Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы
Проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решила изучить эту тему и разработать систему эффективных методов и приемов, направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы»
Актуальность
Актуальность
проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решилаИЗУЧИТЬэту тему иРАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературы.
Сущность понятия «нравственность»
Ницше
Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю
Краткий словарь по философии
Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)
Ожегов С.И.
Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами
патриотизм
коллективизм
честь и достоинство
уважение народных
традиций
совесть
чувство эмпатии
великодуши е
ОСНОВНЫЕ
МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
ЧЕЛОВЕКА
чуткость
благородство
терпимость
вежливость
культура чувств
скромность
долг
сочувствие
Критерии нравственной воспитанности
1
1
Click to add Title
Полное прилежание, отличная и хорошая успешность в учении
2
2
Click to add Title
Трудолюбие, отличный и хорошие результаты в труде
3
1
Click to add Title
Активная деятельность в коллективе и общественных организациях
2
4
Click to add Title
Проявление творчества в различных видах деятельности
1
5
Click to add Title
Активная помощь по дому и организованная деятельность
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
9.Придумай рассказ, который начинается (или заканчивается) данной пословицей
методы и приемы, эффективные для проведения анализа образов героев и формулировки главной мысли автора, на основе которой дети выделяют нравственные качества, формируется их нравственное сознание.
1.Учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.
2. Сопоставление героев одного произведения или близких по тематике произведений.
3. Языковой анализ текста (Какие слова использовал автор, чтобы показать своё отношение к герою?). Ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя, после чего определяют авторское отношение герою.
4. Замена в тексте слов, выражающих авторскую оценку, синонимами или исключение их из текста.
5. Придумать, что могло произойти с героем дальше.
6. Изменить действия главного эпизода так, чтобы герой не совершил безнравственный поступок.
7. Размышление над вопросами:
Как вы поступите, если главный герой ваш лучший друг?
Что бы вы посоветовали герою?
Что бы вы чувствовали, оказавшись на месте героя?
Когда вы за героя особенно переживали и почему?
Хотели бы вы иметь такого друга и почему?
8. Работа с пословицами:
Подбери пословицу, которая соответствует поведению героя в этом эпизоде.
9. Использование стратегий технологии критического мышления.
- составление пятистишья для характеристики образа героя;
- диаграмма Венна для сопоставления героев;
написание эссе;
написание РАФТ.
Словарик нравственных понятий
ВОЛЯ – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели
ВЫДЕРЖКА - терпение, стойкость, самообладание
ГЕРОЙ – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.
ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Как автор относится к тучке? Почему вы сделали такой вывод? (выборочное чтение)
Как к солнышку относится окружающая природа?
Почему солнышко всем нравится?
Как автор относится к туче? Почему? Сравните тучу и солнце, используя диаграмму Венна
Диаграмма Венна
солнце туча
щедрое хмурая
доброегероизлая
счастливоенеживойзавистливая
ласковоеприродыгрубая
любящее несправедливая
ПЯТИСТИШЬЕ
1.Имя существительное (тема)2. два прилагательных, характеризующих имя существительное (тему)3. три глагола характеризующие действия ключевого понятия4. фраза из 4-5 слов, показывающая отношение пишущего к теме5. одно слово (имя существительное - синоним, употребленный часто в переносном значении), которое обобщает все выше сказанное
Туча
Грозовая, хмурая
Завидует, злится, ворчит
С любовью везде простор, со злом везде теснота.
Рассыпалась градом
Как вы думаете, кого подразумевает Джанни Родари под героями этой сказки? (людей)
С каким человеком вы хотели бы дружить, похожим на солнце или на тучу? Почему?
Как вы думаете, а может ли что-то повлиять на изменение характера тучи? (дискуссионная карта)
Делаем вывод о том, что доброе отношение и забота друзей помогут тучке измениться
Давайте попробуем найти в туче положительные качества и сказать ей об этом. (РАФТ)
Придумайте другое окончание сказки.
Да, потому что
Можно ли исправить характер тучки?
Нет, потому что
РАФТРоль Аудитория Форма Тема
Роль - какие люди (известные или нет) могли бы высказать свое мнение по данной теме
Аудитория -кому предназначается написанное
Форма- письмо, обвинительная речь, совет
Тема- избирается тема, которая заинтересовала бы учеников.