Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Покормите птиц зимой".»
КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»
2 класс
Цели:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
воспитывать желание помогать птицам в трудное зимнее время;
развивать познавательный интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.
Регулятивные УУД:
формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело».
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию о птицах.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, мелкие картинки с изображением птиц, крупные картинки с изображением дерева и кормушек, клей-карандаш.
Ход занятия.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1)Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы?
- Да!
Всё готово?
- Да!
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2)Введение в тему Слайд 2.
- Ребята, отгадайте загадку. О каком времени года говорится в ней?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
- Что зима принесла с собой?
( Снег, стужу, ветер, иней, мороз и так далее.)
- Зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ледяные ветры, лютый мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. А иногда зимой очень красиво: деревья, как в сказке, разукрашены серебристым инеем. Такая красота радует людской глаз, но очень невесело в этот период другим живым существам.
- Посмотрите на экран. Здесь ребус для вас. Попробуйте его разгадать, и вы узнаете, о каких живых существах сегодня пойдет речь.
(Дети разгадывают ребус.) Слайд 3.
- О ком же пойдёт речь? (О птицах.)
- Правильно, о птицах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1)Беседа по теме Слайд 4.
- Все мы любим птиц. Весной они радуют нас своим пением. Их веселый звонкий щебет, яркое оперение оживляет окружающий мир. А осенью многие птицы улетают в теплые края. Но с нами остаются воробьи, голуби, синицы, дятлы, поползни. В зимнюю стужу прилетают к нам гости-снегири, чечетки, свиристели, сойки. Зимой наступают тяжелые времена
для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода,
а от голода.
- Послушайте стихотворение Н. Рубцова, его нам приготовила Маша.
Слайд 5.
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему…
- Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими птицами встает очень важный вопрос - как прокормиться, как пережить зиму и не умереть от голода? Холода они не боятся, гораздо труднее пережить им голод. Невозможно добыть корм во время метелей и сильных морозов, во время гололедицы, когда ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу. В холодную зимнюю стужу голодные, ослабевшие птицы легко замерзают.
- А можем ли мы помочь бедным птичкам? (Дети отвечают.) Слайд 6.
- Чем же мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
(Можно сделать кормушку и повесить ее в доступном месте и сыпать
в неё корм. Подкармливать можно любых птиц.)
- Послушайте стихотворение Е. Благининой, которое нам приготовила Вероника.
Морозы жестокие в этом году…. Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре – Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за них, За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им… Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода!
- Как вы думаете, ребята, чем же можно кормить птиц? (Пшеном, просом, овсом, пшеницей, геркулесом, семечками. Гроздьями ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины. Крошками чёрствого пшеничного хлеба. Кусочками несолёного сала, мяса, жира.)
- А чем же нельзя кормить птиц?
(Нельзя скармливать им любые солёные, жареные, кислые продукты.
Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо
переваривается, особенно в мороз, и от этого птицы могут погибнуть.)
2)Игра «КОМУ — ЧТО?» Слайд 7.
- Давайте поиграем: соедините картинки с изображением птиц и картинки с изображением корма.
Синицам----------кусочек сала.
Клестам----------семена шишек.
Снегирям--------ягоды рябины.
Воробьям----------пшено.
Голубям---------семена подсолнечника.
- Послушайте стихотворение И. Белякова, его нам приготовила Настя.
Слайд 8.
На дворе белым-бело, Землю снегом замело. Трудно птицам зимовать, Трудно пищу добывать. Подлетай, воробей, Подлетай, не робей! Видишь девочку? Она Принесла тебе зерна. Подошла к крылечку, Сыплет на дощечку. Подлетай, воробей, Угощайся, не робей!
3) Физкультминутка Слайд 9.
(Ребята читают стихотворение С. Егорова и выполняют движения)
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
4)Загадки о птицах
-А сейчас мы с вами позовем к нашей кормушке гостей, отгадав загадки.
Вам нужно взять картинку-отгадку и прикрепить к кормушке.
( К доске приклеена крупная картинка с изображением зимнего дерева. На нём две кормушки, а рядом столик-кормушка. Дети берут картинку-отгадку и прикрепляют к кормушке.)
1.Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
2.Я весь день ловлю жучков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю,
под карнизом обитаю. (Воробей) Слайд 10.
3.Окраской — сероватая, повадкой — вороватая, крикунья хрипловатая — известная персона. Кто она? (Ворона) Слайд 11.
4.Хоть я не молоток — по дереву стучу: В нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел) Слайд 12.
5.Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и
полоска шарфика. (Синица) Слайд 13.
6.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири) Слайд 14.
7.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её … (сорока) Слайд 15.
8.У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой, из шишек семечки клюёт. Кто это птичку назовёт? (Клёст) Слайд 16.
9.Только я из птиц, признаться, в зной, морозы и пургу по стволу передвигаться головою вниз могу. (Поползень) Слайд 17.
10.Эта птица - символ мира, чердаки её квартира, там, где площади, фонтаны, ищет крошки постоянно! (Голубь) Слайд 18.
11.Эта птичка с хохолком и красивая притом. На рябину прилетела.
Птичка эта — свиристель… . Слайд 19.
- Молодцы! Отгадали все загадки. Заполнили кормушку птицами.
-Теперь послушаем стихотворение неизвестного автора, которое приготовила нам Лиза.
Холодно стало в лесу. Птицы замёрзли ужасно. Я им поесть принесу Хлеба и зёрнышек разных. И соберутся они Радостно здесь на опушке И будут прыгать все дни Около нашей кормушки. И среди зимнего дня Станут весёлыми птицы, Если увидят меня С целым пакетом гостинцев.
5) Игра: «Кто как поёт»
- Сейчас мы с вами поиграем. Вы услышите голоса птиц. Нужно назвать, какая это птица и сказать, как она поёт.
(Дети прослушивают голоса птиц и отгадывают, какая птица так поёт.)
Воробей – чирикает.
Ворона – каркает.
Сорока – стрекочет.
Синица – щебечет.
Снегирь – посвистывает.
Дятел – трещит.
Клест – клекочет.
- Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы знаете голоса птиц и знаете, как они поют.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
- О ком мы говорили на занятии? (О птицах.)
- Почему о них? (Зима — трудный период для птиц.)
- Какие трудности испытывают птицы зимой? (Им нечего есть.)
- Как им помочь? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птиц.)
Слайд 20.
(Учитель читает стихотворение А. Яшина.)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, теплый юг. Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Сидят вороны по столбам, Галдят на ветках галки, Привольно прыгать воробьям, Как бы крутя скакалки. Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. И вот летают все слабей Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: “Спасибо вам великое!”
- Ребята, а какой же вывод мы сделаем в заключение нашего занятия?
Что полезного вы возьмёте для себя? Слайд 21.
(Зимой птицам нужно обязательно помогать, подкармливать их хлебными крошками, зернами, салом и так далее.)
- Да, быть может, именно ваша горсточка хлебных крошек спасет чью-то маленькую жизнь.
(Звучит песня «Воробьиная песенка». Слова П. Синявского, музыка З. Компанеец)
- Теперь возьмем свои кормушки и корм, пойдем на улицу и развесим их на яблоне. (Идут на улицу.)
Операция «Повесь кормушку»
(Дети вешают кормушки на яблоню, насыпают в нее зерна.)
- А теперь давайте произнесем закличку для птиц, позовем их в гости.
(Дети хором произносят стихотворение З. Александровой.)