Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку 4 класс "Планета Знаний"»
Приложение 1
№
п/п
Дата
(по плану)
Дата
(факт)
Наименование разделов
и тем
Кол-
во
часов
Виды учебной деятельности
1.
1.1.
Речевое общение.
Речь.
7
1 неделя
1
Вспоминаем качества русской речи
1
Понимать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка.
Ориентироваться в странице «Содержание»;
выполнять практическую работу со словарями;
находить ударные и безударные слоги; ставить знак ударения в многосложных словах;
указывать связь слов в предложении; определять члены предложения; производить звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными
2
Вспоминаем качества русской речи
1
Понимать что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги.
Сочинять свою «рекламу»; записывать стихотворение по памяти;
составлять и записывать предложения;
различать слова «стрелки» – «стрелки», «белки» – «белки»;
задавать вопросы к словам
3
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Определять время глаголов;
расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне;
пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи
4
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Иметь представление об особенностях устной речи: мимике, жестах, позе.
Записывать слова в алфавитном порядке; ставить знак ударения;
подбирать проверочные слова; писать текст под диктовку;
пользоваться словообразовательным словарем
2 неделя
5
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне;
определять род и число имен прилагательных;
выполнять разбор предложения;
записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы
6
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Понимать цели использования в русском языке мягкого и твердого знаков.
Правильно произносить слова с буквосочетаниями чн, сч;
распределять слова в два столбика по особенностям произношения звуков; находить подлежащее и сказуемое в предложении; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы;
Иметь представлениео словах-синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро–ра, оло–ла, ере–ре, оло–ле.
1.2.
Текст.
13
8
Входной диктант.
«Время лесных мышей».
1
Помнить изученные орфограммы.
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
3 неделя
9
Работа над ошибками
1
Выполнять работу над ошибками
10
Различаем и оформляем предложения по цели
высказывания, выражаем отношение
1
Понимать, что интонация – звуковое (голосовое) средство языка.
На слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений;
находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении
11
Уточняем смысл высказывания
1
Понимать, что логическое ударение – это выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости.
Отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение;
вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»
12
Сочинение на свободную тему.
1
Понимать что такое сочинение.
Писать сочинение на свободную тему.
4 неделя
13
Выделяем этикетные слова и фразы
1
Различать понятия «этикет», «речевой этикет».
Выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания;
Выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение);
определять основную мысль текста;
составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям
14
Используем средства пунктуации
1
Писать под диктовку; объяснять пословицу «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»;
работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов
15
Обобщение по теме «В устной речи интонация, а в письменной... пунктуация»
Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне
1
Помнить правило написания безударных гласных в корне.
Обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне
19
Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне
1
Помнитьправило написания парных и непроизносимых согласных в корне.
обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи;
отбирать проверочные слова к парным и непроизносимым согласным в корне
20
Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи
1
Помнитьправило написания словарных слов и слов с удвоенными согласными.
Обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; правильно писать слова с удвоенными согласными
6 неделя
1.3.
Виды речевой деятельности.
27
21
Школа грамотея. Употребление мягкого и твердого знаков
1
Помнить, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак – в корне.
Определять род имен существительных;
правильно писать слова с твердым и мягким знаками;
делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы
22
Школа грамотея. Употребление знаков препинания
1
Расставлять знаки препинания в тексте;
подчеркивать и объяснять изученные орфограммы
23
Школа грамотея. «Чтение» схем и их построение.
Подготовка к изложению.
1
«Читать» схемы,
строить схемы слов и предложений
24
Мастерская слова. Изложение
«Летние каникулы»
1
Излагать (воспроизводить) содержание текста по плану;
определять тип текста; делить текст на смысловые части; озаглавливать текст; анализировать предложенные планы; работать с деформированным текстом; редактировать текст;
составлять свой вариант текста на тему «Летние каникулы»;
оформлять каждую часть с красной строки
7 неделя
25
Работа над ошибками.
1
Оформлять текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора
26
Мастерская слова.
Сочинение.
Пишем поздравления
1
Составлять текст поздравления;
анализировать тексты-поздравления сверстников
27
Анализ и редактирование поздравления
1
Анализировать и редактировать поздравление;
исправлять речевые и орфографические ошибки
28
Списывание.
Горшок каши.
1
Помнить о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица – подлежащего.
находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания;
уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней;
выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами
8 неделя
29
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Определять части речи;
составлять схему предложения; предложения по данным схемам;
анализировать строение предложений; определять части речи;
озаглавливать текст
30
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого
Неопределенная форма глаголов
1
Помнить признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма
Находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки;
делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?);
составлять словосочетания с данными глаголами
31
Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени
1
Распознавать глаголы по временам.
Образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени;
выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени;
восстанавливать связь слов в текстах;
подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-;
составлять схему предложения
32
Формы глаголов в настоящем и будущем времени
1
Понимать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола «быть» и неопределенной формы.
Определять разницу в значениях форм глаголов будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых входят два слова, одно из которых – неопределенная форма глагола настоящего и будущего времени;
образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму
9 неделя
33-34
Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения
2
Правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени;
делить глаголы на группы по типу спряжения;
выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа;
объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте
35
Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
1
Распознавать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
Определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц;
указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу;
образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа;
выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов;
образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры;
работать с деформированным предложением
36
Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
2
-------
10 неделя
37-39
Гласные е–и в безударных личных окончаниях глаголов
3
Записывать безударные окончания глаголов;
определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы «решать», «решить»; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени; писать под диктовку пословицы,
объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов
выполнять синтаксический разбор предложения;
правильно писать личные окончания глаголов;
составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; словосочетания, называющие действия и орудия этих действий;
выделять личные окончания глаголов
40
Гласные е–и в безударных личных окончаниях глаголов
1
Записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы;
указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами;
спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочные слова
41
Гласные е–и в безударных личных окончаниях глаголов
1
Распознавать глаголы-исключения.
Определять спряжение глаголов; выделять приставки в глаголах;
Выражение сказуемого «побудительными» формами глаголов в побудительных предложениях
1
Определять предложения по цели высказывания;
выделять главные члены предложения;
вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу;
выделять в тексте вежливые (этикетные) слова
45
Обобщение по теме «Анализируем предложения...»
1
Списывать текст; записывать стихотворение по памяти;
выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения
12 неделя
46
Подготовка к диктанту.
1
Списывать текст; записывать стихотворение по памяти;
выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения
2.
2.1.
Язык как средство общения.
Общие сведения о языке.
6
47
Диктант .
«Ежи».
1
Помнитьизученные орфограммы.
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
48
Работа над ошибками. Школа грамотея. Правильное употребление и написание глаголов в прошедшем времени
1
Правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени;
образовывать глаголы прошедшего времени
49-
50
13 неделя
Школа грамотея. Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
Подготовка к изложению.
2
Правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени;
записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правильно писать личные окончания глаголов
51
Мастерская слова. Изложение
«На опушке леса».
1
Письменно пересказывать текст;
строить предложения из данных слов;
составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки.
52
Работа над ошибками.
Мастерская слова.
1
Анализировать и редактировать изложение;
исправлять речевые и орфографические ошибки
2.2.
Состав слова.
6
53
Используем второстепенные члены предложения
1
Иметь представление о второстепенных членах предложения.
Находить главные и второстепенные члены предложения,
строить схемы предложений
14 неделя
54
Второстепенные члены предложения. Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)
1
Связывать слова в предложении,
склонять существительные и местоимения,
выделять падежные окончания существительных
55
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые
1
Различать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов «и», «да», «также».
Распознавать простые и сложные предложения;
находить главные члены предложения
56
Предложения с однородными членами.
Однородные подлежащие и сказуемые
1
Иметь представление о распространенных предложениях.
Помнить правила постановки запятых при однородных членах предложения.
Объяснять постановку запятых в предложении; писать текст по памяти; составлять предложения с однородными членами по схеме;
составлять схему предложения с однородными членами
57
Однородные второстепенные члены предложения
1
Помнить, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену.
Сравнивать предложения по составу; объяснять постановку запятых в предложении с однородными членами;
писать по памяти; определять основную тему текста;
объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения
15 неделя
58
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
Понимать, что изучает раздел языка «пунктуация».
Писать текст под диктовку; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; составлять схему предложения; выделять личные окончания глаголов;
объяснять расстановку запятых при однородных членах предложения
59
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
Письменно отвечать, употребляя, где нужно, однородные члены предложения; записывать предложения в исправленном виде; составлять схемы предложений; дополнять предложения однородными членами предложения;
указывать стрелками связь однородных членов
2.3.
Морфология.
36
60
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)
1
Понимать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.
Обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста: повествование, описание, рассуждение;
выписывать из текста предложения с однородными членами предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти;
находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе
61
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)
1
Определять тип предложения по цели высказывания; объяснять название текста; редактировать предложенный текст;
заменять повторы в тексте синонимичными словами, местоимениями, однородными членами предложения
16 неделя
62
Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли...»
Подготовка к диктанту.
1
Выписывать предложения с однородными членами;
составлять схему предложения;
объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти;
выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания
63
Диктант
«Летнее утро».
1
Помнить изученные орфограммы.
Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами
64
Работа над ошибками
1
Выполнять работу над ошибками
65
Школа грамотея. Отделение запятыми однородных членов предложения
1
Расставлять запятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания;
строить схему предложения
17 неделя
66
Школа грамотея. Отделение запятыми однородных членов предложения
1
Расставлять запятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; строить схему предложения;
вставлять пропущенные буквы
67
Мастерская слова. Изложение «Переправа»
1
Письменно пересказывать текст; объяснять название текста;
отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста;
находить в тексте глаголы; писать изложение
68
Анализ и редактирование изложения
1
Анализировать и редактировать изложение;
исправлять речевые и орфографические ошибки
Помнить знаки препинания в русском языке.
Иметь представление о том, что система правил о постановке знаков препинания называется пунктуацией.
Составлять статью для детской энциклопедии «Тайна русских слов»; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, какие разделы (рубрики) могут быть в сборнике; какие статьи об истории русских слов, особенностях их употребления в современной устной и письменной речи могут быть интересны и полезны для сверстников;
выбирать наиболее интересный раздел и определять, какую статью можно приготовить для сборника; продумывать, как строить предложения, чтобы описать интересные языковые явления, заинтересовать читателей; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)
69
Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»
1
18 неделя
70
Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»
1
------
71
Используем средства языка при общении. Проект «Словарик речевого этикета»
1
Составлять статью для проекта «Словарик речевого этикета»;
избирать редакторов; определять, на какие темы (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, поздравление, пожелание) будут подобраны слова и устойчивые фразы в словарике;
разобраться, как составляется словарная статья;
распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)
72
Используем средства языка при общении.
Сочинение.
«Колыбельная песня в нашей жизни»
1
Составлять анкету; формулировать вопросы и ответы;
проводить анкетирование среди одноклассников; подводить итоги;
проводить подсчеты; формулировать выводы и записывать их
73
Используем средства языка при общении.
Сочинение.
«Колыбельная песня в нашей жизни»
1
---------------------------------
19 неделя
74
Слово как часть речи
1
Помнить изученные части речи.
Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно».
Указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы
75
Слово как часть речи
1
Устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения
76
Формы частей речи. Изменение частей речи по числам и родам
1
Помнить, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Изменять части речи по числам и родам; проверять безударные гласные в корне; подбирать проверочные слова;
указывать род, число глаголов прошедшего времени
77
Формы частей речи. Изменение частей речи по числам и родам
1
Распознавать имена существительные мужского, женского и среднего рода,
помнить, что имена прилагательные и глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Вставлять пропущенные окончания; указывать части речи; определять род
20 неделя
78
Диктант «Растите, ёлочки!»
1
Помнитьправила письма под диктовку.
79
Спряжение и склонение
1
Обобщать сведения о глаголе по плану; делить глаголы на группы;
составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа;
объяснять изученные орфограммы
80
Спряжение и склонение
1
Заканчивать мысли, выраженные в предложении;
указывать спряжение глагола; спрягать глаголы;
оформлять правильно текст при списывании; указывать члены предложения
81
Списывание.
Утро.
1
Помнить, что глаголы спрягаются, существительные – склоняются; названия падежей; что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей речи (имен существительных, имен прилагательных, местоимений, числительных).
употреблять местоимения в нужном падеже; отвечать на вопрос «Который час?»
21 неделя
82
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений.
Подготовка к диктанту.
1
Иметь представление о трех типах склонения существительных.
Помнить, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания.
Определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; выделять окончания
83
Диктант « Приход зимы!»
1
Писать под диктовку
84
Работа над ошибками.
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений
1
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Дополнять таблицу «Родовые окончания имен существительных»;
записывать словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании;
записывать имена существительные в нужном падеже
85
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
1
Помнить, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окончаниях пишется е.
Выполнять разбор слова по составу; проверять написание слов с изученными орфограммами; склонять существительные единственного числа;
выделять окончание; ставить в словах знак ударения;
указывать склонение; составлять словосочетания, записывая зависимые слова в творительном падеже;
объяснять написание собственных слов
22 неделя
86
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
1
Составлять предложения, отвечая на вопросы;
выделять окончания имен существительных в косвенном падеже;
указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний -и в падежных формах имен существительных
87
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
1
Выделять окончания имен существительных;
употреблять существительные в нужном падеже;
подчеркивать орфограммы в корнях; подбирать проверочные слова
88
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
1
Правильно писать и определять безударные падежные окончания имен существительных;
объяснять смысл пословиц;
образовывать форму предложного падежа
89
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
1
Сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; значения слов;
объяснять изученные орфограммы
23 неделя
90
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
1
Расшифровывать и дополнять схему; употреблять существительные в формах именительного и винительного падежей;
рассказывать с опорой на таблицу о правописании безударных падежных окончаний имен существительных; объяснять смысл пословицы
91
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
1
Склонять имена существительные в родительном падеже; выписывать словосочетания;
указывать род и склонение существительных; сравнивать формы слов; объяснять пословицы
92-93
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел
2
Склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквы;
подбирать синонимы к слову «доблесть»;
расшифровывать сложносокращенные слова и записывать словосочетания
24 неделя
94
Безударные падежные окончания имен прилагательных
1
Употреблять прилагательные в словосочетаниях в нужном падеже;
Письменно пересказывать текст; определять тему текста; тип текста;
делить текст на смысловые части; формулировать основную мысль текста; анализировать предложенные заголовки;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план; письменно пересказывать текст
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
15
116
Анализ и редактирование изложения
1
Анализировать и редактировать изложение;
исправлять речевые и орфографические ошибки
117
Мастерская слова. Сочинение «Подснежники»
1
Сочинять текст на заданную тему;
отвечать на вопросы;
письменно записывать текст о первоцветах
30 неделя
118
Анализ и редактирование сочинения. Язык и речь. Слово
1
Анализировать и редактировать изложение;
исправлять речевые и орфографические ошибки Размышлять; формулировать предложения с однородными членами; определять части речи;
сравнивать интонационные и пунктуационные средства речи и языка; объяснять смысл выражений
119
Язык и речь. Слово
1
Объяснять смысл высказывания и пословицы;
предполагать по названию, о чем будет текст;
выписывать толкования значений слов; определять части речи;
писать по памяти
120
Язык и речь. Слово
1
Иметь представлениео значении слов.
Выделять средства языка; определять части речи;
соотносить схемы и предложения;
описывать ситуации, изображенные на рисунках;
записывать предложения, используя формы глаголов «рисовать», «писать», «изображать»; анализировать значение слов с приставкой ре-
121
Правописание слов
1
Помнить изученные орфограммы.
Объяснять употребление мягкого знака; указывать части речи; определять лицо, число и спряжение глаголов;
производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»;
выписывать из текста глаголы с приставками
31 неделя
122
Правописание слов
1
«Читать» таблицу;
приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; дописывать предложения;
указывать формы (падеж, лицо) частей речи, использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные-антонимы в тексте и указывать их род и падеж;
записывать слова в определенной последовательности; вставлять недостающие буквы;
указывать части речи;
составлять словосочетания по схемам прил.+сущ., гл.+сущ.;
пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные.
123
Диктант « Пётр Павлович Ершов».
1
Помнить правила правильного письма.
Писать под диктовку.
124
Предложение. Текст
1
Помнитьосновное назначение предложений, текстов.
Составлять предложения, подчеркивать главные члены,
показывать графически смысловую связь слов;
приводить примеры к схемам
125
Распространение мыслей в предложении и тексте
1
Иметь представление о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве).
Распространять предложения;
подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме;
производить синтаксический разбор предложений
32 неделя
126
Связи частей и предложений в тексте
1
Записывать словосочетания, дописывая нужные окончания; указывать падежи над склоняемыми частями речи, а над глаголами – их формы; составлять 2–3 предложения, используя данные словосочетания;
указывать известные члены предложения и части речи; писать по памяти
127
Сочинение по теме:
« Мой друг».
1
Иметь представление о частях текста (вступление, развитие события, заключение).
Называть разновидности текстов повествовательного типа речи (кулинарный, наблюдение, рассказ о событии); указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания в предложении; составлять инструкцию по изготовлению из бумаги нарисованной игрушки; определять тему текста
128
Работа над ошибками.
Связи частей и предложений в тексте.
1
Помнить,как строится рассказ о случившемся событии.
Составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; наблюдать, с помощью каких слов осуществляется смысловая связь между частями текста и предложениями
129
Связи частей и предложений в тексте.
1
Письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; записывать текст, подчеркивая выделенные слова;
определять тип текста; писать по памяти
33 неделя
130
Диктант «Сад».
1
Помнить изученные орфограммы
131
Резервные уроки.
10
132
133
34 неделя
134
135
136
137
35 неделя
138
139
140
Приложение 2
Диктант №1
Время лесных малышей.
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки. Вылетают из уютных гнёзд птенцы.
У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. А кто мелькает в сосновых ветках? Да это ловкие бельчата совершают свои первые высотные прыжки. В сумерках выходят на охоту колючие ежата. Не обижайте лесных малышей!
Приходите в лес верными друзьями.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1.Выпиши из первого абзаца 2 слова с парными согласными и подбери проверочные слова.
2. Выпиши 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне и подбери проверочные слова.
3. Найди в 1 и 2 предложении имена прилагательные, определи число и род.
4. В 3 предложении определи грамматическую основу.
повышенный уровень:
5. Разбери по составу: вылетают.
6. Сделай звуко – буквенный разбор: мелькает.
2 вариант:
базовый уровень:
1.Выпиши из второго абзаца 2 слова с парными согласными и подбери проверочные слова.
2. Выпиши 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне и подбери проверочные слова.
3. Найди в 3 и 4 предложении имена прилагательные, определи число и род.
4. В 4 предложении определи грамматическую основу.
повышенный уровень:
5. Разбери по составу: выходят.
6. Сделай звуко–буквенный разбор: бельчата.
Диктант №2
Солнце.
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру.
От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1.Выпиши слова с непроизносимой согласной, подбери проверочное слово.
2.Найди в первом абзаце слова с приставками и выдели их.
3.Выпиши 1 предложение и разбери его по членам предложения.
повышенный уровень:
5.Подбери и запиши 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
6.Обозначь падеж у всех имён существительных в 1,2,3 предложениях.
2 вариант:
базовый уровень:
1.Выпиши слова с непроизносимой согласной, подбери проверочное слово.
2.Найди во втором абзаце слова с приставками и выдели их.
3.Выпиши 2 предложение и разбери его по членам предложения.
повышенный уровень:
5.Подбери и запиши 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
6.Обозначь падеж у всех имён существительных в 3,4,5 предложениях.
Диктант №3
Ежи.
У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся. Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку. На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик.
Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1.В первом абзаце найди имена глаголы, определи число, род, спряжение.
2. Сделай синтаксический разбор 3 предложения.
3. Разбери по составу: маленькие.
4. Сделай звуко-буквенный разбор: ежи.
повышенный уровень:
5.Запиши глаголы-исключения, оканчивающиеся на –ать.
6.Определи падежи имён существительных в 1,2 предложениях.
2 вариант:
базовый уровень:
1.Во втором абзаце найди имена глаголы, определи число, род, спряжение.
2. Сделай синтаксический разбор 3 предложения.
3. Разбери по составу: старенькие.
4. Сделай звуко-буквенный разбор: ужи.
повышенный уровень:
5.Запиши глаголы-исключения, оканчивающиеся на –ить.
6.Определи падежи имён существительных в 3,4 предложениях.
Диктант №4
Летнее утро.
Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается, меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском золотая кайма. Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры и блики заиграли в каплях росы на цветах. Что за чудесные звуки разлились по земле?
Это подлетели пчёлы. Они зажужжали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт. Все рады тёплому летнему утру.
Радостно и мне.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1.В 1 предложении найди и подчеркни однородные члены.
2. Найди и подчеркни однородные сказуемые.
3. Разбери по составу: заиграли.
4. Выпиши 5 слов с проверяемой безударной гласной и подбери проверочные слова.
повышенный уровень:
5.Запиши глаголы из второго абзаца и определи спряжение.
6.Определи падежи имён существительных в 1,2,3 предложениях.
2 вариант:
базовый уровень:
1.Во 2 предложении найди и подчеркни однородные члены.
2. Найди и подчеркни однородные подлежащие.
3. Разбери по составу: подлетели.
4. Выпиши 5 слов с проверяемой безударной гласной и подбери проверочные слова.
повышенный уровень:
5.Запиши глаголы из первого абзаца и определи спряжение.
6.Определи падежи имён существительных в 3,4,5 предложениях.
Диктант №5
Растите, елочки!
Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.
Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке. Растите, елочки!
Примечание: обратите внимание детей на постановку запятых в заглавии диктанта, в последних двух предложениях, а также на словосочетание Новый год.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1.В 1 абзаце найди имена существительные и обозначь их род.
2. Найди и выпиши 5глаголов, которые стоят в прошедшем времени.
3. Сделай звуко-буквенный разбор слова: ёлочки.
4. Выпиши 5 имён прилагательных и 5 имён глаголов.
повышенный уровень:
5.Запиши 3 глагола и просклоняй их.
6.Определи падежи имён существительных в 1,2,3 предложениях.
2 вариант:
базовый уровень:
1.Во 2 абзаце найди имена существительные и обозначь их род.
2. Найди и выпиши 5 прилагательных, которые стоят во множественном числе.
3. Сделай звуко-буквенный разбор слова: юбочки.
4. Выпиши 5 имён прилагательных и 5 имён глаголов.
повышенный уровень:
5.Запиши 3 глагола и просклоняй их.
6.Определи падежи имён существительных в 4,5,6 предложениях.
Диктант №6
Приход зимы.
Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нес над землей рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Он был холодный.
Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Ей было холодно.
Зимние пташки с ярким оперением подлетели к сучьям рябины. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы.
Наступала зима.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1. Найди в тексте имена существительные и определи их склонение.
2. Определи падеж имён существительных первого абзаца.
3. Сделай звуко-буквенный разбор слова: клочья.
4. Выпиши местоимения.
повышенный уровень:
5.Определи падеж местоимений.
6.Определи падежи имён существительных в 1,2,3 предложениях.
2 вариант:
базовый уровень:
1. Найди в тексте имена существительные и определи их склонение.
2. Определи падеж имён существительных второго абзаца.
3. Сделай звуко-буквенный разбор слова: сучья.
4. Выпиши местоимения.
повышенный уровень:
5. Определи падеж местоимений.
6.Определи падежи имён существительных в 4,5,6 предложениях.
Диктант №7
Сластены.
Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лег в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях.
Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке. Я подошел и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!
Наступила ранняя осень. Погода стоит теплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса?
Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды и остался. Роса растениям не вредит. Она полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Образуется она по утрам.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1. Выпиши предложение с частицей –не из первого абзаца.
2. Впиши предложение с однородными членами, подчеркни их.
4. Найди и выпиши предложение с союзом из второго абзаца и выдели его.
повышенный уровень:
5.Запиши 5 причастий.
6. Запиши 5 деепричастий.
Диктант №9
Петр Павлович Ершов.
Наш волшебный ключ открыл замок волшебного книжного шкафа. Мы сняли с полки книгу "Конек-Горбунок". Это наша любимая сказка. Написал ее Петр Павлович Ершов.
Ершов узнал её от рассказчиков, а потом кое-что сам придумал и рассказал все стихами. Ершов родился в сибирском селе Безруково, около Тобольска. Потом он жил в глухом, далёком сибирском местечке Березове. Ершов даже суровую сибирскую природу видел сказочной.
Чудесные приключения ждут вас вместе с героями сказки! Обязательно прочитайте её.
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1. Выпиши из первого абзаца имена собственные.
2. Впиши предложение с однородными членами, подчеркни их.
4. Выпиши 2 словосочетания: гл.+сущ., покажи главное и зависимое слово.
повышенный уровень:
5.Запиши 1 причастие,1 деепричастие.
6. Подбери антонимы к словам: суровую-…далёком-…
Диктант №10
Сад.
Наш дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели и пели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки и кашки.
Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал. Сад тянулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню.
Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости. Пой, соловушка! Радуй нас! Приходи, скорее лето!
Грамматическое задание:
1 вариант:
базовый уровень:
1. Выпиши повелительные формы глагола..
2. Впиши из первого абзаца предложение с однородными членами, подчеркни их.
4. Выпиши 5 слов с проверяемой безударной гласной и подбери проверочные слова.
повышенный уровень:
5. Разбери по составу 1 сущ.,1прил.,1гл.
6. Запиши по 2 слова на орфограммы: -непроизносимая согласная
-парная согласная в середине слова
-двойная согласная
Материалы итоговой промежуточной аттестации
Диктант.
Вечером.
Ярким светом залита вся окрестность. В траве весь день гудят пчелы, жужжат шмели. Казалось, что они прячутся от жары. К вечеру жара стала спадать.
Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы расселись на верхушки липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали. Мать с отцом возвращаются с поля. Алёнка готовит обед. Серёжа ставит самовар на столик. Тёмный мёд в сотах лежит на тарелке. Чудный запах льётся от него. Хорошо отдыхать в кругу семьи после трудового дня.
Грамматическое задание.
1 вариант
базовый уровень:
1. Разобрать по членам предложения 12 предложение.
2. Определить падежи у имён существительных в 7 предложении.
3. Разобрать по составу слова: липовый, столик, сбивали.
4. Сделать звуко-буквенный разбор слова: возились.
повышенный уровень:
5. Выдели окончания у всех имён прилагательных и определи падеж прилагательных.
6.Найти и выписать местоимения, указать падеж.
2 вариант
базовый уровень:
1. Разобрать по членам предложения 13 предложение.
2. Определить падежи у имён существительных в 9 предложении.
3. Разобрать по составу слова: тёмный, ветерок, потянул.
4. Сделать звуко-буквенный разбор слова: отдыхать.
повышенный уровень:
5. Выдели окончания у всех имён прилагательных и определи падеж прилагательных.