- Рабочей программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» 1-4 классы, Москва, издательство «Просвещение», 2011;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва);
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старочурилинская СОШ» (обсуждено и принято на заседании педагогического совета школы, протокол № 1 от 26 августа 2013 года);
- Учебного плана МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (Приказ № 135 от 29 августа 2014 года);
- Годового календарного учебного графика МБОУ «Старочурилинская СОШ» на 2014-2015 учебный год;
- Устава МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан.
2 классе отводится 3 ч. в неделю (102 часа в год).
Изучение курса «Русский язык» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:
К концу 2 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
- различать устные и письменные формы общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Обучающийся научится:
- названию и порядоку букв русского алфавита;
- произносить звуки и их сочетания в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать на письме разделительные ъ и ь знаки;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
- правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
-каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи);
- находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
- восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
- проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
- находить в предложении главные члены;
- определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
- письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
- писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.
- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; на практи-ческом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность без введения понятий;
- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; различать однокоренные слова и синонимы;
- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
3.Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина «Уроки русского языка во 2 классе». Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2012г.
4. Электронное приложение к учебнику (1 СD)
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Содержание курса | Дата проведения | Приме- чание |
По плану | Факти-чески |
1 | Знакомство с новым учебником. Мир общения. | 1 | Язык - самое основное и удобное средство общения. Пред- тставление о ситуации общения , её компонентах: собесед-ники, тема и цель общения, способы и результат общения. | | | |
2 | История письма. Письменная речь. | 1 | Различение устных и пись- менных форм речи. Факты из истории пись- менной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Куль-тура устной и письменной речи. | | | |
3 | Слово, предложение и текст в речевом общении | 1 | Различие функции слова и предложения | . | | |
4 | Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. | 1 | | | | |
5 | Повествовательные, вопросительные и побудительные пред- ложения. | 1 | Типы предложений по цели высказывания и по интонации | | | |
6 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | | . | | |
7 | Основные свойства текста. | | Выделение самых общих признаков текста. | | | |
8 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | Озаглавливание текста. Типы текстов: текст – описание, текс – повествование, текст – рассуждение | | | |
9 | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | Основные языковые единицы, их особенности. | | | |
10 | Богатства языка. | 1 | Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие на- глядно – образные модели слов и предложений | | | |
11 | Диктант №1 по теме: «Мир общения». «Золотая осень» | 1 | | | | |
12 | Гласные и согласные звуки и буквы. Работа над ошибками. | 1 | Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. | | | |
13 | Алфавит. Роль алфавита. | 1 | Название букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов | | | |
14 | Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи. | 1 | Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. | | | |
15 | Соотношения «звук-буква» в словах. | 1 | Возможные рас -хождения произ- ношения и написания | | | |
16 | Правописание безу- дарных гласных, парных согласных. | 1 | Понятие орфограмммы | | | |
17 | Звук [й’] и буква Й. Перенос слов. | 1 | Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). | | | |
18 | Перенос слов с буквой Й в середине слова | | Перенос слов с буквой й в середине слова. | | | |
19 | Звук [э] и буква Э. | 1 | Слова с буквой э в начале и в середине слова | | | |
20 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Парные и непарные по мягкости– твёрдости согласные звуки | | | |
21 | Обозначение твердых и мягких звуков на письме. | 1 | | | | |
22 | Мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | | | |
23 | Диктант №2 по теме: «Звуки и буквы» «Дождь» | 1 | | | | |
24 | Обозначение мягкости согласных с по- мощью букв Е,Ё, Ю, Я, И. | | Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого соглас ного звука | | | |
25 | Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И | 1 | Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука | | | |
26 | Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. | 1 | | | | |
27 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Повторение изучен- ных орфограмм. | | | | | |
28 | Правописание букво- сочетаний Жи-Ши,Ча-Ща, Чу-Щу | 1 | Щипящие со -гласные звуки. Сохранение тра- диции в написании данных буквосочетаний | | | |
29 | Правописание слов с сочетаниями Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу | 1 | Образование слов и форм слов с данными букво – сочетаниями | | | |
30 | Правописание букво- сочетаний ЧК, ЧН, ЩН. | | Образование слов и форм слов с данными букво – сочетаниями | | | |
31 | Правила деления слов на слоги. | 1 | Гласные звуки как слогооб- разующие. Опре- деление коли- чества слогов в слове. | | | |
32 | Слог. Перенос слов. | 1 | Правило переноса слов. | | | |
33 | Перенос слов по слогам без стечения согласных. Правила переноса слов. | 1 | | | | |
34 | Ударение. Ударный слог. | 1 | Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. | | | |
35 | Ударение, произ- ношение звуков и сочетаний. | 1 | Различение слов-омографов (оди- наково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением. Работа с орфоэпическим словарем. | | | |
36 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | Возможность передачи одина- ковых гласных звуков в безударном по -ложении разными буквами | | | |
37 | Проверка слов с безударной гласной. | 1 | Алгоритм проверки безударных гласных в корне | | | |
38 | Родственные слова. Овладение понятием «родственные одно- коренные слова» | 1 | Подбор родствен- ных слов для про- верки безударного гласного в слове. | | | |
39 | Смысловая связь в родственных словах. | 1 | | | | |
40 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. | 1 | Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам | | | |
41 | Написание непро- веряемых безударных гласных. | 1 | Развитие навыков работы с орфо- графическим сло- варём | | | |
42 | Диктант «Зима» №3 по теме: «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». | 1 | | | | |
43 | Работа над ошибками. Закрепление темы «Безударные гласные звуки» | 1 | Самостоятельная работа над ошибками. | | | |
44 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | Парные по звонкости- глу -хости согласные звуки. | | | |
45 | Парные согласные. | 1 | Возможность обо значения одинако вых согласных звуков разными буквами. Алго ритм провер ки парных по звонкости – глухости согласных звуков. | | | |
46 | Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. | 1 | Способы проверки парных по звонкости-глухости со гласных в конце слова. | | | |
47 | Непарные по звон- кости-глухости со- гласные. | 1 | | | | |
48 | Способы проверки парных согласных в середине слова. | 1 | Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных в середине слова. | | | |
49 | Звонкие и глухие парные согласные в середине слова. | 1 | | | | |
50 | Слова с удвоенными согласными | 1 | Работа с орфо -графическим словарём | | | |
51 | Правила переноса слов с удвоенными согласными. | 1 | Удвоенные со -гласные как орфограмма. Пе ренос слов с удвоенными со- гласными. | | | |
52 | Непроизносимые со- гласные. | 1 | Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми со -гласными. Слова, не содержащие не прои -зносимых со гласных. Способы их проверки. |
|
| |
53 | Правописание слов с непроизносимой согласной. | 1 | | | | |
54 | Разделительный мяг- кий знак. | 1 | Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | | | |
55 | Две функции мягкого знака в словах. | 1 | | | | |
56 | Разделительный мяг- кий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного. | 1 | | | | |
57 | Разделительный мяг- кий и твёрдый знаки. | 1 | Первичные наб- людения за употреблением разделительного твердого знака | | | |
58 | Диктант №4 по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | 1 | | | | |
59 | Работа над ошибками. Что рассказало слово. | 1 | Слово как двусторонняя единица языка. | | | |
60 | Понятийное значение слова. Разновидности толковых словарей. | 1 | Различение в слове двух сторон: звуча -ния и значения (с помощью прос- тейших структурно-семантических моделей). Обобщаю- щее значение слова. Этимология слова | | | |
61 | Имена собственные и нарицательные. | 1 | Различие в их функциях: называть целый ряд однородных пред- метов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные) | | | |
62 | Слова с несколькими значениями | 1 | Необходимые ус- ловия для переноса названия с одного предмета на другой. Знаком- ство со слова -рями (орфогра -фическим, и толковым, орфо- -эпическим) | | | |
63 | Многозначные слова. | 1 | | | | |
64 | Роль слов с пе -реносным значением | 1 | | | | |
65 | Слова похожие, но разные (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | Их роль в речи | | | |
66 | Роль слов-синонимов в речи. | 1 | | | | |
67 | Слова, противо -положные по значению (антонимы). | 1 | Роль антонимов в речи | | | |
68 | Устойчивые сочетания слов | 1 | Происхождение устойчивых со -четаний слов и их употребление в речи | | | |
69 | Тематические группы слов. | 1 | Распределение слов по тематическим группам | | | |
70 | Как собрать и разобрать слово. | 1 | Слово как объединение мор фем, стоящих в определенном по рядке и имеющих значение. | | | |
71 | Морфемный состав слова. | 1 | Наблюдения за строением слова на наглядно- образных моделях. Первона- чальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание | | | |
72 | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова | 1 | Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значи- мости. Одноко -ренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах. | | | |
73 | Правописание одно- коренных слов | 1 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова | | | |
74 | Правописание безу- дарных гласных звуков в корне слова | 1 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова | | | |
75 | Диктант №5 по теме: «Состав слова» «Весна» | 1 | | | | |
76 | Работа над ошибками. Приставка | 1 | Её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову | | | |
77 | Употребление раз- делительного твёр- дого знака. | 1 | Правописание разделительного твёрдого знака | | | |
78 | Разделительные твёр- дый и мягкий знаки | 1 | | | | |
79 | Суффикс. | 1 | Роль суффикса в слове. | | | |
80 | Роль суффиксов в речи. | 1 | Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица) | | | |
81 | Окончание. Роль окончаний в словах. | 1 | Его основная функция и отличие от других частей слова | | | |
82 | Что такое части речи. Общее представление о частях речи | 1 | Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением (предмета, признака, предмета, действия). | | | |
83 | Части речи. | 1 | Создание пред -ставления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свой -ственном целым группам слов | | | |
84 | Имя существительное | 1 | Одушевлённые и Неодушевлённые. | | | |
85 | Собственные и на- рицательные имена существительные. | 1 | Функциональ ные различия существительных ных собственных и нарицательных. Основные семан тические групп пы собственных имен существи тельных | | | |
86 | Категория числа имени существительного. | 1 | Изменение имен существительных по числам | | | |
87 | Глагол. Значение и употребление в речи. | 1 | Глагол как часть речи. | | | |
88 | Изменение глагола по числам | 1 | | | | |
89 | Изменение глагола по временам | 1 | Роль глаголов в речи | | | |
90 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | | | |
91 | Изменения прилагательных по числам. | 1 | Роль имен прилага тельных в речи | | | |
92 | Части речи. Обобщение | 1 | Обобщение об основных частях речи. | | | |
93 | Предлог. | 1 | Его роль в речи | | | |
94 | Правописание пред- логов | 1 | Правописание предлогов со словами | | | |
95 | Способы разграни- чения предлога и приставки | 1 | Различие написания приставок и предлогов | | | |
96 | Промежуточная аттестация. Диктант №6 по теме: «Части речи» | 1 | | | | |
97 | Работа над ошибками. Предложение. | 1 | Понятие о смысловой и ин тонационной за-конченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. | | | |
98 | Главные члены пред- ложения | 1 | Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое | | | |
99 | Второстепенные чле- ны предложения | 1 | | | | |
100 | Связь предложений в тексте. | 1 | | | | |
101 | Типы текстов: описание, повес- твование, рассуж- дение, их особенности | 1 | | | | |
102 | Повторение изученного за год | 1 | | | | |