kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решила изучить эту тему и разработать систему эффективных методов и приемов, направленных на развитие духовно-нравственных  качеств младших школьников на  уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы»

Актуальность   Актуальность   проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решила ИЗУЧИТЬ эту тему и РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ , направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературы.

Актуальность

  • Актуальность

проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решила ИЗУЧИТЬ эту тему и РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ , направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературы.

Сущность понятия «нравственность» Ницше Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю Краткий словарь по философии Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) Ожегов С.И. Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами

Сущность понятия «нравственность»

Ницше

Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю

Краткий словарь по философии

Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)

Ожегов С.И.

Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами

патриотизм коллективизм честь и достоинство уважение народных традиций совесть чувство эмпатии великодуши е ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА  чуткость благородство терпимость вежливость культура чувств скромность долг сочувствие

патриотизм

коллективизм

честь и достоинство

уважение народных

традиций

совесть

чувство эмпатии

великодуши е

ОСНОВНЫЕ

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

ЧЕЛОВЕКА

чуткость

благородство

терпимость

вежливость

культура чувств

скромность

долг

сочувствие

Критерии нравственной воспитанности 1 1 Click to add Title Полное прилежание, отличная и хорошая успешность в учении 2 2 Click to add Title Трудолюбие, отличный и хорошие результаты в труде 3 1 Click to add Title Активная деятельность в коллективе и общественных организациях 2 4 Click to add Title Проявление творчества в различных видах деятельности 1 5 Click to add Title Активная помощь по дому и организованная деятельность

Критерии нравственной воспитанности

1

1

Click to add Title

Полное прилежание, отличная и хорошая успешность в учении

2

2

Click to add Title

Трудолюбие, отличный и хорошие результаты в труде

3

1

Click to add Title

Активная деятельность в коллективе и общественных организациях

2

4

Click to add Title

Проявление творчества в различных видах деятельности

1

5

Click to add Title

Активная помощь по дому и организованная деятельность

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ФОРМЫ

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ

РАЗНООБРАЗНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

МЕТОДЫ,

ПРИЕМЫ

ФОРМЫ

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

  • - литературоведческие тексты;
  • - пословицы;
  • - поговорки;
  • - загадки;
  • - народные песни;
  • - сказки.
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦ: 1. Прочитай рассказ, и подберите к нему пословицу 2. Доскажи пословицу 3. Нарисуй пословицу 4. Назови тему пословицы 5. Собери пословицу 6 .Найди лишнюю пословицу  7. Объедини пословицы общей темой 8. Найди пару 9.Придумай рассказ, который начинается (или заканчивается) данной пословицей

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦ:

1. Прочитай рассказ, и подберите к нему пословицу

2. Доскажи пословицу

3. Нарисуй пословицу

4. Назови тему пословицы

5. Собери пословицу

6 .Найди лишнюю пословицу

7. Объедини пословицы общей темой

8. Найди пару

9.Придумай рассказ, который начинается (или заканчивается) данной пословицей

методы и приемы, эффективные для проведения анализа образов героев и формулировки главной мысли автора, на основе которой дети выделяют нравственные качества, формируется их нравственное сознание.

методы и приемы, эффективные для проведения анализа образов героев и формулировки главной мысли автора, на основе которой дети выделяют нравственные качества, формируется их нравственное сознание.

  • 1. Учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.
  • 2. Сопоставление героев одного произведения или близких по тематике произведений.
  • 3. Языковой анализ текста (Какие слова использовал автор, чтобы показать своё отношение к герою?). Ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя, после чего определяют авторское отношение герою.
  • 4. Замена в тексте слов, выражающих авторскую оценку, синонимами или исключение их из текста.
  • 5. Придумать, что могло произойти с героем дальше.
  • 6. Изменить действия главного эпизода так, чтобы герой не совершил безнравственный поступок.
7. Размышление над вопросами: Как вы поступите, если главный герой ваш лучший друг? Что бы вы посоветовали герою? Что бы вы чувствовали, оказавшись на месте героя? Когда вы за героя особенно переживали и почему? Хотели бы вы иметь такого друга и почему? 8. Работа с пословицами: Подбери пословицу, которая соответствует поведению героя в этом эпизоде. 9. Использование стратегий технологии критического мышления.

7. Размышление над вопросами:

  • Как вы поступите, если главный герой ваш лучший друг?
  • Что бы вы посоветовали герою?
  • Что бы вы чувствовали, оказавшись на месте героя?
  • Когда вы за героя особенно переживали и почему?
  • Хотели бы вы иметь такого друга и почему?

8. Работа с пословицами:

  • Подбери пословицу, которая соответствует поведению героя в этом эпизоде.

9. Использование стратегий технологии критического мышления.

  • - составление пятистишья для характеристики образа героя;
  • - диаграмма Венна для сопоставления героев;
  • написание эссе;
  • написание РАФТ.
Словарик нравственных понятий ВОЛЯ – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели ВЫДЕРЖКА - терпение, стойкость, самообладание ГЕРОЙ – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг. ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое, участливое отношение к переживанию, несчастью других СКРОМНЫЙ – не хвастливый, сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг. СОВЕСТЬ – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины

Словарик нравственных понятий

ВОЛЯ – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели

ВЫДЕРЖКА - терпение, стойкость, самообладание

ГЕРОЙ – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.

ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое, участливое отношение к переживанию, несчастью других

СКРОМНЫЙ – не хвастливый, сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг.

СОВЕСТЬ – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины

Словарь синонимов ВЕЖЛИВЫЙ Внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, воспитанный, любезный, деликатный, тактичный ВНИМАТЕЛЬНЫЙ Заботливый, зоркий, бдительный, сосредоточенный ГОСТЕПРИИМНЫЙ Радушный, хлебосольный ДОБРЫЙ Благой, добродетельный, доблестный, добродушный, добросердечный, человечный, отзывчивый, терпимый СКРОМНЫЙ Воздержанный, непритязательный, умеренный, благонравный СТЫДЛИВЫЙ Застенчивый, скромный

Словарь синонимов

ВЕЖЛИВЫЙ

Внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, воспитанный, любезный, деликатный, тактичный

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Заботливый, зоркий, бдительный, сосредоточенный

ГОСТЕПРИИМНЫЙ

Радушный, хлебосольный

ДОБРЫЙ

Благой, добродетельный, доблестный, добродушный, добросердечный, человечный, отзывчивый, терпимый

СКРОМНЫЙ

Воздержанный, непритязательный, умеренный, благонравный

СТЫДЛИВЫЙ

Застенчивый, скромный

Джанни Родари  «Солнце и туча»

Джанни Родари «Солнце и туча»

  • Как автор относится к тучке? Почему вы сделали такой вывод? (выборочное чтение)
  • Как к солнышку относится окружающая природа?
  • Почему солнышко всем нравится?
  • Как автор относится к туче? Почему? Сравните тучу и солнце, используя диаграмму Венна
Диаграмма Венна

Диаграмма Венна

  • солнце туча
  • щедрое хмурая
  • доброе герои злая
  • счастливое неживой завистливая
  • ласковое природы грубая
  • любящее несправедливая
ПЯТИСТИШЬЕ   1.Имя существительное (тема)  2. два прилагательных, характеризующих имя существительное (тему)  3. три глагола характеризующие действия ключевого понятия  4. фраза из 4-5 слов, показывающая отношение пишущего к теме  5. одно слово (имя существительное - синоним, употребленный часто в переносном значении), которое обобщает все выше сказанное

ПЯТИСТИШЬЕ

1.Имя существительное (тема) 2. два прилагательных, характеризующих имя существительное (тему) 3. три глагола характеризующие действия ключевого понятия 4. фраза из 4-5 слов, показывающая отношение пишущего к теме 5. одно слово (имя существительное - синоним, употребленный часто в переносном значении), которое обобщает все выше сказанное

  • Туча
  • Грозовая, хмурая
  • Завидует, злится, ворчит
  • С любовью везде простор, со злом везде теснота.
  • Рассыпалась градом
Как вы думаете, кого подразумевает Джанни Родари под героями этой сказки? (людей) С каким человеком вы хотели бы дружить, похожим на солнце или на тучу? Почему? Как вы думаете, а может ли что-то повлиять на изменение характера тучи? (дискуссионная карта)    Делаем вывод о том, что доброе отношение и забота друзей помогут тучке измениться Давайте попробуем найти в туче положительные качества и сказать ей об этом. (РАФТ) Придумайте другое окончание сказки.
  • Как вы думаете, кого подразумевает Джанни Родари под героями этой сказки? (людей)
  • С каким человеком вы хотели бы дружить, похожим на солнце или на тучу? Почему?
  • Как вы думаете, а может ли что-то повлиять на изменение характера тучи? (дискуссионная карта)
  • Делаем вывод о том, что доброе отношение и забота друзей помогут тучке измениться
  • Давайте попробуем найти в туче положительные качества и сказать ей об этом. (РАФТ)
  • Придумайте другое окончание сказки.

Да, потому что

Можно ли исправить характер тучки?

Нет, потому что

РАФТ  Роль Аудитория Форма Тема

РАФТ Роль Аудитория Форма Тема

  • Роль - какие люди (известные или нет) могли бы высказать свое мнение по данной теме
  • Аудитория -кому предназначается написанное
  • Форма- письмо, обвинительная речь, совет
  • Тема- избирается тема, которая заинтересовала бы учеников.
ИЗМЕНИ ОКОНЧАНИЕ СКАЗКИ
  • ИЗМЕНИ ОКОНЧАНИЕ СКАЗКИ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы

Автор: Маршинина Наталья Викторовна

Дата: 29.05.2025

Номер свидетельства: 670824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства