Ейск, 2022г.
Цель урока: с помощью рисунка отразить образ красоты родной Земли.
К3-уметь аргументировать свой ответ.
Оборудование: альбом, акварельные краски, презентация, видер- и аудио-записи.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Сегодня у нас гостья Осень! Слайд 1 Сейчас она загадает загадки и проверит готовы ли вы к уроку! Отгадки вы должны показать. Принадлежности готовы? 1.Косичку без опаски Она обмакивает в краски. 2.Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. 3.Вы меня перелистали - Как в музее побывали. Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое? Что для вас означает слово Родина? Если вас попросят изобразить родной край, что вы будете рисавать? Слайд 2 - Итак, кто может назвать тему нашего урока? | Приветствие. Проверяют рабочие места Показывают принадлежности: кисть краски альбом. Ответы детей Тема нашего урока «Пейзаж родного края» | Л1 Л2 Л3 |
Актуализация с фиксированием индивидуального затруднения в пробном действии | Ребята, подумайте, в чём заключается особенность крымского пейзажа? - Отлично, действительно, особенностью крымского пейзажа является изображение природы: гор, моря, леса, полей, деревьев, рек. - Что же отличается природу Крыма от природы других мест? -Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. - Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих крымский пейзаж? Слайд3 - Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов «пейзаж родного края»? - Совершенно верно. Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая | Слушают учителя, отвечают на вопросы | К1 Р2 К3 Р1 |
Выявление места и причины затруднения | Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16) Рассмотрите картины наших великих художников. · Назовите имена художников · Какое время года изобразили художники? · Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года? · А сейчас какое время года? · Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите. · Посмотрите на слайдах репродукции картин художников…(А.И.Куиджи., И.К.Айвозовский., Р. Нетовкин., Н. Якубов) Слайд 4-12 · Какие чувства пробуждают в вас эти картины? А сейчас послушайте замечательное стихотворение Наталии Кнушевицкой «Осенний этюд» Барабанит дождь по крышам, На этюды Осень вышла. Здесь мазок и там мазок- Зажелтел вдали лесок. И стоят кругом рябинки В Ярко-красных пелеринках. Пруд, как блюдце, был простой- Стал с каёмкой золотой. Дождь стучит, стучит по крышам, А художница всё пишет. Пишет, пишет много лет Осень свой автопортрет. Слайд 13 Какие картины возникают в вашем воображении? Слайд 14 · Как называется картина, на которой изображена природа? · Дайте определение слову ПЕЙЗАЖ. · Как называют художников, изображающих природу? | Отвечают. И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь Лето, зима Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др. Осень Да. Могут быть затруднения в ответах Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе) Отвечают Пейзаж Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа. Пейзажисты | К1 К2 К3 |
Построение проекта выхода из затруднения | Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы. · Что вам понадобится для изображения пейзажа? · Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа. (учебник – стр. 18) · Что значит «живопись»? · Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка? · Как изменить цвет краски, если это вам понадобится? Ответьте мне, пожалуйста, что такое «композиция»? · Скажите, как правильно компоновать пейзаж? | дети перечисляют самостоятельное чтение живое письмо (рассуждения учащихся) смешивание красок прямо в изображении Композиция, когда предметы стоят на своих местах, но не просто стоят, а чтоб у них была между собой гармония. Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). | К1 К2 К3 Л1 |
Реализация построенного проекта | Слайд 15 Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. А вы помните, как надо изображать ближние предметы? Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план. Как нарисуем дальние предметы Объяснение сопровождается показом на образце. Посмотрите на рисунок. Можно ли его назвать разноплановым пейзажем? | Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей. Мелко, без прорисовки деталей. | Р3 К1 Л2 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Слайд 16, 17 Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок. Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки. У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Но всегда остается красивой. Слайд 18 С помощью чего можно передать настроение? | С помощью теплого холодного цвета | К1 Р2 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по принятому эталону | Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы. (Во время работы звучит музыка) | Выполняют. | Л1 Л2 Л3 |
Включение в систему знаний и повторения | Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Давайте посмотрим на ваши работы. Насколько вам удалось передать красоту крымской природы, его удивительный и загадочный мир (анализ и оценка) | Вывешиваются готовые рисунки на доску. | К1 |
Рефлексия учебной деятельности | Продолжи предложение: · У меня получилось….. · Мне понравилось…… · Я знаю…… Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве: желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось; оранжевый лист – мне не всё удалось; красный лист – у меня ничего не получилось. Домашнее задание: 1. Доработать пейзаж. 2. Подобрать или сочинить стихотворение к своему пейзажу. Слайд 19 | Отвечают Выполняют. Записывают. | К2 |