.Обучение с компьютерной поддержкой 8.Соревнования(с самим собой, с товарищами по классу)
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: Создание проблемной ситуации; Проблемное обучение- мощнейший способ повысить интерес к предмету. Групповая работа; Эта работа полезна для развития социальных мотивов. В ней дети учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Использование ИКТ; Активизирует познавательную деятельность уч-ся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне(музыка ,анимация. аудиозапись, интернет) повышает объём выполняемой работы на уроке. повышает эффективность урока.
Презентация-мощное средство наглядности; Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Доброжелательный настрой урока Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребёнку.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.
При изучении стихов я использую такие задания: 1 Пересказать 2 Написать мини- сочинение 3 Придумать загадку 4 Составить тест 5 Написать отзыв 6 Написать мини- рассказ по стихотворению
Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Чудно все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Всё в снегу.
На уроках использую ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, эссе, придумывают сказки. Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
По следам прочитанного провожу эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки для выражения своего отношения к произведению.
Начинаем со слов: Я почувствовал (а)… я улыбнулся (ась)… мне стало грустно… я бы продолжил(а)так… если бы я оказался(ась) в подобной ситуации, я бы … будущее героев я представляю так…
На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон» Для ответов используем «слова- помощники»: - Впечатление произвёл… -Запало в душу… -Был поражён…
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети лучше воспринимают художественный образ, интересуются книгами.
На уроках русского языка и математики использую занимательный материал, который способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, дети творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении заданий происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.
Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов: Я научился… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Хочу похвалить…
Во время рефлексии использую стратегию: «Две звезды и одно пожелание» Ребята дарят две звезды тем, кто по их мнению лучше работал на уроке и одному пишут пожелание.
И в заключении хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, нам необходимо использовать различные формы и методы работы на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.
В 1 классе отменено отметочное обучение. Причём отменены любые отметки- и солнышки, и звёздочки, и плюсики, с помощью которых учитель сравнивал детей между собой. Но мы не в состоянии отменить и не вправе игнорировать естественную потребность ребёнка в оценке его трудов, его усилий, его личности. Главное, чтобы эта оценка сравнивала ребёнка только с самим собой. И очень важно, чтобы такая оптимистическая оценка существовала не только на словах.
Основной формой материализации успехов ребёнка в самом трудном для первоклассника деле- в освоении техники чтения- может стать график читательского роста.
График читательского роста- одна из возможных форм оценки, которая не травмирует. Другой формой материализации учебных заслуг ребёнка могут стать медали, которыми постепенно, будут награждены все ученики.