kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Валеология". Календарное планирование 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарное планирование курса "Валеология" разработано в помощь учителям, начальных классов. Соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Валеология". Календарное планирование 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8









Рабочая программа

по предмету «Валеология»

(авторы П.П. Миненко, В.Н. Швецова)

на период 2018 – 2019 годы

(3-4 классы)




Составитель: Озикова Н.В.



г. Хабаровск

2018 г.







  1. Пояснительная записка

1.1.

Примерные и авторские программы, на основе которых создана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основании авторской программы Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров П. П. Миненко, В. Н. Швецовой к курсу «Валеология и образование» для общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1997 г.

В авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, календарно-тематическое планирование, добавлены задачи. Переставлена и разбита на части тема «Удивительное в тебе самом» для переключения внимания и лучшего запоминания темы у детей в процессе работы.


1.2.

Цели и задачи курса

Цель: создать условия, при которых ребенок способен включиться в процесс творчества, помочь проявиться психофизическим возможностям, сформировать позитивное мышление, привить радость созидания.

Задачи:

- воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому;

- организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости;

- научить соблюдать правила здорового образа жизни;

- обучить методам закаливания организма, правилам гигиены;

- развивать память;

- помочь в формировании правильной половой ориентации;

- обучить этикету, физическому самосовершенствованию.



1.3.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Валеология» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 142 часа. Из них в 1 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), во 2,3 и 4 классах по 36 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

1.4.

Структура курса

Раздел «Мое здоровье – моя крепость» - 34 ч.(1 класс)

Раздел «Удивительное в нас самих» - 36 ч. (2 класс)

Раздел «Я -родился» - 36 ч. (3 класс)

Раздел «Я- человек разумный» - 36 ч. ( 4 класс)


1.5.

Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

Цель курса «Валеология» состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.


1.6.

Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой (практическая, контрольная части)


1 класс Всего часов

«Мое здоровье – моя крепость» 34 ч.

1.Валеология – наука оздоровье 1 ч.

2.Строение моего тела 6 ч.

3.Удивительное в тебе самом 6 ч.

4.Гигиена тела и души 4 ч.

5. Гигиена питания 2 ч.

6.Гигиена школьника 4 ч.

7.Стресс – это хорошо или плохо 2 ч.

8.Всякие ли грибы и растения полезны? 3 ч.

9.Вредные вещества и вредные привычки 3 ч.

10.Мои умения 3 ч.

2 класс

«Удивительное в нас самих» 36 ч.

1.Удивительное – в тебе самом 5 ч.

2.Не бойтесь быть добрым и честным 3 ч.

3.Воспитай себя сам 2 ч.

4.Болезни тела от грязных рук и ног 5 ч.

5.Приятно получать подарки 2 ч.

6.Искусство одеваться 2 ч.

7.Незнакомец – друг или враг? 2 ч.

8.Физические недостатки – ограничение в познании мира 2 ч.

9.Я болен. Не набрать ли мне «03»? 4 ч.

10.Правила хорошего тона 2 ч.

11.Делу – время, потехе – час 2 ч.

12.Выбор друзей – дело ответственное 2 ч.

13.Мои знания и умения 3 ч.

3 класс

«Я -родился» 36 ч.

1.Удивительное в тебе самом 3 ч.

2.Как мы устроены 6 ч.

3.Размножение – основа жизни на Земле \ 5 ч.

4.Заботливые родители – здоровые дети 1 ч.

5.Тайна рождения нового человека 3 ч.

6.Питание беременной женщины, будущей мамы 1ч.

7.Уход за новорожденным 2 ч.

8.Наследственность 4 ч.

9.Как мы развиваемся 4 ч.

10.Какими мы будем 1 ч.

11.Радости и слабости нашей семьи 2 ч.

12.Мои знания и умения. 4 ч.

4 класс

«Я- человек разумный» 36 ч.

1.Смысл жизни человека разумного 2 ч.

2.Здоровый образ жизни в мировой культуре 3 ч.

3.Вырасти здоровым 4 ч.

4.Профилактика заболеваний важнейших

систем организма человека доступными методами 7 ч.

5.Человек – частица Вселенной 8 ч.

6.От общения – к здоровью 6 ч.

7.Удивительное в тебе самом 3 ч.

8.Мои знания и умения 3 ч.


1.7.

Планируемые результаты:

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике .

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

1-я линия развития – как быть здоровым:

понимать, что такое здоровый образ жизни и зачем он нужен;

иметь понятия о микробах и о болезнях которые они вызывают, знать как от них защититься ;

иметь представление о строении собственного тела;

знать правила закаливания своего организма.

2-я линия развития – смысл жизни человека разумного:

иметь понятие о смысле жизни человека разумного;

познакомиться с психологическими проблемами разнополых учеников, путями их преодоления;

профилактика заболеваний важнейших систем организма человека доступными методами;

понимать то, что человек является частицей Вселенной;

оценивать правильность поведения в быту и в общественных местах.


.


1.8.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


1.9.

Формы контроля

Текущий контроль: сообщение, творческая работа, устный опрос, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы, наблюдение, опыт, презентация, проект.

Тематический контроль: самостоятельная работа, тест.

Итоговое тестирование (в конце учебного года).


























Календарно-тематическое планирование

3 класс


п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной

деятельности

Формирование УДД

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Я – родился (36 часов)

Удивительное в тебе самом (3 часа)

1



Проверяем развитие зрительной, слуховой, вкусовой, обонятель-ной памяти

УОНМ

Проверяем развитие зрительной, слуховой, вкусовой, обонятель-ной памяти

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

2



Как запомнить цифры, даты, номера телефонов

УОНМ

Учимся запоминать лица, имена.

Регулярная тренировка дает поразительные результаты.

Уметь объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

3



Как развить внимание? Как научиться забывать ненужное?

УОНМ

Учимся развивать свое внимание. Знакомимся с упражнениями для развития памяти и внимания

Знать, что такое внимание, от чего оно зависит, как развивать внимание.

Уметь использовать полученные знания для развитие своего внимания.

Научиться приемам развития внимания.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.


Как мы устроены (6 часов)



УОНМ





4



Как устроены мои кости и мышцы?

Знакомимся со строением нашего тела. Узнаем как устроены наши кости и мышцы? Могу ли я стать бегуном? Можно ли мне заняться плаванием, гимнастикой или тяжелой атлетикой?

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5



Кровь, ее значение.

УОНМ

Чем заполнены артерии и вены? Чем они отличаются друг от друга? От чего зависит красный цвет крови?

Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

6



Что такое иммунитет?

УОНМ

Осторожно! Воздух переполнен микробами. Кто с ними борется? Что ты знаешь об иммунитете?

Знать что такое иммунитет. Что нужно делать, чтобы повысить свой иммунитет и не болеть

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

7



Роль почек в организме


Роль почек в организме человека. Что полезно и вредно для почек? Какими методами можно улучшить их работу?

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

8



Пища, ее значение

УОНМ

Выясняем для чего нужна пища нашему организму. Узнаем, что есть полезные и вредные продукты

Уметь различать продукты вредные и полезные. Уметь составлять полезное для организма меню.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

9



Роль легких в организме человека

УОНМ

Знакомимся с ролью легких в организме. Узнаем какими способами можно улучшить работу легких? Познакомимся с дыхательной гимнастикой

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

Размножение – основа жизни на Земле (5 часов)


10



Строение клетки, ее разновидности

УОНМ

Знакомимся со строением клетки и ее разновидностями. Со способами размножения клеток. Определить чем отличается клетка растения от клетки животного?

Знать, что мы все произошли от клетки. Знать строение клетки и ее разновидности, способы размножения клеток.

Уметь отличать клетку растения от клетки животного?

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

11



Как размножаются цветы

УОНМ

Знакомимся с различными растениями, с приемами их размножения. Учимся брать у растений материал для размножения

Знать могут ли быть клетки, цветы, почки, растения мужскими и женскими? Чем они отличаются друг от друга? Уметь размножать цветы различными способами

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими.

12



Как размножаются животные на суше и в воде

УОНМ

Как размножаются животные на суше и в воде? Различие в строении мужских и женских половых клеток животных

Знать как отличается строение тела животных в зависимости от условий жизни. Как особенности жизни влияют на размножение. Знать, что животные бывают живородящие и не живородящие.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

13



Как размножаются животные на суше и в воде

УОНМ

Знакомимся с тем, как разные животные заботятся о своем потомстве. Вспоминаем, что мы знаем о насекомых, животных, рыбах, поедающих своих малышей?

Знать, что не все животные одинаково заботятся о своем потомстве. Некоторые животные поедают своих малышей. Уметь определять причины такого поведения, факторы, влияющие на такое поведение животных.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

14



Мы все новорожденные

УОНМ

Эврика! Мы все новорожденные: я, котенок, щенок, жеребенок, кенгуренок, слоненок, дельфиненок. И у нас у всех есть родители, только вынашивают нас по-разному.

Знать, что люди отличаются
от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира





Заботливые родители – здоровые дети. (1 час)



Узнаем, как наши папы и мамы заботятся о своих малышах? Почему я люблю своих родителей? Как мои папа и мама помогают мне стать здоровым, умным, сильным, ловким и умелым?






15



Как папы и мамы заботятся о своих малышах

УОНМ


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.


Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценк

ой учителем.

Тайна рождения нового человека (3 часа)

16



Чем мальчики отличаются от девочек

УОНМ

Определяем, чем девочки отличаются от мальчиков? Чем мальчики отличаются от девочек? Как внешние и внутренние отличия влияют на нашу жизнь

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

17



Чем девочки отличаются от мальчиков

УПЗиУ

Определяем, чем девочки отличаются от мальчиков? Чем мальчики отличаются от девочек? Как внешние и внутренние отличия влияют на нашу жизнь

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими.

18



Зачатие – начало жизни

УОНМ

Узнаем, как развивается яйцеклетка? Как развивается человек до рождения? Когда должен родиться ребенок и как он появляется на свет?

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.




Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; понимать роль природоведческих знаний жизни человека.

Питание беременной женщины – будущей мамы (1 час)


19



Как должна питаться будущая мама

УОНМ

Узнаем, что нужно сделать, чтобы ребенок родился здоровым? Здоровье родителей – здоровье будущих детей.

Могут ли быть пищевые прихоти у беременной женщины и нужно ли их удовлетворять?


Знать, что во время беременности в жизни женщины происходят большие изменения в строении внутренних органом, что влияет на образ жизни, эмоциональный настрой, характер.

Знать надо ли всегда удовлетворять пищевые прихоти женщины

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Уход за новорожденным (2 часа)


20



Чем питается новорожденный малыш

УОНМ

Вспоминаем на примерах младших братьев и сестер что умеет делать новорожденный малыш? Почему он уже умеет сосать молоко, спать, плакать? Узнаем умеет ли новорожденный видеть, слышать сразу после рождения?


Знать, что при помощи врожденных рефлексов новорожденный умеет привлекать к себе внимание, для удовлетворения своих естественных нужд

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения.

21



Забота взрослых о малыше

УОНМ

Узнаем, чем питается новорожденный и часто ли его нужно кормить? Опасны ли для него микробы, окружающие нас? Зачем его купают каждый день? Должен ли он заниматься гимнастикой? Нужно ли ему делать массаж? Как взрослые и дети должны заботиться о нем?

Знать, как взрослые заботятся о своих малышах, чем можно помочь родителям при уходе за новорожденным.

Уметь проводить несложные гимнастические упражнения , приемы массажа.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Наследственность (4 часа)

22



Что такое наследственность

УОНМ

Знакомимся с тем, что такое наследственность? Почему дети похожи на родителей, но не всегда бывают их точной копией

Знать, что в зачатии ребенка участвуют гены мамы и папы, а ДНК человека содержит в себе информацию о всем роде, включая даже далеких предков.

Знать, что в природе существует естественный отбор

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

23



Что такое гены и хромосомы

УОНМ

Узнаем, что такое гены и хромосомы? Чего в организме больше: генов или хромосом? Почему в половых клетках и клетках тела содержатся гены и хромосомы? Понятие о доминантных и рецессивных признаках.

Знать, что в зачатии ребенка участвуют гены мамы и папы, а ДНК человека содержит в себе информацию о всем роде, включая даже далеких предков.

Знать, что в природе существует естественный отбор

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

24



Что такое наследственные заболевания и пороки развития

УОНМ

Узнаем, почему дети чаще наследуют от своих родителей цвет кожи, глаз и волос, рост, группу крови и внешность?

Знать, что в зачатии ребенка участвуют гены мамы и папы, а ДНК человека содержит в себе информацию о всем роде, включая даже далеких предков.

Знать, что в природе существует естественный отбор

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

25



Вредные привычки

УОНМ

Определяем, что такое наследственные заболевания и пороки развития? Как часто они передаются? Можно ли вылечить наследственные заболевания и пороки развития?

Знать, какие факторы влияют на наследственность. Что на будущего ребенка влияет не только генетика, но и окружающая среда, питание, образ жизни, привычки и даже отношение родственников к будущей маме.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Как мы развиваемся (4 часа)


26



Рост. Факторы, влияющие на рост ребенка

УОНМ

Узнаем все о Росте. О факторах, влияющих на рост ребенка: наследственности, гормонах, питание и здоровье.

Объяснить причину отставания в росте мальчиков.


Знать, что девочки и мальчики растут неодинаково?

Обычно девочки начинают активно расти в возрасте 9-10 лет. При этом пик скорости роста приходится на 11-12 лет, что совпадает с интенсивным половым развитием. У мальчиков активный рост начинается несколько позже (около 11 лет) и достигает своего максимума к 13 годам. Именно поэтому в средней школе девочки сначала выше мальчиков, а потом это меняется.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

27



Вес, нужно ли его контролиро- вать

УОНМ

Определить, что такое вес. Какой вес можно назвать нормальным? Нужно ли контролировать свой вес? Что общего у девочек и мальчиков?

Знать, что свой вес необходимо контролировать уже со школьного возраста. Знать, что вреден как избыточный, так и недостаточный вес. Заполнить таблицу зависимости роста и веса для мальчиков и девочек.

Уметь определять свой вес, знать как его скорректировать

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

28



Поведение человека, его влияние на здоровье других людей

УОНМ

Определить, какое значение имеет эмоциональное здоровье для развития и функционирова-ния всех систем организма? Может ли поведение человека повлиять на здоровье других людей?

Знать, что от поведения конкретного человека зависит здоровье других людей.

Это – оказание помощи нуждающимся, доброе отношение к старшим, защита малышей от хулиганов и т. д.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

29



Основные правила безопаснос-ти ребенка во всех сферах жизни

УОНМ

Познакомиться с правилами безопасного поведения детей на улицах, дорогах, дома и при общении с незнакомыми людьми

Знать правила безопасного поведения детей в школе, дома, при встрече с незнакомыми людьми, на улицах и дорогах, в лесу, водоеме и т.д. Подготовить памятки по правилам безопасного поведения.


В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Какими мы будем (1 час)


30



Я- девочка, какой я должна быть. Я – мальчик, каким я должен быть

УОНМ

Определить, какими должны быть девочки и мальчики. Разобраться, в чем различие воспитания мальчиков и девочек.

Знать правила поведения мальчиков и девочек. Выработать

правила этикета, на примерах уметь доказать, что поведение мальчиков и девочек должны оличаться.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

Радости и слабости нашей семьи (2 часа)


31



Дружная семья, какой она должна быть

УОНМ

Определить, дружная ли у нас семья. Должны ли мы уважать, любить друг друга? Как мы выражаем свою любовь ко всем членам семьи?




Знать, что моя семья должна быть за мной, как за каменной стеной. Все девочки и мальчики, женщины и мужчины должны искать взаимопонимания, уважать и поддерживать друг друга.




Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

32



Распределе-ние обязаннос-тей в семье

УОНМ

Вспомнить. какие обязанности выполняют члены семьи. Может ли быть такое, что у кого-то из членов семьи нет никаких обязанностей. Определить перечень дел, которые может выполнять в семье ребенок.

Знать, что мир и согласие в семье зависят от нас самих. Что нас всех объединяет: родственные отношения, любовь, дружба, общность дел и обязанностей, привязанности, духовное родство, хобби?


Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Мои знания и умения (4 часа)


33



Что я могу

УОНМ

Мои успехи по развитию образной памяти

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.


В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

34



Моя личная ответствен-ность (иммунитет)

УОНМ

Что ты знаешь об иммунитете?

Осторожно! Воздух переполнен микробами. Кто с ними борется?

Знать что такое иммунитет. Что нужно делать, чтобы повысить свой иммунитет и не болеть

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

35



Моя личная ответственность

УОНМ

Как зависит работа всех систем организма от пищевого рациона?

Как оказать первую помощь при отравлениях несвежей пищей, ядовитыми ягодами или грибами?


Знать, что пищевое отравление вызывают бактерии (сальмонеллы, палочка ботулизма, протеи, стафилококк, кишечная палочка и другие), которые находились на продуктах, употребленных человеком.

Запомнить правила первой мед. помощи при отравлениях.


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

36



Моя личная ответствен-ность

УОНМ

Определить личную ответственность ребенка за профилактику несчастных случаев.

Запомнить, что первая помощь представляет собой временную меру, которая осуществляется для того, чтобы сохранить жизнь, предотвратить получение дополнительных травм, облегчить мучения пострадавшего до оказания медицинской квалифицированной помощи специалистами.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.































^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Валеология» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии. Курс «Валеология» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе; поведении в обществе; развитии и размножении человека. Главной задачей курса «Валеология» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений человека и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – ядовитые и лекарственные грибы и растения;

2) влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека и т.д.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Валеология» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс «Валеология» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении валеологии состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

^ Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать семена и плоды лекарственных и ядовитых грибов и растений, кости, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

В ходе изучения курса «Валеология» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы человека и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Валеология», насыщенного сведениями об организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Валеология», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Валеология», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, рулетки и т.д. Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.
















^ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ РАБОТЫ:


  1. Алиев Х. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: МГУ, 1990.


  2. Алексеев А. В. Аутотренинг для всех. – М.: ФиС, 1984.


  3. Алексеев С. В., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. Сб.: Медицина. Культура. Философия /Под ред. Юрьева В. К./ - СПб, 1994.


  4. Ананьев В. А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни. Сб.: «Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр.» Ленинградский ин-т усов. врачей. – Л., 1988.


  5. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М.: Моск. рабочий, 1989.


  6. Бирюков А. А. Массаж – спутник здоровья. – М.: Просвещение, 1992.


  7. Бирах И. И. Здоровье своими руками. – Минск, 1985.


  8. Бойко В. В. Счастье. Семья. Дети. – М.: Знание, 1988.


  9. Брехман И. И. Валеология. – СПб.: Наука, 1993.


  10. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., - М.: ФиС, 1990.


  11. Вопросы охраны здоровья школьников /под ред. М. П. Кравцова, Р. А. Якимович/. – Минск.: Изд-во Минск. пед. ун-та им. М. Горького, 1983.


  12. Габриян С. А. Школа памяти (суперактивизация памяти через возрождение эмоций). – М., 1992. – 64 с.


  13. Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. – СПб., 1994.


  14. П. П. Миненко, В. Н. Швецова, Валеология и образование: концептуальные подходы к валеологическому образованию и просвещению, Хабаровск, изд-во ХК ИППК ПК, 1997.


  15. И. Соковня, Неболейка. Москва, Просвещение, 2005.


  16. Т. Ю. Яновская, Как устроен человек? Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.


  17. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – 2004 .


  18. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 2003.


  19. Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 2005.


  20. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2005.


  21. Мир детства: Младший школьник. – М., 2003 г.


  22. Николаева А. П., Колесова Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2000.


  23. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М., 2004.


  24. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 6 – 9 лет. – Ярославль, 2005.


  25. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М.: «Пенаты», 1992.


  26. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М.: «Соль», 1993.


  27. Чаклин А. В. География здоровья. – М.: Знание, 1986.


  28. Энциклопедия здоровья. Т.12. – М.: ИПО «Аврора», 1992.


  29. Энциклопедия для детей 7-9 лет. – Волгоград: ДОМ, «Струг», 1992.


  30. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Монолог, 1994






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Валеология". Календарное планирование 3 класс

Автор: Озикова Наталия Васильевна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) ""Валеология" "
    ["seo_title"] => string(13) "valieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "158793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421786867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства