Просмотр содержимого документа
«Шахматы в школе. 2 класс. Рабочая программа.»
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей и подростков культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.__
Основной формой организации занятий в образовательном учреждении является урочная форма.
Урок по программе состоит из нескольких частей:
-вводноподготовительной части (подготовка к уроку),
-основной части (решение основных задач урока: объяснение нового материала, обязательные физкультминутки, кинезиологические упражнения)
-заключительной части (активная часть урока, которая проводится в классе с использованием динамических шахматных игр для профилактики утомления крупных (туловища) и мелких (пальцев) мышечных групп.
Включение интеллектуально – физкультурной деятельности на шахматную тематику в заключительную часть урока будет способствовать не только закреплению в двигательной активности теории шахматной игры, но и формированию шахматной, интеллектуальной и физической культур. В интеллектуально-физкультурную деятельность включены интеллектуально – спортивные подвижные игры,упражнения, связанные с биомеханическим подходом, создающие условия для периодической смены напряжения и расслабления мышечной системы, стимулирующие жизненно важные системы человека.
1.Планируемые результаты.
Данная программа предусматривает достижение определѐнных результатов: личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
В результате освоения программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать:
- правила техники безопасности во время занятий;
- правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика;
- правила оказания первая помощь при ушибах, растяжении связок;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
2. Содержание учебного курсаc указанием форм организации и видов деятельности
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.
История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной (в зависимости от изучаемой темы) интеллектуально – физической деятельности.
Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.
Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных привычек.
3. Тематическое планирование
№п/п
Дата проведения
Кол-во часов
Разделы. Темы.
Примечания
1
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира
1
Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс)
1
Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)
1
Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)
1
Защита в шахматной партии
1
Защита в шахматной партии
1
Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»
1
Шахматная комбинация: двойной удар
1
Шахматная комбинация: связка
1
Конкурс решения позиций
1
Ловля фигуры
1
Сквозной удар
1
Мат на последней горизонтали
1
Конкурс решения позиций
1
Открытый шах
1
Двойной шах
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки
1
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля
1
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля
1
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества
1
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества
1
Повторение пройденного материала
1
Повторение пройденного материала
1
Повторение пройденного материала
1
Конкурс решений
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Шахматный турнир
1
Спортивно – шахматный праздник
Материально-техническое обеспечение
Данная программа обеспечена учебниками для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А.Шахматы.
-Второй год обучения.
-Методическое пособие для учителя. Шахматы. Второй год обучения.