Дидактический материал по русскому языку по теме:"Синонимы"
Дидактический материал по русскому языку по теме:"Синонимы"
Не секрет, что русский язык считается самым трудных из всех предметовв начальной школе. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку - значит воспитать интерес к нему.
А заинтересованного ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо это интересное подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям. Преодолеть трудности в изучении языка помогают творческие задания, разнообразный дидактический материал, практические виды работ. Цель дидактического материала - повышение мотивации учащихся к изучению языка, активизации деятельности школьников.
Дидактический материал представляет собой разнообразные задания, направленные на изучение и систематизацию знаний по разделу "Лексика. Фразеология".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задание. Замени имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными. Запиши по образцу, используя слова для справок.
Слова для справок: жара, буря, облако, укрепление, известие, тревога.
Упражнение 5
Задание. Впиши синонимы существительные в таблицу по образцу, используя слова для справок.
Темнота -
Ураган -
Ребята -
Зной –
Товарищ -
Слова для справок: буря, жара, дети, друг.
Упражнение 6
Задание. Впиши синонимы - существительные в таблицу по образцу, используя слова для справок.
Армия -
Сушь -
Взор -
Вьюга –
Забор -
Слова для справок: метель, ограда, засуха, ограда, взгляд.
Упражнение 7
Задание. Прочитай слова. Докажи, пользуясь словами для справок, что данные слова – синонимы.
Метель, пурга, буран - . . .
Зной, жара - . . .
Бой, сражение - . . .
Алфавит, азбука - . . .
Слова для справок: высокая температура воздуха, снежная буря, столкновение вражеских воинских частей, перечень букв в определенном порядке.
Упражнение 8
Задание. К каждому существительному подбери синоним, напиши его.
Пилот – л____ лентяй – б______
метель – в_____ приятель – т___
воин – с________ ученик – ш_____
флаг – з_______ роща – л_____
Упражнение 9
Задание. Спиши предложения парами. Найди и подпиши в предложениях каждой пары существительные – синонимы.
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Упражнение 10
Задание. Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
Упражнение 11
Задание. Прочитай и запиши синонимы парами. Скажи, какие из существительных не только называют предмет, но и выражают наше отношение к нему.
Задание. Прочитай предложения. Выпиши из них синонимы к слову сражение.
1. Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
Упражнение 13
Задание. Спиши. Вставь подходящие по смыслу существительные.
1. Завтра молодые воины будут принимать . . . . Молодогвардейцы дали . . . сражаться до конца жизни. ( присяга, обещание ).
2. Землетрясение – стихийное . . . . Семью постигло большое . . . . ( бедствие, несчастье ).
3. Настоящее счастье в . . . для народа. В каждом . . . сноровка нужна. ( дело, труд)
Упражнение 14
Задание. Прочитай. Выпиши выделенные существительные, подбери к ним синонимы, запиши парами.
1. Буря мглою небо кроет. 2. Выхожу один я на дорогу . 3. Человеку на работе воздается честь. 4. И грянул бой , Полтавский бой. 5. Не считай неприятеля овцою, считай его волком. 6. Лучше умереть, чем неправду терпеть. 7. Друг познается в беде . 8. Вдоль по улице метелица метет. В любую погоду с утра до утра по городу ходят к больным доктора . Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
Упражнение 15
Задание. Прочитай стихотворение. Спиши и подчеркни синоним к слову метель.
Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
Упражнение 16
Задание. Прочитай. Спиши. Подчеркни близкие по значению прилагательные. К словам слабый (шум) и укромное (место) подбери близкие по значению имена прилагательные.
Робкий заяц.
Нет более трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и убегает. Только поздним вечером или ночью боязливый зверек выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромном уголке. Много врагов у робкого зайчишки.
Упражнение 17
Задание. Сравни между собой слова в каждой строчке. Чем они сходны по смыслу, чем отличаются? К выделенным прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные.
Задание. Прочитай слова каждой строчки. К выделенным словам именам прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные. Напиши с ними словосочетания.
Неправильный, ошибочный , фальшивый, ложный .
Тайный , скрытный, секретный .
Упражнение 19
Задание. Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков в таком порядке: 1) красный, 2) зеленый, 3) фиолетовый. С выделенными именами прилагательными составь и напиши словосочетания, изменяя, где нужно окончания прилагательных.
Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным.
Тихая езда - . . . Тихий голос - . . .
Верный друг - . . . Верный ответ - . . .
Ясное небо - . . . Ясный ответ -. . .
Упражнение 21
Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным. С одним из словосочетаний составь предложение.
Свежий хлеб - . . . Свежий ветер - . . .
Мягкий человек - . . . Мягкая зима - . . .
Дорогой подарок - . . . Дорогой человек - . . .
Упражнение 22
Задание. Замени одним словом, близким по значению. Запиши по образцу.
Образец:очень сильный (мороз) – трескучий (мороз)
Очень известный (писатель), очень маленькая (туфелька), очень жаркое (лето), очень неаккуратный (вид), очень худой (человек), очень густой (лес), очень холодная (вода), очень большой (завод)
Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студеный, гигантский, знаменитый.
Упражнение 23
Задание. Прочитай название цветов и оттенков. Напиши имена прилагательные с данными в скобках именами существительными, подбирая по смыслу. Составь с ними словосочетания, изменяя, где нужно окончание прилагательных.