Учитель: - Продолжаем нашу работу. Запишем слова с буквой М, вставляя пропущенные буквы. М_ро_, м_л_ток, мор_, м_сты, м_ря, м_две_ь. Проверяем, правильно ли вы записали эти слова и оцениваем свою работу на полях тетради по следующим критериям: «5» - без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок постараюсь. - Кто выполнил работу на «5»; на «4» и т.д. - Прокомментируйте орфограммы в этих словах Мороз, молоток, морж, мосты, моря, медведь. Дети: - В слове мороз орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова; В слове молоток орфограммы проверяемая и непроверяемая безударные гласные; В слове морж орфограмма парная согласная в корне слова; В слове мосты орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово мост; В слове моря орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово море; В слове медведь орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова, ь – показатель мягкости. Учитель: -Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова? - Какое правило нам в этом поможет? (табличка «КОРЕНЬ») Дети: - Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Учитель: - Как найти корень слова? Дети: - Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть. Учитель: - Помогите, пожалуйста, подобрать однокоренные слова к словам, которые мы записали. (на слайде ниже записаны слова, которые надо распределить в группы однокоренных слов) Дети: Мороз – морозец (корень -мороз-) Молоток – молоточек (корень –молот-) Морж – моржонок (корень – морж-) Мосты – мостик (корень – мост-) Моря – моряк (корень – мор-) Медведь – медвежонок (корень –медвед-/-медвеж-) Учитель: - Я могу сказать, что у нас получились пары однокоренных слов? Докажите. Дети: Они близки по своему значению и у них общий корень. Учитель: - Я могу сказать, что эти пары слов абсолютно одинаковы? Дети: нет Учитель: Давайте, посмотрим, какие части слова в наших парах придают словам разные оттенки значения (я их подчеркну): Мороз – морозец (был мороз, а стал лёгкий морозец) Молоток – молоточек (был молоток, а стал молоточек) Морж – моржонок (был морж, а стал детёныш моржа) Мосты – мостик (был мост, а стал мостик) Моря – моряк (было слово моря, а стал моряк) Медведь – медвежонок (был медведь, а получился медвежонок, с помощью какой части слова) - Я могу сказать, что части слова, которые мы подчеркнули, это приставки? Ведь они служат для образования новых слов (табличка «ПРИСТАВКА»). Дети: нет Учитель: -Почему? Дети: - Потому что приставка стоит перед корнем, а эта часть слова стоит после корня. |