Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, период, в котором формируются важнейшие качества личности.
«Дети – наша надежда и опора»… - это не просто крылатая фраза, а скорее основа жизни нашего общества. Детство – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Многие дети приходят к нам в начальную школу не умея общаться и сотрудничать. Они не умеют знакомиться, не знают, как вежливо обратиться друг к другу, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «моё», «твоё», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не всегда могут отличить искреннее непонимание или шутку от проявления агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.
Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия. До поступления в школу многие дети ограничено общаются со сверстниками. Некоторые из них не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия. К сожалению, отрицательное влияние на формирование детской личности имеет и повальное увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими методами.
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут стать членами реального стабильного коллектива. Если мы – взрослые, не поможем детям наладить в нем общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.