Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. «Волшебное растение».»
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 4 класс
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по ИЗО составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2014).
Объем программы:
Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в году— 34 часа.
Срок реализации программы -1 год.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2014г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2016г.
Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Главным условием организации занятий по ИЗО является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Задача учителя: гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Цельюуроков изобразительного искусства в начальной школе является формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Цель программы: разностороннее художественное развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи изученияпредмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Содержание и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженных в народных искусствах.
Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС
Восприятие произведений искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Овладение основами художественной грамоты. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу(А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно-творческой деятельности.
III. Содержание курса в 4 классе.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечат-ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о про-странстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических ус-ловий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.
5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.
9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.
13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.
2. Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).
3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.
6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка».
11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.
6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
IV. Планируемые результаты обучения.
Личностные результатыосвоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результатыосвоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Учебно-тематический план
по изобразительному искусству
Всего 34 часа
Количество часов в неделю - 1 час.
Календарно-тематическое по изобразительному искусству 4 класс
п/н
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Формирование УУД
Дата
.
План факт
Примечание
1
Перевод наблюдаемого в художественную форму. «Путевые зарисовки художника»: «Пейзажи нашей Родины» .
1
Открытие новых знаний
Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер природы разных мест.
Работа на плоскости. Художественноеизображение пейзажа. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.
Материал: акварель, тушь.
Познавательные:компоновка сюжетного рисунка.
Метапредметные :планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
2
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Архитектура разных мест.
1
Открытие новых знаний
Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.
Работа на плоскости. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.
Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека.
Материал: акварель, тушь.
Познавательные:линия и пятно как художественно – выразительные средства живописи.
Метапредметные: формулирование собственного мнения и позиции; выстраивание понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет.
Адекватное восприятие предложения и оценки учителя и товарищей.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
3
«Путевые зарисовки художника». Сюжетные композиции: «Базары», «На площади».
1
Открытие
новых знаний
Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над рисунком.
Работа на плоскости. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2-3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Метапредметные::договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата.
4.
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Ахроматическая и хроматическая гамма». «Цветущий луг».
1
Открытие
новых знаний
Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point).
Работа на плоскости. Работа на малом формате в ахроматической и хроматической гамме.
Материал: гуашь.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия
Личностные: учебно-
познавательный интерес к
новому учебному материалу.
5.
Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет.
1
Открытие
новых знаний
Передача характерных особенностей модели графическими средствами. «Портрет любимого литературного героя».
Работа на плоскости. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости фигур в движении. Материал: цветные мелки, гуашь.
Познавательные:уметь последовательно выполнять элементы построения портрета.
Метапредметные:формулировать собственное мнение и позицию.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
6.
Изображение с натуры цветка.
1
Открытие
новых знаний
Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме – передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма.
Материал: акварель.
Работа на плоскости. Рисование с натуры цветка. Пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Метапредметные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.
7.
Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный город»
1
Открытие
новых знаний
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения; отображение настроения в картинке.
Работа на плоскости. Рисование по памяти или представлению картинок родного города.
Материал: акварель, белила (на цветном фоне»)
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
8.
«Портреты богатырей Русской земли».
1
Открытие
новых знаний
Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Работа на плоскости. Наброски зарисовки на передачу характера человека. Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через одежду. Материал: карандаш.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
9.
Круговое распределение фигур в пространстве.
1
Открытие
новых знаний
Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по памяти или наблюдению.
Работа на плоскости. Иллюстрация к стихотворению А. Барто. Материал: акварель, гуашь, цветные мелки.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Метапредметные
формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
10.
Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и их одежда»
1
Открытие
новых знаний
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.).
Лепка из глины или пластилина фигуры человека с соблюдением пропорций тела. Материал: глина, пластилин.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Планировать свои действия.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
11.
Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки».
1
Открытие
новых знаний
Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике. Материал: глина, пластилин, бумага, гуашь.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Метапредметные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные:способность к
к самооценке на основе
о критериев успешности
учебной деятельностимство с песенным фольклором.
12.
Работа в объёме и пространстве. «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт».
1
Открытие
новых знаний
Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона.
Работа в объёме и пространстве. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.
Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Материал: гуашь.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Метапредметные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата.
13.
Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки».
1
Открытие
новых знаний
Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений
Изображение бабочек и жуков с последующим изготовлением панно (коллективная работа).
Материал: акварель, гуашь, перо.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Метапредметные формулировать собственное мнение и позицию.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
14.
Декоративно-прикладная деятельность. Пейзаж «Восход солнца».
1
Открытие
новых знаний
Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Понятие сюжета.
Создание большой коллективной работы (панно): выкладывание из квадратов. Материал: цветная бумага.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетную композицию; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
15.
Декоративно прикладная деятельность. «Волшебное растение».
1
Открытие
новых знаний
Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных украшений.
Разработка фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета или выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок,
последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Метапредметные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
16.
Работа в объёме и пространстве. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства.
1
Открытие
новых знаний
Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах.
Декоративно-прикладная деятельность. Исследовательская работа (по группам). Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные:ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
17.
Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных промыслов (заочные).
1
Открытие
новых знаний
Изучение формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.Передача в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково и др. народные промыслы).
Декоративно-прикладная деятельность. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.
Познавательные:знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам; знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способность к адекватной самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
18.
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем песню».
1
Открытие
новых знаний
Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество, литературная сказка. Этнос.
Работа на плоскости. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Создание «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
19.
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Гражданская война»
1
Открытие
новых знаний
Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Работа на плоскости. Рисование по представлению на обозначенную историческую тему. Материал: графический материал.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
20.
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Боярские хоромы».
1
Открытие
новых знаний
Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование (украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот.
Работа на плоскости. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: графический материал.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
21.
Развитие фантазии и воображения. «Путешествия на машине времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я принцесса».
1
Открытие
новых знаний
Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи и др.
Работа на плоскости. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов. Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
22.
Развитие фантазии и воображения. Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.)
1
Открытие
новых знаний
Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги.
Работа на плоскости. Распределение сюжетов среди учащихся в классе.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата.
23.
Развитие фантазии и воображения. «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка»
1
Открытие
новых знаний
«Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего. Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных коллективных композиций.
Работа в объеме и пространстве. Создание космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: самоконтроль действий.
24.
Развитие фантазии и воображения. «Кованые изделия – застывшая музыка». Эскиз необычного здания.
1
Открытие
новых знаний
Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Построение нового необычного образа.
Воображение, образ, объект.
Работа в объёме и пространстве. Выполнение работы в рабочей тетради. Создание дома, взяв за основу один из предметов, которыми пользуемся каждый день.
Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
25.
Развитие фантазии и воображения. Образ предметно - пространственной среды.
1
Открытие
новых знаний
Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской рубашки и женского сарафана. Дизайнер.
Работа в объёме и пространстве. Создание аппликации, роспись
.
Познавательные:знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства; уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:оценивать правильность выполнения действия.
26.
Развитие фантазии и воображения. Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики.
1
Открытие
новых знаний
Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.
Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ. Цветовое решение композиции.
Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата.
27.
Декоративно-прикладная деятельность. Развитие фантазии и воображения. Изготовление костюмов, предметов быта.
1
Открытие
новых знаний
Подготовка одного большого «художественного события» на темы сказок.
Постановка, инсценирование, декор и декорация.
Декоративно-прикладная деятельность. «Вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Личностные:познавательный интерес
28.
Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна».
1
Открытие
новых знаний
Оформление художественного события в различных техниках. Создание композиции по мотивам народного декоративно - прикладного промысла.
Роспись.
Декоративно-прикладная деятельность. Оформление класса к праздничной дате в технике аппликации, коллажа.
Материал: гуашь.
Познавательные:уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета
Метапредметные
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:познавательный интерес
29.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве.
1
Открытие
новых знаний
Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр). Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин.
Работа на плоскости. Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия.
Познавательные:уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
30.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного искусства (очная)
1
Открытие
новых знаний
Функциональность народного искусства. Символика в искусстве.
Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Викторина «Народные промыслы».
Познавательные:умение систематизировать знания по изученной теме.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных местах.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
31.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.
1
Открытие
новых знаний
Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства: анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.
Анималистический жанр.
Работа на плоскости или работа в объеме и пространстве. Выполнение работы в анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных. Материал: акварель, гуашь.
Познавательные:знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Метапредметные
формулировать собственное мнение и позицию;строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
32.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.
1
Открытие
новых знаний
Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл.
Работа на плоскости. Выполнение работы в мифологическом жанре.
Материал: акварель, гуашь.
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу.
33.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в природу на открытое пространство.
1
Урок
рефлексии
Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном искусстве.
Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников.
Познавательные:делать предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
34.
Художественно образно восприятие изобразительного искусства. Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (заочная)
1
Открытие
новых знаний
Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.
Проведение самостоятельных мини-исследований детей по изучению коллекции музея и художника, представленных в Третьяковской галерее.
Познавательные:перерабатывать полученную информацию; делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного ,учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Личностные:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Литература основная
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2014г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2016г.
Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год
Литература дополнительная
Печатные пособия.
- иллюстрации разных авторов к одной сказке;
- народная игрушка;
- образцы детских работ прошлых лет;
- образцы посуды;
- печатные и самодельные открытки;
- разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;
- старинные открытки;
- фотографии интерьеров;
Электронные пособия и презентации:
«Гжель»;
«Стили архитектуры»;
Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;
живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;
знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по изобразительному искусству по программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – чл-корр. РАО проф. Н.Ф Виноградова.
Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс. Авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Издательский центр Москва «Вентана- Граф»2014 год
Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» 4 класс. Авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Издательский центр Москва «Вентана- Граф»2017 год