kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • формировать у учащихся умение осуществ­лять проектную деятельность как самостоя­тельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
  • обучать детей разным способам поиска ма­териала и разным видам исследования;
  • развивать у учащихся творческие способно­сти, пробуждать интерес к исследователь­ской деятельности.

Основные задачи:

  • развитие логического мышления в про­цессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классифика­ции, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных про­цессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирова­ние речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мыш­ления и развитие умения решать проектные задачи;
  • развитие познавательной активности и са­мостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникатив­ных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оце­нивать свою работу и деятельность одно­классников;
  • формирование навыков применения полу­ченных знаний и умений в процессе изуче­ния школьных дисциплин и в практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» для 4 класса»

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Минобразования Чувашии

















Рабочая программа

внеурочной деятельности по русскому языку

«Путь к грамотности»

для обучающихся 4 класса

для детей с задержкой психического развития







Составила

Александрова Анастасия Ильинична

учитель начальных классов













Кугеси 2016 год

Пояснительная записка

Отличительные особенности курса

  1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на дости­жение личностных, метапредметных (познава­тельных, регулятивных, коммуникативных уни­версальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные резуль­таты.

  3. Ценностные ориентиры организации дея­тельности предполагают уровневую оценку в дости­жении планируемых результатов.

  4. Достижения планируемых результатов от­слеживаются в рамках внутренней системы оцен­ки: педагогом, психологом, администрацией.

  5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы поло­жены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.

  6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, стро­ить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребен­ку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: инфор­мационную, мыслительную, деятельностную, ком­муникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Организация внеурочной проектной дея­тельности позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и до­биваться творческого удовлетворения каждого ре­бенка.

Предлагаемое пособие курса не является учеб­ником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практи­ческие исследования и умозаключения становят­ся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием.

Данный материал можно использовать во вне­классной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при под­готовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Цели и основные задачи курса

Цели:

  • формировать у учащихся умение осуществ­лять проектную деятельность как самостоя­тельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

  • обучать детей разным способам поиска ма­териала и разным видам исследования;

  • развивать у учащихся творческие способно­сти, пробуждать интерес к исследователь­ской деятельности.

Основные задачи:

  • развитие логического мышления в про­цессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классифика­ции, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных про­цессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирова­ние речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мыш­ления и развитие умения решать проектные задачи;

  • развитие познавательной активности и са­мостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникатив­ных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оце­нивать свою работу и деятельность одно­классников;

  • формирование навыков применения полу­ченных знаний и умений в процессе изуче­ния школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение ка­ких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.



Общая характеристика курса


Курс «Путь к грамотности» входит во внеуроч­ную деятельность по направлению общеинтеллек­туальное развитие личности.

Данный курс разработан в соответствии с тре­бованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего об­разования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по сле­дующим основным разделам:

  • во 2 классе - лексика, фонетика, графика;

  • в 3 классе — морфология, морфемика, ор­фография;

  • в 4 классе — синтаксис и пунктуация, мор­фология, орфография.

В конспектах занятий представлены различ­ные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, ди­дактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе мо­гут быть представлены соображения автора, кото­рые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат — доклад на определенную тему, ос­нованный на обзоре различных источников ин­формации. В реферате могут быть изложены раз­личные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определен­ной задачи и получения какого-либо результата.

Проект — это «продукт», созданный как ре­зультат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изло­жением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: пробле­ма — цель — результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

  2. Поставить задачи для достижения цели про­екта.

  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю ра­боту на части.)

  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

  5. Определить сроки выполнения работы (по­этапно и в целом).

Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и да­ется на основе игрового приема «Волшебная неза­будка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:

Тема —цель — задачи —гипотеза — инфор­мация — продукт —презентация.

Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкова­нием этих терминов и погружаются в исследова­тельскую деятельность.

Разработка каждого проекта начинается с вы­бора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

По каждой теме совместно с учителем форму­лируются цели и задачи проекта.

Цель — это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «со­чинить».

Задачи — это действия, которые нужно про­делать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «прове­сти исследование», «создать продукт».

Каждое занятие посвящается разработке кон­кретного проекта.

С помощью справочной литературы: слова­рей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы - уча­щиеся собирают информацию по теме исследо­вания, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различ­ные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, — на практике осо­знавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

Для презентации проекта школьники состав­ляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заклю­чение.

Введение — вступительная часть, в которой не­обходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.

Основная часть — описание поэтапного реше­ния задач. Предлагается использовать фразы-кли­ше: «Я начал свою работу с того, что...», «Потом я приступил к...», «Я завершил работу тем, что...», «В ходе работы я столкнулся с такими проблема­ми...», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)...», «План моей работы был нару­шен, потому что...», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что...»

Заключение — заключительная часть, в кото­рой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.

Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополни­тельных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содер­жит полезную и любопытную информацию, инте­ресные лингвистические факты, способные дать простор воображению.



Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год с про­ведением занятий 1 раз в неделю продолжитель­ностью 30-35 минут.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя пози­ция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познаватель­ные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной де- центрации.

Метапредметным результатом изучения кур­са в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем пла­не), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выпол­нение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладе­ют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, вклю­чая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.



Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип раз­нообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: раз­нообразие по содержанию и по сложности задач.

Учитывая то, что у учащихся начальной шко­лы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «Волшебная незабудка» (каждый лепесток кото­рой — это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т. п.

Также предлагается использовать различные языковые задачки:

  1. во 2 классе — фонетические (на основе рус­ских народных сказок «Колобок», «Гуси- лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»);

  2. в 3 классе - морфологические («Приключе­ния Буратино» и др.);

  3. в 4 классе — морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка»), орфографи­ческие («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Жи­вые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов:

  1. материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерус­ском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений»);

  2. интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», ре­зюме «Каков я?»);

• информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания»).

Дежурный библиограф — это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача де­журного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других работе со справочной литературой, для того чтобы сло­вари и энциклопедии стали в жизни детей при­вычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».

Любой проект предполагает развитие интел­лекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволя­ющий решать две задачи: повышать образователь­ный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.

Рекомендуется использовать такие формы ра­боты, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические по­сиделки.

Важной особенностью курса стала методи­ка, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способ­ствуют мягкому переходу с одного уровня слож­ности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усво­ить материал легко, весело, прочно.

В 3 классе вводится обучение азам програм­мы Microsoft Word. Компьютер становится элек­тронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.

После защиты проекта рекомендуется оцени­вать сформированность мыслительных, инфор­мационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и пережива­ний. Для того чтобы помочь школьнику проана­лизировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптималь­ным способом заранее запланированного резуль­тата. Поскольку область исследований в этом кур­се — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и уст­ная). А также, конечно, интерес к русскому языку.


Описание ценностных ориентиров содержания курса


Ценность истины — это ценность научного по­знания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершен­ствованию.

Ценность труда и творчества как естествен­ного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъ­явления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности — осознание че­ловеком себя как члена общества, народа, пред­ставителя страны и государства.

Ценность патриотизма — одно из проявле­ний духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



Учебно-тематический план курса «Путь к грамотности»

Цели: формировать у учащихся умение осу­ществлять проектную деятельность как самостоя­тельно, так и в группе; определять значимые про­блемы и решать их; учить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробу­ждать интерес к исследовательской деятельности.

Раздел «Синтаксис» (10 ч)

Тема 1. Как прекрасен наш язык! (1 ч)

Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис — раз­дел русского языка. Методы исследования: ана­лиз и синтез, индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфо­грамма?». Создание творческого продукта — сти­хотворения о русском языке в форме синквейна.

Тема 2. Королевство предложений (1ч)

Эксперимент как метод исследования. Пре­образование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта — плаката «Коро­левство предложений».

Тема 3. Виды предложений (1ч)

Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект «Виды пред­ложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта — пиктограммы.

Тема 4. Кто здесь главный? (1ч)

Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм син­таксического разбора предложений. Интеллекту­альный тренинг.

Тема 5. Дружба слов (1ч)

Разработка группового проекта «Друзья- словосочетания». Создание информационного продукта — паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение - метод исследования. Мини- тест, интеллектуальный тренинг.

Тема 6. Дополнение (1ч)

Разработка группового проекта «Второсте­пенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Ре­шение синтаксической задачки «Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг.

Тема 7. Определение (1ч)

Разработка группового проекта «Второсте­пенные члены предложения». Определение: чем выражено, графическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксиче­ской задачки «Нарисую грамоту». Государствен­ный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимоло­гическому словарям, словарю синонимов. Поис­ковик, интеллектуальный тренинг.

Тема 8. Обстоятельство (1ч)

Разработка группового проекта «Второстепен­ные члены предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды об­стоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защи­те проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.

Тема 9. Родня в предложении (1ч)

Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изо­бражение. Мозговой штурм. Алгоритм синтакси­ческого разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуаль­ный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта.

Тема 10. Защита проектов по синтаксису (1ч)

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: кон­спектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проек­тантам и оценка проектных работ.


Раздел «Пунктуация» (6 ч)

Тема 11. Знаки препинания (1 ч)

Самоанализ «После защиты проекта». Назна­чение пунктуации. Тематика проектов по пунк­туации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интел­лектуальный тренинг.

Тема 12. Обращение (1 ч)

Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная пре­зентация, слайд, анимация. Разработка группо­вого проекта «Разрешите обратиться!». Роль обра­щения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта — схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг.

Тема 13. Как пишут письма? (1ч)

Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях напи­сания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравитель­ный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот- навыворот». Создание творческого продукта — на­писание письма.

Тема 14. Эксперты предложений (1ч)

Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамма­тическая основа.

Тема 15. Грамматическое исследование (1ч)

Подготовка к защите проекта, план выступ­ления (устный и письменный). Мозговой штурм: взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуа­ции. Алгоритм пунктуационной грамотности. Ин­теллектуальный тренинг.

Тема 16. Защита проектов по пунктуации (1 ч)

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плака­тов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.


Раздел «Морфология» (18 ч)

Тема 17. Неутомимые глаголы (1ч)

Самоанализ «После защиты проекта»: мыс­лительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в речи, обобщение информации на аукционе знаний.

Тема 18. Спряжение глаголов (1ч)

Школа эйдетики, игра на развитие двигатель­ной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спря­жении глагола», личное окончание глаголов. Ин­теллектуальный тренинг. Создание творческого продукта — сочинение сценария сказки.

Тема 19. Алгоритм правописания (1ч)

Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью мето­дов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.

Тема 20. Всезнающие существительные (1ч)

Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творче­ский продукт.

Тема 21. Склонение существительных (1ч)

Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разно­склоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задач­ки «Аленький цветочек». Интеллектуальный тре­нинг, творческий продукт.

Тема 22. Слово о падежах (1ч)

Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвен­ные падежи. Создание информационного продук­та — таблицы падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллек­туальный тренинг.

Тема 23. Великолепная шестерка падежей (1ч)

Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, дело­вая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.

Тема 24. Слова-помощники (1ч)

Алгоритм правописания безударных оконча­ний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты исполь­зования метода дедукции. Интеллектуальный тре­нинг, творческий продукт.

Тема 25. Морфологический разбор существи­тельного (1ч)

Использование синтеза как метода исследова­ния. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина.

Тема 26. Чувствительные прилагательные (1ч)

Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задума­но?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг.

Тема 27. Полезная краткость (1ч)

Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагатель­ных в предложении. Решение морфологической задачки «Как я хорош!»: резюме, шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.

Тема 28. Доброта мягкого знака (1ч)

Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентация знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге.

Тема 29. Суровость твердого знака (1ч)

Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг.

Тема 30. Конкурс «Грамотеи» (1ч)

Самопроверка с помощью мини-теста: про­блема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза иссле­дования. Значение категорий и понятий изучен­ных разделов русского языка для грамотности. Интеллектуальный тренинг.

Тема 31. Путь к грамотности (1ч)

Самопроверка с помощью мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфо­графической и пунктуационной грамотности.

Тема 32. Подготовка к защите проекта (1ч)

Самопроверка с помощью мини-теста: пре­зентация проекта, выступление. Беседа: интерес­ные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта.

Тема 33. Защита проекта (1ч)

Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спек­такль, компьютерная презентация, плакаты, по­делки, справочное пособие, созданное учащими­ся). Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Тема 34. Лингвистические посиделки (1ч)

Самоанализ «После защиты проекта». Кон­курс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к гра­мотности».

































Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Тип

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

СИНТАКСИС (10ч)

1

9.09.15

Как прекрасен наш язык!

Актуализация знаний

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия, относя­щиеся к проекту, — проект, тема, цель, задачи, гипотеза, инфор­мация; методы исследования - анализ, синтез, индукция, на­блюдение; продукт, презентация; фонетика, графика, морфемика, морфология, орфография, син­таксис; игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфо­грамма?»; создание творческого продукта — стихотворения о рус­ском языке в форме синквейна

Научиться овладевать целостным представлени­ем о проекте на языковом материале

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить экспе­римент

Формирование стартовой моти­вации к изуче­нию нового мате­риала

2

16.09.15

Королевство предложений

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализа­ции новых знаний: синтаксис, морфология, эксперимент; преобразование текста; тема­тика проектов по синтаксису; тема, цель, задача; творческий продукт — плакат «Королевство предложений»

Научить­ся выявлять с помощью умственных и практических действий сход­ство и отличие различных видов предло­жений

Коммуникативные: задавать вопросы, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: по­иск информации, сравнение и эксперимент

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной исследователь­ской деятельно­сти

3

23.09.15

Виды предложений

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: вид предложения, цель высказывания, эмоциональ­ная окраска, знаки препинания, мимика; разработка группового проекта «Королевство предложе­ний»; опорный конспект «Виды предложений»; презентация ма­териала к проекту в виде песни; создание творческого продукта — пиктограммы

Научиться определять про­блемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентирован­ной сферах дея­тельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учеб­ную задачу, выдвигать версии решения про­блемы.

Познавательные: осуществлять выбор наи­более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана­лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование познаватель­ного интереса и устойчивой мотивации к са­мостоятельной и аналитической деятельности

4

30.09.15

Кто здесь главный?

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого ма­териала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез, экспе­римент, грамматическая основа; разработка группового проекта «Главные члены предложения»; интеллектуальный тренинг

Научиться ана­лизировать со­став и структуру предложения

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объек­ты, факты

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

5

7.10.15

Дружба слов

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию этапов и понятий проекта: мини- тест, мозговой штурм, сравнение, главное и зависимое слова, мор­фологический состав словосо­четания; разработка группового проекта «Друзья-словосочета­ния»; информационный продукт (паспорт словосочетания); интел­лектуальный тренинг

Научиться ана­лизировать со­став и структуру предложения

Коммуникативные: точно и грамотно вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

6

14.10.15

Дополнение

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию понятий: алгоритм синтаксиче­ского разбора, второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи, графическое изображение; разработка груп­пового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтакси­ческая задачка «Знайка на Луне»; интеллектуальный тренинг

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять не­обходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

7

21.10.15

Определение

Построе­ние системы знаний(об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуриро­ванию понятий: второстепенный член предложения, определение, графическое изображение, го­сударственный символ, значе­ние цветов российского флага; разработка группового проекта «Второстепенные члены предло­жения»; синтаксическая задачка «Нарисую грамоту»; групповая работа по толковому, этимоло­гическому словарям, словарю синонимов; поисковик; интел­лектуальный тренинг

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая си­туации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отно­шения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функциональ­ного состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие за­дания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ной и коллек­тивной иссле­довательской деятельности

8

28.10.15

Обстоятельство

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся дея­тельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое изображение, кри­терии оценки проектной работы; разработка группового проекта «Второстепенные члены предло­жения»; синтаксическая задачка «Русская изба»; работа с толко­вым словарем; подготовка к за­щите проекта; поисковик, чтение скороговорок

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: слушать и слышать собе­седника, учитывать разные мнения и стре­миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: планировать свою деятель­ность, принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументиро­вать свое мнение

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

9

11.11.15

Родня в предложении

Отработка умений и ре­флексия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение изученного материала (однород­ные члены предложения, графи­ческое изображение, алгоритм синтаксического разбора); раз­работка группового проекта «Од­нородные члены предложения»; решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе»; интеллектуальный тренинг, ми­ни-тест; предзащита проекта

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать навыки са­мостоятельной работы с последующей само­проверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры предло­жения

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

10

18.11.15

Защита проектов по синтаксису

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кон­трольного типа и деятельностных способностей в систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы иссле­дования, актуальность проекта, этапы работы, полученные ре­зультаты, выводы; защита инди­видуальных и групповых проек­тов по синтаксису; презентация творческих и информационных продуктов (конспекты, плакаты, игры, сказки)

Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятель­ности

Коммуникативные: самостоятельно организо­вывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное зада­ние с образцом, составлять план (последова­тельность действий).

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей

ПУНКТУАЦИЯ (6 ч)

11

25.11.15

Знаки препинания

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — на­значение пунктуации, знаки препинания; самоанализ «По­сле защиты проекта»; тематика проектов по пунктуации; работа с толковым словарем; разработ­ка группового проекта «Знаки препинания»; интеллектуальный тренинг

Научиться проектировать алгоритмы решения иссле­довательской и творческой задач

Коммуникативные: задавать уточняющие во­просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему реше­нию в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры предло­жения

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

12

2.12.15

Обращение

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — ком­пьютерная презентация, слайд, анимация, программа Microsoft Office PowerPoint, алгоритм ра­боты; обращение, постановка знаков препинания; разработка группового проекта «Разрешите обратиться!»; создание информа­ционного продукта (схем предло­жений с обращением); интеллек­туальный тренинг

Научиться вы­делять в речи и на письме об­ращения

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: формировать целевые установ­ки учебной деятельности, выстраивать после­довательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в фор­ме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

13

9.12.15

Как пишут письма?

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систе­матизации материала: правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздра­вительный текст, электронное письмо; разработка коллективно­го проекта «Я к вам пишу»; игра «Шиворот-навыворот»; создание творческого продукта - написа­ния письма

Научиться сле­довать нормам написания письма

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе: словарях, эн­циклопедиях и т. д.

Формирование мотивации к по­знавательной деятельности

14

16.12.15

Эксперты предложений

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: эксперт, экспертиза, сравнение, анализ, мозговой штурм, про­стое и сложное предложение, грамматическая основа; работа с толковым словарем; решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино»

Научиться анализировать вид и структуру предложений

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные ме­тоды исследования изучаемого материала

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

15

23.12.15

Грамматическое исследование

Исследование

Формирование у учащихся деятельностных способностей к обобщению теоретической ин­формации: морфология, синтак­сис, пунктуация, алгоритм; под­готовка к защите проекта, план выступления (устный и письмен­ный); интеллектуальный тренинг

Научиться планировать и реализовывать исследователь­скую деятель­ность на основе анализа влия ния изучения разделов рус­ского языка на грамотность

Коммуникативные: задавать уточняющие во­просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему реше­нию в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

16

30.12.15

Защита проектов по пунктуации

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации изучен­ного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность про­екта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презента­ция творческих и информаци­онных продуктов (плакаты, ком­пьютерная презентация, сказки)

Научиться за­щищать проект

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на обобще­ние информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах


Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

МОРФОЛОГИЯ (18 ч)

17

13.01.16

Неутомимые глаголы

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — само­анализ, мыслительные, инфор­мационные, деятельностные, коммуникативные умения, назначение глаголов; разработка группового проекта «Неутоми­мые глаголы», мозговой штурм; аукцион знаний

Научиться планировать и реализовывать исследователь­скую деятель­ность на основе анализа роли частей речи

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объ­ектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков, устанавливать причин­но-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

18

20.01.16

Спряжение глаголов

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации материала: школа эйде­тики, ассоциация, спряжение, личное окончание глаголов, твор­ческий продукт — сценарий,твор­ческая атмосфера, жанр литерату­ры — сказка, герои сказки, сюжет; игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька»; ре­шение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола»; интеллектуальный тренинг

Научиться спо­собу объясне­ния правописа­ния безударных окончаний глаголов

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последова­тельность действий для достижения конечно­го результата.

Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

19

27.01.16

Алгоритм правописания

Исследование

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, ин­финитив, спряжение, суффикс, окончание; мозговой штурм; создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов; решение орфографической задачки; ин­теллектуальный тренинг

Научиться спо­собу объясне­ния правописа­ния безударных окончаний глаголов

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наи­более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана­лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

20

3.02.16

Всезнающие существительные

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и системати­зации знаний: имя существитель­ное, морфологические признаки, категория рода и числа, общий род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группо­вого проекта «Всезнающие суще­ствительные»; интеллектуальный тренинг, творческий продукт

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебно­го сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: использовать различные ме­тоды исследования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

21

10.02.16

Склонение существительных

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия - скло­нение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж, практикум, твор­ческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные»; реше­ние морфологической задачки «Аленький цветочек»; интеллек­туальный тренинг

Научиться различным спо­собам определе­ния склонения имен существи­тельных

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая си­туации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отно­шения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функциональ­ного состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

22

17.02.16

Слово о падежах

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, инфор­мационный продукт — таблица, творческий продукт, роли; работа с толковым словарем; разработка мини-проекта «Слово о паде­жах»; интеллектуальный тренинг

Научиться объяснять на­значение и роль падежей

Коммуникативные: формировать навыки са­мостоятельной работы с последующей само­проверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: строить рассуждения в фор­ме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование положительно­го отношения к учению, к по­знавательной деятельности, желания при­обретать новые знания, умения, совершенство­вать имеющиеся

23

24.02.16

Великолепная шестерка падежей

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи; эксперимент, письменная, дело­вая, разговорная, политическая, научная речь, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; работа в груп­пах, эксперимент, сбор информа­ции, презентация материала

Научиться на­ходить и ана­лизировать информацию в справочной литературе

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

24

2.03.16

Слова- помощники

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: дедукция, алго­ритм правописания окончаний, таблица, формулы, предлоги, слова-помощники; интеллек­туальный тренинг, творческий продукт

Научиться раз­личным спосо­бам объяснения правописания безударных окончаний имен существи­тельных

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе­ния; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и со­хранять учебную задачу, действовать по пла­ну, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно не­обходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познава­тельные действия в материализованной и ум­ственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

25

9.03.16

Морфологический разбор существительного

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: синтез, лексиче­ское значение, постоянные и не­постоянные признаки, алгоритм морфологического разбора; ре­шение морфологической задачки «Веселая ярмарка»; интеллекту­альный тренинг, викторина

Научиться про­изводить мор­фологический разбор имен су­ществительных

Коммуникативные: формулировать собст­венные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совмест­ную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипоте­зы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, вы­воды; использовать различные методы иссле­дования изучаемого материала

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности

26

16.03.16

Чувствительные прилагательные

Построение системы зна­ний (общеметодологическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет, характеристика человека (черты характера, способности, волевые качества, эмоциональ­ное состояние, отношение к лю­дям, делу); беседа о прилагатель­ных; решение морфологических задачек «Что задумано?», «Кто задуман?»; интеллектуальный тренинг

Научиться ха­рактеризовать качества чело­века с помощью различных при­знаков имени прилагатель­ного

Коммуникативные: формировать навыки учеб­ного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирование устойчивой мо­тивации к само­стоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

27

6.04.16

Полезная краткость

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия - срав­нение, краткие и полные формы имен прилагательных, значение, роль в предложении, резюме, качества характера, шаблон; ре­шение морфологической задачки «Как я хорош!»; интеллектуаль­ный тренинг

Научиться пи­сать резюме по шаблону

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

28

13.04.16

Доброта мягкого знака

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — анализ и синтез, буква «ерь», показа­тель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак; презентация знаний в «Песне про мягкий знак»; решение ор­фографической задачки «Мыш­ка-норушка» в интеллектуальном тренинге

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять не­обходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, вы­воды; использовать различные методы иссле­дования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

29

20.04.16

Суровость твердого знака

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — исто­рия буквы «ер», справочная ли­тература, пластический этюд; ре­шение орфографической задачки «Заяц Хваста»; интеллектуальный тренинг, поисковик (пословицы и фразеологизмы с твердым зна­ком)

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ному и коллек­тивному исследо­ванию

30

27.04.16

Конкурс «Грамотеи»

Построе­ние системы знаний(об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систе­матизации знаний: мини-тест, проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования; фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, син­таксис, пунктуация; самопровер­ка; интеллектуальный тренинг

Научиться обобщать ин­формацию и применять на практике знания

Коммуникативные: точно и грамотно выра­жать свои мысли, отстаивать свою точку зре­ния в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контро­лировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представ­ленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ному и коллек­тивному исследо­ванию

31

4.04.16

Путь к грамотности

Исследование

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: мини-тест, поиск информации, продукт проекта; алгоритм орфо­графической и пунктуационной грамотности

Научиться про­водить исследо­вание

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

32

11.04.16

Подготовка к защите проекта

Отработка умений и ре­флексия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: мини-тест, презентация проекта, выступление; интересные факты из истории письменности и книг; творческий продукт — репетиция спектакля-сказки «По секрету всему свету»; подготовка к защи­те проекта

Научиться обобщать ин­формацию и творчески ее представлять

Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

Регулятивные: вносить необходимые коррек­тивы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование устойчивой мо­тивации к обуче­нию, творческой самоактуализа­ции

33

18.04.16

Защита проекта

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипо­теза, методы исследования, акту­альность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита итогового проекта; пре­зентация творческих и информа­ционных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися); вопросы проектантам и оценка проектных работ

Научиться вы­полнять и защи­щать проект

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах


Формирование рефлексивной способности оце­нивать собствен­ное продвижение и свой вклад в ре­зультаты общей деятельности

34

25.04.16

Лингвистические посиделки

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: самоанализ, лингвистические посиделки, богатство русско­го языка; применение знаний на практике в ходе конкурсной программы

Научиться вы­разительно чи­тать стихотво­рения о русском языке

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий, к

са­мокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе конструирования ответа

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александрова Анастасия Ильинична

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности""
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_proghramma_kursa_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_put_k_ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "406186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491230148"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства