Тема:300 лет гражданскому
шрифту в России!
Ученики 4 а класса МОУСОШ № 8
Буквы в книгах пишутся тем или иным шрифтом. В переводе с немецкого слово шрифт означает начертание. Существует множество шрифтов(можно говорить шрифт о в, а можно – шр и фтов). Они по – разному изображают одни и те же буквы .
Главные шрифты латиницы и кириллицы, привели к созданию русского гражданского шрифта. Это произошло ровно триста лет тому назад, в 1709 году, по указу императора Петра I и стало важнейшим событием в жизни России.
Латиница – это латинский алфавит. На нем строятся западноевропейские языки
А кириллица – это славянский алфавит. На нем строятся славянские языки, в том числе русский
Знак в письме отвечает звуку человеческой речи. Древний грек или римлянин умел произносить 24 разных звука. Поэтому в греческом и латинском алфавитах по 24 буквы. Славянин мог произнести 31 звук. Вместе со знаками твердости и мягкости они составили 33 буквы русской азбуки.
Фрагмент страницы издания Николая Иенсона, написанный латиницей 1471г
Одним из первых шрифтов латиницы стало римское капитальное письмо, созданное в античные(древние) времена в Риме.
Римское капитальное письмо.
Этот шрифт по – другому называют монументальным(монумент – памятник). Рисунок букв капитального письма – простой и ясный, высекался на камне молотком и зубилом. Например, на мраморной колонне императора Траяна. Четкие прямые линии, плавные закругления, изящные засечки(хвостики на кончиках букв) делали римское письмо удобным для чтения и приятным для взора.
Уже существовал пришедший из Египта папирус – бумага, изготовленная из стеблей тростника. Египетские, а вслед за ними греческие и римские писцы обмакивали сухие тростниковые палочки в черные чернила, приготовленные из сажи, или в чернила красные, сделанные из красного мела. Писцы наносили буквы на папирусный свиток – бумагу, которую потом, когда чернила просохнут, сворачивали в рулон. Так выглядели первые «книги». Их можно было бы назвать «рулонами».
Это древние папирусы на разных языках
Тем временем в Персии(нынешнем Иране) научились выделывать пергамент тонкие телячьи, овечьи, козьи шкуры, выбеленные мелом. Пергамент был прочней папируса, а значит, долговечней. Из пергамента нарезали страницы книг, уже похожих на наши: не рулоны, а стопки листов, отполированных пемзой. Сочинения античных писателей(конкретная информация) дошли до нас именно в таком виде: на папирусах и пергаментах.
Древний пергаментный свиток на арабском языке.
Листы пергамента
В Средние века жизнь Западной Европы подчинилась законам церкви – суровым и воинственным. Стали строиться громадные соборы. Их башни были воздеты в небо. Их украшали химеры – чудовища с головою льва, козьим туловищем и хвостом дракона. Готика прославлена своей устремленностью ввысь. Подобно архитектуре, буквы готического письма узкие и острые, как копья рыцарей. Такой шрифт читать нелегко. Он оставался рукописным до тех пор, пока мастер из немецкого города Майнца Иоганн Гутеберг(1394 – 1468) не напечатал им первую книгу – Библию. Иоганн изобрел надежные литеры для набора и печатный станок.
Скоропись – самое беглое письмо. Им овладевали для практических нужд. Однако художники письма интересовались не только быстротой записи или разборчивостью слов. Их волновала декоративность – внешняя привлекательность текста. Не только польза, но и красота. В противоположность скорописи и вместе с ней в XV веке развивается шрифт, получивший название вязи. Искусство вязи требовало от писца терпения и времени. Читать ее было трудно, поскольку высокие и узкие буквы вязи содержали сокращения и были словослитны. Но смотрится она великолепно.
Вязь делится на круглую и угловатую. Особенно хороша угловатая вязь. Она напоминает волшебную решетку царского сада. Как будто безвестные мастера выковали ее, изогнув железные прутья, изукрасив узорами, засечками, титлами(значками и надписями над сокращенными словами), создав кружево неведомой красоты. Уж как прекрасны ограды Петербурга – Летнего сада, Михайловского дворца.
Печатать книги на станке впервые в России начал мастер Иван Федорович(1510 – 1583). Он же придумал и набрал первый русский букварь. Это произошло в 1574 году.
С приходом царствования Петра 1(1672 – 1725) – преобразователя всей русской жизни – книгопечатание было признано серьезным государственным делом.
Устав и полуустав.
Представь себе картину .Ночь. келья в монастыре. Старый монах пишет, сидя перед лампадой. Это – летописец Пимен. В руке у него гусиное перо. Он склонился над листом бумаги.
Еще одно, последнее сказание –
И летопись окончена моя..
Пимен пишет историю тех событий, свидетелем которых он был, в надежде, что какой – нибудь будущий монах перепишет его, Пименову, летопись и потомки узнают «правдивые сказанья» минувших времен.
Первые шрифты на Древней Руси, те, которыми пользовался Пимен, назывались устав и полуустав
Из них более древен устав.
В IX веке Русь приняла от Византийской империи веру в Иисуса Христа. Возникла надобность перевести церковные книги, написанные в Византии по – гречески, на русский язык. Греческий ученый Константин(Кирилл) Философ(826 – 869) оказался в Крыму, там обучился древней славянской грамоте, но при этом создал свою собственную азбуку для славян. Впоследствии ее назвали кириллицей. В XI веке дьяк Григорий переписал уставом священную книгу христиан – Евангелие: жизнеописание Иисуса Христа. Оно стало образцом уставного письма. Буквы его крупные, в слове стоят они отдельно, не соединяясь друг с другом, а вот все слова, наоборот, пишутся слитно, без пробелов между собой. Знаков препинания нет.
Рукописное уставное письмо продержалось до XIV века, но затем его потеснил полуустав.
Буквы его округлее и мельче, изображать их было проще. Полуустав прибавил скорости в переписывании книг по сравнению с уставом. Книжное искусство развивалось. Полуустав ускорил не только письмо. Но и чтение, поскольку слова в нем уже разделялись между собой, возникли знаки препинания, а это делало текст более разборчивым, читать его стало легче. Художникам хотелось уделять внимание красоте письма. Это привело к еще трем способам изображения букв. Их имена скоропись, вязь, инициалы.