kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cмысловое чтение в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

—осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели; —извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; —определение основной и второстепенной информации; —свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; —понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cмысловое чтение в условиях реализации ФГОС»

Обучение смысловому чтению в условиях реализации ФГОС

Обучение смысловому чтению в условиях реализации ФГОС

Современные школьники – дети цифровой эпохи  большую часть своей жизни проводят в Сети,  считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах, склонны выражать себя посредством цифровых технологий,  умеют выполнять несколько задач одновременно,  склонны использовать цифровые технологии для получения информации Перегруженность внимания  Чем задач больше, тем человек хуже с ними справляется «Многозадачники не делают различий между важной и неважной информацией, потому что вообще не в курсе, что делают в текущий момент» Э.Смарт О пользе лени

Современные школьники – дети цифровой эпохи

  • большую часть своей жизни проводят в Сети,
  • считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах, склонны выражать себя посредством цифровых технологий,
  • умеют выполнять несколько задач одновременно,
  • склонны использовать цифровые технологии для получения информации

Перегруженность внимания

Чем задач больше, тем человек хуже с ними справляется

«Многозадачники не делают различий между важной и неважной информацией, потому что вообще не в курсе, что делают в текущий момент» Э.Смарт О пользе лени

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Давид Иосифович Фельдштейн

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Давид Иосифович Фельдштейн

В XXI в безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умение читать и писать.  Элвин Тоффлер Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский

В XXI в безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умение читать и писать.

Элвин Тоффлер

Умение читать

уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский

Виды информации в тексте фактуальная – информация о месте, времени, участниках события, об обстоятельствах дела, поступках, описание событий, фактов и т.д.;

Виды информации в тексте

  • фактуальная – информация о месте, времени, участниках события, об обстоятельствах дела, поступках, описание событий, фактов и т.д.;

  • подтекстовая – информация, полученная не только из текста, но и в результате чтения «между строк», проясняющая и дополняющая фактуальную информацию;
  • концептуальная – информация, заключающая в себе мысли, взгляды, отношение писателя к жизни, идейный смысл текста (концепт).
Чтение в ФГОС Формирование читающего человека чтение для образования чтение как работа с информацией

Чтение в ФГОС

  • Формирование читающего человека
  • чтение для образования
  • чтение как работа с информацией

Смысловое чтение  восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

Смысловое чтение

восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

  • осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Смысловое чтение Способ чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Универсальное учебное действие. Смысловое чтение – не вид, а уровень чтения

Смысловое чтение

  • Способ чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
  • Один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  • Универсальное учебное действие.

Смысловое чтение – не вид, а уровень чтения

Чтение как метапредметный навык

Чтение как метапредметный навык

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Стратегии смыслового чтения Стратегия – план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению  о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель – текст» ( диалог с текстом ).

Стратегии смыслового чтения

Стратегия – план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель – текст» ( диалог с текстом ).

Стратегии смыслового чтения Различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно‑смысловые установки в соответствии с коммуникативно‑познавательной задачей. Е.С. Романичева Путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией. Н. Н. Сметанникова

Стратегии смыслового чтения

Различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно‑смысловые установки в соответствии с коммуникативно‑познавательной задачей. Е.С. Романичева

Путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией.

Н. Н. Сметанникова

Стратегии смыслового чтения 1. Стратегии предтекстовой деятельности 2. Стратегии текстовой деятельности 3. Стратегии послетекстовой деятельности 4. Стратегии работы с объёмными текстами 5. Стратегии компрессии текста 6. Общеучебные стратегии 7. Стратегии развития словаря Н.Н. Сметанникова

Стратегии смыслового чтения

1. Стратегии предтекстовой деятельности

2. Стратегии текстовой деятельности

3. Стратегии послетекстовой деятельности

4. Стратегии работы с объёмными текстами

5. Стратегии компрессии текста

6. Общеучебные стратегии

7. Стратегии развития словаря

Н.Н. Сметанникова

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения Традиционное чтение Продуктивное чтение до чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают « Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. после чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя Беседуем и уточняем позицию автора.

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения

Традиционное чтение

Продуктивное чтение

до чтения

Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …»

Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

во время чтения

Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают

« Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

после чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя

Беседуем и уточняем позицию автора.

Условия для организации  эффективного обучения чтению  освоение чтение и стратегий чтения текста понимание мотивация выполнение организация учебных ситуаций типовых  заданий на уроке современные образовательные технологии

Условия для организации

эффективного обучения чтению

освоение

чтение и

стратегий чтения

текста

понимание

мотивация

выполнение

организация

учебных ситуаций

типовых

заданий

на уроке

современные

образовательные

технологии

Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий.   Выбор стратегии чтения обусловлен:

Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий.

Выбор стратегии чтения обусловлен:

  • возрастом обучающихся;
  • содержанием учебного предмета;
  • этапом чтения;
  • целями урока;
  • стилевой и жанровой разновидностью текста


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cмысловое чтение в условиях реализации ФГОС

Автор: Молочева Тамара Владимировна

Дата: 22.02.2024

Номер свидетельства: 646191


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства