Просмотр содержимого документа
«Диагностическое сопровождение формирования УУД в условиях введения ФГОС»
Диагностическое сопровождение формирования УУД в условиях введения фГОС
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Катынская СШ
Чепелева Ирина Анатольевна
С 1 сентября 2011 г. Вступили в силу стандарты 2 поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучений новых требований, которые выдвинуло общество и время. Остро встал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов – формирование УУД.
С введением новых стандартов подходы, приёмы по формированию УУД должны сложиться в чёткую целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ.
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше использовались педагогами, но с введением ФГОС, эта работа должна сложиться в чёткую целенаправленную систему.
-
Рассмотрим теоретические составляющие данного вопроса .
УУД -Это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному освоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Функция УУД.
Обеспечить ключевую компетентность учащегося умению учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных знаний в школе и в жизни.
Универсальный характер УУД.
Носят предметный и метапредметный характер.
В составе основных видов УУД выделяют 4 блока
1 Личностный мы не рассматриваем в данной работе.
2. Регулятивный;
3.Познавательный
4. Коммуникативный.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования»
Возник вопрос: как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся учитель, начиная с 1 класса, заполняет
« Таблицы образовательных результатов».
Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана
Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД( Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД).
Главное средство контроля метапредметных результатов – специальные диагностические работы:
задания по отдельным универсальным учебным действиям;
комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке метапредметных результатов.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Методы контроля :наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля : индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Инструментарий контроля :задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Регулятивные
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок Приобретения навыка саморегуляции
В приложении представлены карты формирования регулятивных УУД, заполняемые учителями 1 классов.
Представлены методики диагностик регулятивных УУД:
«Рисование по точкам»
«Корректурная проба»
Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
В приложении представлены карты формирования коммуникативных УУД.
Представлены методики диагностики формирования коммуникативных УУД:
«Носочки» (Цукерман Г.А.)
Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
В приложении представлены карты формирования познавательных УУД, заполняемые учителем в 1 классе.
Методики диагностик познавательных УУД:
Тест «Найди несколько отличий»
Методика «Выделение существенных признаков».
Представлен образец таблицы фиксации формирования УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных)
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися предметных знаний и способов действий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего промежуточного оценивания, так и в ходе в выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы для определения уровня освоения предметных результатов. Промежуточные и итоговые проверочные работы, результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений и начиная со 2 класса по 4 класс фиксируются в классных журналах .
Для оценивания предметных результов учителя начальных классов используют различную литературу разных издательств
Тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы, комплексные работы и т.д.
Благодаря наличию мультимедийного оборудования , учителя имеют возможность использовать интерактивные способы проверки предметных результатов обучающихся начальных классов
Текущие:
Устный опрос;
Письменная самостоятельная работа;
Диктант;
Контрольное списывание;
Тесты;
Графические диктанты;
Изложение;
Сочинение;
Доклад;
Творческая работа и т.д.
Итоговая,
Контрольная работа
Диктант
Изложение
Проверка осознанного чтения и т.д.
В приложении представлены педагогические диагностики для 1 класса издательства «Вентана – Граф»
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Но также требует от учителя получения новых знаний, связанных с этой темой, дополнительного времени для обработки и оформления полученных результатов.