Активизация мыслительной деятельности – одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками
Активизация мыслительной деятельности – одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
Формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной деятельности – одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками»
Активизация мыслительной деятельности –одно из условийэффективного усвоения языковых понятиймладшими школьникамиПодготовила учительначальных классовГБОУ «Горловская СШИ № 16»Соболева А.А.2021-2022 уч.год
Цели изучения предмета «Русский язык» в начальных классах
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
Формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека
Практическая задача
Формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка (лексике, фонетике, орфоэпии, графике, морфемике, морфологии и синтаксисе)
•Формирование представления о каждом из языковых понятий, являющемся предметом изучения в начальных классах
Текст Предложение (синтаксис) Слово (фонетика, графика, морфемика, морфология) Концентрическое строение курса (содержательные линии: система языка , орфография, развитие речи) Доступность и научность изучаемого грамматического материала Процесс работы над усвоением языкового понятия ( осознавание существенных признаков языкового понятия, понимание их роли в зыке и речи) Трудности ( абстрактность , сложность, неумение пользоваться совокупностью существенных признаков признаков, составляющих природу языкового понятия и др.)" width="640"
Концентрическоестроение курса (содержательные линии:система языка, орфография, развитие речи)
Доступность и научностьизучаемого грамматического материала
Процесс работы над усвоением языкового понятия
( осознавание существенных признаков языкового понятия, понимание их роли в зыке и речи)
Трудности(абстрактность, сложность, неумение пользоваться совокупностью существенных признаков признаков, составляющих природу языкового понятия и др.)
Для овладения грамматическим понятием необходимопределённый уровень развития абстрактного мышления,который создаётся в процессе обучения и требует специальных упражнений
Процесс формирования понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация.
Результативность формирования понятийу младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления
Активизация мыслительной деятельности– одно из условий эффективного усвоения языковых понятий младшими школьниками
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Общая целевая установка на изучение темы
Конкретизация задач в начале каждого урока (темы)
Реализация поставленных задач через систему методического аппарата «Учебника» и «Рабочей тетради»
Проверочные задания (Рубрика
«Проверь себя», «Тетрадь
проверочных заданий»,
«Тетрадь учебных достижений»и
Введение новой информации ( понятия)
Способ предъявления информации( таблица, слова, текст, рисунок)
Подход:системно-деятельностный
Путь: индуктивный, аналитико-синтетический
Форма:диалог (вопросно-ответная) автора и ученика,
лингвистический эксперимент)
Учебное действие– решение грамматической задачи
Характер деятельности ученика– аналитико-синтетический.
1.Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков языкового понятия или орфографического явления.
2. Введение термина.
3. Анализ-синтез определения .
Учебно-познавательные задачи ( логического, знаково-символического, коммуникативного) , при решении которых следует применить мыслительные операции определённого типа (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, вычленение и группировка , рассуждение , обобщение, объяснение и доказательство и др.)
Упражнения , активизирующие мыслительную и познавательную. деятельность учащихся, предполагающие задания на:
Учебно-познавательные задачи ( логического, знаково-символического, коммуникативного) , при решении которых следует применить мыслительные операции определённого типа (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, вычленение и группировка , рассуждение , обобщение, объяснение и доказательство и др.) Упражнения , активизирующие мыслительную и познавательную. деятельность учащихся, предполагающие задания на:
выбор ,группировку и классификацию,сравнение и сопоставление,грамматическое конструирование,рассуждение, объяснение и доказательство,создание текстов на учебные темы,грамматические игры,языковой материал рубрик « Странички для любознательных», «Обратите внимание» и др.)
выбор ,
группировку и классификацию,
сравнение и сопоставление,
грамматическое конструирование,
рассуждение, объяснение и доказательство,
создание текстов на учебные темы,
грамматические игры,
языковой материал рубрик « Странички для любознательных», «Обратите внимание» и др.)