Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» для 4 класса
Цели:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» для 4 класса»
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Рабочая программа
внеурочной деятельности по русскому языку
«Путь к грамотности»
для обучающихся 4 класса
для детей с задержкой психического развития
Составила
Александрова Анастасия Ильинична
учитель начальных классов
Кугеси 2016 год
Пояснительная записка
Отличительные особенности курса
В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.
В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием.
Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Цели и основные задачи курса
Цели:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Общая характеристика курса
Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
во 2 классе - лексика, фонетика, графика;
в 3 классе — морфология, морфемика, орфография;
в 4 классе — синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат — доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема — цель — результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
Поставить задачи для достижения цели проекта.
Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:
Тема —цель — задачи —гипотеза — информация — продукт —презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель — это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи — это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы - учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, — на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Введение — вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
Основная часть — описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать фразы-клише: «Я начал свою работу с того, что...», «Потом я приступил к...», «Я завершил работу тем, что...», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)...», «План моей работы был нарушен, потому что...», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что...»
Заключение — заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30-35 минут.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной де- центрации.
Метапредметным результатом изучения курса в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «Волшебная незабудка» (каждый лепесток которой — это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т. п.
Также предлагается использовать различные языковые задачки:
во 2 классе — фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Гуси- лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»);
в 3 классе - морфологические («Приключения Буратино» и др.);
в 4 классе — морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка»), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты проектов:
материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений»);
интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?»);
Дежурный библиограф — это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Учебно-тематический план курса «Путь к грамотности»
Цели: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; учить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Раздел «Синтаксис» (10 ч)
Тема 1. Как прекрасен наш язык! (1 ч)
Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис — раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна.
Тема 2. Королевство предложений (1ч)
Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта — плаката «Королевство предложений».
Тема 3. Виды предложений (1ч)
Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект «Виды предложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта — пиктограммы.
Тема 4. Кто здесь главный? (1ч)
Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений. Интеллектуальный тренинг.
Тема 5. Дружба слов (1ч)
Разработка группового проекта «Друзья- словосочетания». Создание информационного продукта — паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение - метод исследования. Мини- тест, интеллектуальный тренинг.
Тема 6. Дополнение (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг.
Тема 7. Определение (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражено, графическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг.
Тема 8. Обстоятельство (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.
Тема 9. Родня в предложении (1ч)
Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта.
Тема 10. Защита проектов по синтаксису (1ч)
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Пунктуация» (6 ч)
Тема 11. Знаки препинания (1 ч)
Самоанализ «После защиты проекта». Назначение пунктуации. Тематика проектов по пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг.
Тема 12. Обращение (1 ч)
Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта — схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг.
Тема 13. Как пишут письма? (1ч)
Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот- навыворот». Создание творческого продукта — написание письма.
Тема 14. Эксперты предложений (1ч)
Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа.
Тема 15. Грамматическое исследование (1ч)
Подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный). Мозговой штурм: взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 16. Защита проектов по пунктуации (1 ч)
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Морфология» (18 ч)
Тема 17. Неутомимые глаголы (1ч)
Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в речи, обобщение информации на аукционе знаний.
Тема 18. Спряжение глаголов (1ч)
Школа эйдетики, игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола», личное окончание глаголов. Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта — сочинение сценария сказки.
Тема 19. Алгоритм правописания (1ч)
Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Всезнающие существительные (1ч)
Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 21. Склонение существительных (1ч)
Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачки «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Тема 22. Слово о падежах (1ч)
Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенные падежи. Создание информационного продукта — таблицы падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Великолепная шестерка падежей (1ч)
Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.
Тема 24. Слова-помощники (1ч)
Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.
Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина.
Тема 26. Чувствительные прилагательные (1ч)
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг.
Тема 27. Полезная краткость (1ч)
Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Решение морфологической задачки «Как я хорош!»: резюме, шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.
Тема 28. Доброта мягкого знака (1ч)
Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентация знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге.
Тема 29. Суровость твердого знака (1ч)
Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг.
Тема 30. Конкурс «Грамотеи» (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Интеллектуальный тренинг.
Тема 31. Путь к грамотности (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности.
Тема 32. Подготовка к защите проекта (1ч)
Самопроверка с помощью мини-теста: презентация проекта, выступление. Беседа: интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта.
Тема 33. Защита проекта (1ч)
Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 34. Лингвистические посиделки (1ч)
Самоанализ «После защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности».
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
Тип
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
СИНТАКСИС (10ч)
1
9.09.15
Как прекрасен наш язык!
Актуализация знаний
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия, относящиеся к проекту, — проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация; методы исследования - анализ, синтез, индукция, наблюдение; продукт, презентация; фонетика, графика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис; игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?»; создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна
Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент
Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала
2
16.09.15
Королевство предложений
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: синтаксис, морфология, эксперимент; преобразование текста; тематика проектов по синтаксису; тема, цель, задача; творческий продукт — плакат «Королевство предложений»
Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений
Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности
3
23.09.15
Виды предложений
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: вид предложения, цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания, мимика; разработка группового проекта «Королевство предложений»; опорный конспект «Виды предложений»; презентация материала к проекту в виде песни; создание творческого продукта — пиктограммы
Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и аналитической деятельности
4
30.09.15
Кто здесь главный?
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез, эксперимент, грамматическая основа; разработка группового проекта «Главные члены предложения»; интеллектуальный тренинг
Научиться анализировать состав и структуру предложения
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач
5
7.10.15
Дружба слов
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: мини- тест, мозговой штурм, сравнение, главное и зависимое слова, морфологический состав словосочетания; разработка группового проекта «Друзья-словосочетания»; информационный продукт (паспорт словосочетания); интеллектуальный тренинг
Научиться анализировать состав и структуру предложения
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач
6
14.10.15
Дополнение
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: алгоритм синтаксического разбора, второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи, графическое изображение; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Знайка на Луне»; интеллектуальный тренинг
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач
7
21.10.15
Определение
Построение системы знаний(общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: второстепенный член предложения, определение, графическое изображение, государственный символ, значение цветов российского флага; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Нарисую грамоту»; групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов; поисковик; интеллектуальный тренинг
Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности
8
28.10.15
Обстоятельство
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое изображение, критерии оценки проектной работы; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Русская изба»; работа с толковым словарем; подготовка к защите проекта; поисковик, чтение скороговорок
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
9
11.11.15
Родня в предложении
Отработка умений и рефлексия
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение изученного материала (однородные члены предложения, графическое изображение, алгоритм синтаксического разбора); разработка группового проекта «Однородные члены предложения»; решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе»; интеллектуальный тренинг, мини-тест; предзащита проекта
Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач
10
18.11.15
Защита проектов по синтаксису
Обобщение и развивающий контроль
Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей в систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита индивидуальных и групповых проектов по синтаксису; презентация творческих и информационных продуктов (конспекты, плакаты, игры, сказки)
Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план (последовательность действий).
Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование самооценки, развитие творческих способностей
ПУНКТУАЦИЯ (6 ч)
11
25.11.15
Знаки препинания
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — назначение пунктуации, знаки препинания; самоанализ «После защиты проекта»; тематика проектов по пунктуации; работа с толковым словарем; разработка группового проекта «Знаки препинания»; интеллектуальный тренинг
Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования
12
2.12.15
Обращение
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — компьютерная презентация, слайд, анимация, программа Microsoft Office PowerPoint, алгоритм работы; обращение, постановка знаков препинания; разработка группового проекта «Разрешите обратиться!»; создание информационного продукта (схем предложений с обращением); интеллектуальный тренинг
Научиться выделять в речи и на письме обращения
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования
13
9.12.15
Как пишут письма?
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо; разработка коллективного проекта «Я к вам пишу»; игра «Шиворот-навыворот»; создание творческого продукта - написания письма
Научиться следовать нормам написания письма
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе: словарях, энциклопедиях и т. д.
Формирование мотивации к познавательной деятельности
14
16.12.15
Эксперты предложений
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность
Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: эксперт, экспертиза, сравнение, анализ, мозговой штурм, простое и сложное предложение, грамматическая основа; работа с толковым словарем; решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино»
Научиться анализировать вид и структуру предложений
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования
15
23.12.15
Грамматическое исследование
Исследование
Формирование у учащихся деятельностных способностей к обобщению теоретической информации: морфология, синтаксис, пунктуация, алгоритм; подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный); интеллектуальный тренинг
Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влия ния изучения разделов русского языка на грамотность
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений
Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности
16
30.12.15
Защита проектов по пунктуации
Обобщение и развивающий контроль
Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов (плакаты, компьютерная презентация, сказки)
Научиться защищать проект
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности
МОРФОЛОГИЯ (18 ч)
17
13.01.16
Неутомимые глаголы
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения, назначение глаголов; разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм; аукцион знаний
Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа роли частей речи
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений
Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности
18
20.01.16
Спряжение глаголов
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: школа эйдетики, ассоциация, спряжение, личное окончание глаголов, творческий продукт — сценарий,творческая атмосфера, жанр литературы — сказка, герои сказки, сюжет; игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька»; решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола»; интеллектуальный тренинг
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата.
Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
19
27.01.16
Алгоритм правописания
Исследование
Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, инфинитив, спряжение, суффикс, окончание; мозговой штурм; создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов; решение орфографической задачки; интеллектуальный тренинг
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
20
3.02.16
Всезнающие существительные
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: имя существительное, морфологические признаки, категория рода и числа, общий род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группового проекта «Всезнающие существительные»; интеллектуальный тренинг, творческий продукт
Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму
Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
21
10.02.16
Склонение существительных
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж, практикум, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные»; решение морфологической задачки «Аленький цветочек»; интеллектуальный тренинг
Научиться различным способам определения склонения имен существительных
Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
22
17.02.16
Слово о падежах
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, информационный продукт — таблица, творческий продукт, роли; работа с толковым словарем; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; интеллектуальный тренинг
Научиться объяснять назначение и роль падежей
Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
23
24.02.16
Великолепная шестерка падежей
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи; эксперимент, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; работа в группах, эксперимент, сбор информации, презентация материала
Научиться находить и анализировать информацию в справочной литературе
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
24
2.03.16
Слова- помощники
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: дедукция, алгоритм правописания окончаний, таблица, формулы, предлоги, слова-помощники; интеллектуальный тренинг, творческий продукт
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности
25
9.03.16
Морфологический разбор существительного
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: синтез, лексическое значение, постоянные и непостоянные признаки, алгоритм морфологического разбора; решение морфологической задачки «Веселая ярмарка»; интеллектуальный тренинг, викторина
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности
26
16.03.16
Чувствительные прилагательные
Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет, характеристика человека (черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу); беседа о прилагательных; решение морфологических задачек «Что задумано?», «Кто задуман?»; интеллектуальный тренинг
Научиться характеризовать качества человека с помощьюразличных признаков имени прилагательного
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельнойи коллективной аналитической и творческой деятельности
27
6.04.16
Полезная краткость
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - сравнение, краткие и полные формы имен прилагательных, значение, роль в предложении, резюме, качества характера, шаблон; решение морфологической задачки «Как я хорош!»; интеллектуальный тренинг
Научиться писать резюме по шаблону
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности
28
13.04.16
Доброта мягкого знака
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — анализ и синтез, буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак; презентация знаний в «Песне про мягкий знак»; решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге
Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности
29
20.04.16
Суровость твердого знака
«Открытие» нового знания
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — история буквы «ер», справочная литература, пластический этюд; решение орфографической задачки «Заяц Хваста»; интеллектуальный тренинг, поисковик (пословицы и фразеологизмы с твердым знаком)
Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию
30
27.04.16
Конкурс «Грамотеи»
Построение системы знаний(общеметодологическая направленность)
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования; фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, синтаксис, пунктуация; самопроверка; интеллектуальный тренинг
Научиться обобщать информацию и применять на практике знания
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию
31
4.04.16
Путь к грамотности
Исследование
Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, поиск информации, продукт проекта; алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности
Научиться проводить исследование
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности
32
11.04.16
Подготовка к защите проекта
Отработка умений и рефлексия
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: мини-тест, презентация проекта, выступление; интересные факты из истории письменности и книг; творческий продукт — репетиция спектакля-сказки «По секрету всему свету»; подготовка к защите проекта
Научиться обобщать информацию и творчески ее представлять
Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации
33
18.04.16
Защита проекта
Обобщение и развивающий контроль
Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита итогового проекта; презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися); вопросы проектантам и оценка проектных работ
Научиться выполнять и защищать проект
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности
34
25.04.16
Лингвистические посиделки
Обобщение и развивающий контроль
Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: самоанализ, лингвистические посиделки, богатство русского языка; применение знаний на практике в ходе конкурсной программы
Научиться выразительно читать стихотворения о русском языке
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, к
самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа
Формирование самооценки, развитие творческих способностей