Авторы учебника: К. Жунусова, К. Аймагамбетова, Н.Нурахметов, Н. Жапанбаева.
Алматы: «Атамұра», 2012 г.
Учитель: Канатбаева А.А.
Содержание курса направлено на решение задач, предусмотренных Программой по внедрению в учебный процесс 7 модулей, и достижение планируемых результатов освоения предмета.
– сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
– дать первоначальные представления о системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде, об экологической культуре;
– подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках естествоведческих и обществоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.
Отбор содержания образования основан на деятельностном, здоровьесберегающем и личностно-ориентированном подходе. При отборе содержания учебного предмета «Познание мира» учтены возрастные особенности учащихся 1-4 классов и предусмотрен личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
В соответствии с типовым учебным планом учебного предмета «Познание мира» количество часов составляет:
№ | Темы уроков | Основные проблемы обучения | Ожидаемые резельтаты | Оценивание ОдО | Возможныве виды деятельности обучающихся | Ресурсы, наглядные материалы |
1 | Осень в жизни животных. Кладовая зверей. Вредители с/х культур. Линька зверей. | Как готовятся животные осенью к зиме? Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например: перья у птиц, шерсть у зверей) | Узнают признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Смогут устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Взаимооценивание. | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
2 | Жизнь домашних животных зимой. Как зимуют дикие животные. Где зимую животные? | Каковы необходимые условия для жизни животных? Познакомить с условиями жизни животных;расширить представления животных и птиц; воспитывать бережное отношение к животным | Познакомятся с общими условиями, которые необходимы для жизни живых организмов, с ролью животных в жизни людей. Назовут способы познания окружающего мира | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
3 | Птицы готовятся к зиме. Как зимуют птицы. | Как зимой помочь птицам? Познакомить с зимующими птицами, учить различать их, учить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц. | Узнают о видах зимующих птиц. Познакомятся с условиями, которые необходимы для жизни птиц, с ролью птиц в жизни людей, способами познания окружающего мира. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
4 | Жизнь животных весной. Весенние хлопоты. | Какие изменения происходят в жизни животных с приходом весны? проследить связи живой и неживой природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям. Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного. Животные, их разнообразие. | Познакомятся с общими условиями, которые необходимы для жизни животных, с ролью животных в жизни людей, способами познания окружающего мира. Используют приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсудят в группах и объяснят правила поведения в лесу. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
5 | Забота о потомстве. Уход за домашними птицами весной. | Каковы изменения в жизни птиц с приходом весны? Познакомить с перелетными птицами, с изменениями в жизни птиц весной ( гнездование, выведение потомства, забота о потомстве);
| Узнают, как разные классы животных воспроизводят себе подобных и заботятся о них. Будут работать в группах, используют различные источники для получения информации. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
6 | Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся весной. | Каковы важнейшие признаки рыб, земноводных, пресмыкающих? Каково их многообразие? Познакомить с рыбами, земноводными показать их многооб-разие, выявить важнейший признак этих животных. | Смогут приводить примеры представителей разных групп животных(2-3 представителя), уззнают среду их обитания, разнообразие животного мира. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
7 | Насекомые. | Каково многообразие насекомых? Каковы важнейшие признаки их? Пауки- насекомые? Познакомить с насекомыми, показать их многообразие. | Усвоят, что насекомые – это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Разрешат проблему, пауки- не насекомые. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
8 | Дикие животные Летом. Школа пернатых. | Каковы изменения в жизни диких животных с приходом лета? Познакомить с основными изменениями в жизни диких животных летом; воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных, бережного отношения к животным . | Смогут различать по отличительным особенностям диких животных. Систематизируют уже имеющиеся знания о животном мире; | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
9 | Семья. Я и мы. Моё и наше. Взаимоотношения людей. Проект «Моя семья» | Что такое семья? Что такое проект? Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Узнают, что семья это самые близкие люди. Научатся находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, составят устный рассказ. Используют приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсудят в группах и объяснят правила поведения на улице. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
10 | Дом, в котором ты живёшь. Береги свой дом! Будь экономичным! | Каковы правила безопасного пребывания дома? Учить группировать предметы домашнего обихода по их назначе-нию, объяснить правила обращения с газом, электричеством, водой. | Познакомятся с группами предметов домашнего обихода. Научатся группировать предметы, познакомятся с основными правилами обращения с газом, электричеством. Выполнят изученные правила безопасного поведения. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация) |
11 | Школа. Школьный коллектив. Соблюдай порядок в классе. Школа- источник знаний. Моя любимая школа. | Когда учиться интересно? Что такое класс? Что такое проект? Познакомиться с целями и задачами раздела, с учебной работой, жизнью класса. Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результата своей деятельности и всего класса. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
12 | Моё село. Моя мама- врач. Сельские учреждения. Город. | Чем отличается образ жизни в городе и селе? Дать представление о жизни города и села, о сельских учреждениях, о сельских профессиях. | Усвоят понятие «город», «село», «деревня»; будут сравнивать, находить основные особенности населенных пунктов. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
13 | Виды транспорта. Дорога. Пассажиры. | Как влияет транспорт на окружающую среду? Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; дать представление о том, что автомобиль бывает не только другом, но и врагом для человека. | Ознакомятся с различными транспортными средствами. Иметь представление о рациональном их использовании. Повторят ПДД. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
14 | Родина. Астана- город будущего. Алматы. | Что такое Родина? Расширение представлений о стране и городе, в котором мы живём. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся. | Определят на карте местонахождение Казахстана. Знать символы гос-ва: называть государство, столицу, флаг, герб. Знать название области, в котором живут уч-ся, его главный город. | Самооценива ние, взаимооценивание | Работа с глобусом и картой.Выполнение заданий в практической работе с картой: определение местонахождения Астаны, Алматы, Кызылорды, реки Сырдария. | ИКТ (Презентация), карта, цветные карандаши, стикеры |
15 | Великие сыны казахских степей. | Кого называют батырами? Рассказать о значении батыров и их роль в прошлой военной жизни степей. | Узнают о великих батырах казахского народа. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая работа. | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
16 | Права человека. Конвенция о правах Ребёнка. Защита окружающей среды. | Какие права имеют дети? Познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; | Кратко ознакомятся с Конвенцией о правах ребенка; пополнят словарь новыми терминами, узнают о ценности прав и необходимости их соблюдения, научатся устанавливать взаимосвязь прав и обязанностей. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, парная, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |
17 | Повторение. Тест. | Правильно выполнить проверочную работу. Уточнить знания по пройденной теме; закрепить полученные знания, проверить уровень усвоения пройденного материала. | Выделят и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Самооценива ние, взаимооценивание | Групповая, инд. работа | ИКТ (Презентация), плакат, маркеры, стикеры |