kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шахматы в школе. 2 класс. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по шахматам.Программа соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Шахматы в школе. 2 класс. Рабочая программа.»

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей и подростков культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.__

Основной формой организации занятий в образовательном учреждении является урочная форма.

Урок по программе состоит из нескольких частей:

-вводноподготовительной части (подготовка к уроку),

-основной части (решение основных задач урока: объяснение нового материала, обязательные физкультминутки, кинезиологические упражнения)

-заключительной части (активная часть урока, которая проводится в классе с использованием динамических шахматных игр для профилактики утомления крупных (туловища) и мелких (пальцев) мышечных групп.

Включение интеллектуально – физкультурной деятельности на шахматную тематику в заключительную часть урока будет способствовать не только закреплению в двигательной активности теории шахматной игры, но и формированию шахматной, интеллектуальной и физической культур. В интеллектуально-физкультурную деятельность включены интеллектуально – спортивные подвижные игры,упражнения, связанные с биомеханическим подходом, создающие условия для периодической смены напряжения и расслабления мышечной системы, стимулирующие жизненно важные системы человека.

1.Планируемые результаты.

Данная программа предусматривает достижение определѐнных результатов: личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

В результате освоения программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать:

- правила техники безопасности во время занятий;

- правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика;

- правила оказания первая помощь при ушибах, растяжении связок;

- историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;

- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

2. Содержание учебного курса c указанием форм организации и видов деятельности

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.

История шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной (в зависимости от изучаемой темы) интеллектуально – физической деятельности.

Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.

Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных привычек.





3. Тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Разделы. Темы.

Примечания



1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира



1

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс)



1

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)



1

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)



1

Защита в шахматной партии



1

Защита в шахматной партии



1

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»



1

Шахматная комбинация: двойной удар



1

Шахматная комбинация: связка



1

Конкурс решения позиций



1

Ловля фигуры



1

Сквозной удар



1

Мат на последней горизонтали



1

Конкурс решения позиций



1

Открытый шах



1

Двойной шах



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки



1

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля



1

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля



1

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества



1

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества



1

Повторение пройденного материала



1

Повторение пройденного материала



1

Повторение пройденного материала



1

Конкурс решений



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Шахматный турнир



1

Спортивно – шахматный праздник






























Материально-техническое обеспечение


Данная программа обеспечена учебниками для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А.Шахматы.

-Второй год обучения.

-Методическое пособие для учителя. Шахматы. Второй год обучения.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Шахматы в школе. 2 класс. Рабочая программа.

Автор: Косякова Ирина Ивановна

Дата: 13.01.2021

Номер свидетельства: 570011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Шахматы в школе. 1 класс. Рабочая программа."
    ["seo_title"] => string(46) "shakhmaty_v_shkole_1_klass_rabochaia_programma"
    ["file_id"] => string(6) "568663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1609065585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Рабочая программа " Шахматы""
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaia_programma_shakhmaty_1"
    ["file_id"] => string(6) "531501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576083141"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Шахматы» для занятий с учениками младших классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty_dlia_zaniatii_s_uch"
    ["file_id"] => string(6) "562004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1604221197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа" 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shakhmatnaia-shkola-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "303159"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457447224"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства