Рабочая программа начального общего образования по предмету"Технология" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
2. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ст. 9,13,14, 15,32).
4. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта.
5. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования.( Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова –М.: Просвещение, 2009)
Приказ МОиН РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".Пособие для учителей (под ред.А.А.Плешакова,О.А.Железниковой.-
М.: Просвещение, 2013)
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
9. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. №23290).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1- 4 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Технология"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по предмету"Технология" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ст. 9,13,14, 15,32).
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Фундаментальное ядро содержания начального общего образования .( Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова –М.: Просвещение, 2009)
Приказ МОиН РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".Пособие для учителей (под ред.А.А.Плешакова ,О.А.Железниковой.-
М.: Просвещение, 2013)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. №23290).
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. Содержательное и методическое наполнение данного предмета является опорой для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене МКОУ "Школы № 5". Все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство).
Рабочая программа разработана для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), которые нуждаются в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, использования методов, приемов, средств и технологий коррекционно-педагогического воздействия, своевременной реализации возможностей умственного развития, так как в данном классе обучаются дети с рекомендациями обучения по общеобразовательным программам адаптированным для детей с задержкой психического развития.
Целью учебного предмета "Технология" является обеспечение реального включения в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР в данной программе планируется через использование современных педагогических технологий: игровую технологию, технологию сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектную технологию и приёмов коррекционно - развивающего обучения.
В реализации рабочей программы используется УМК "Школа России", построенный на единых концептуальных основах и имеющий полное программно - методическое обеспечение. Учебно - методический комплекс реализует ФГОС НОО, охватывает все предметные области учебного плана, ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надежным инструментом их достижения.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремление активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе "Технология" строится таким образом, что продуктивная предметная деятельность обучающихся начальных классов МКОУ "Школа № 5" становится основой формирования его познавательных способностей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика, что создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. В результате закладывается основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
3. Описание места курса в учебном плане
На изучение предмета "Технология" в начальной школе отводится 135 часов, их них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В содержательном плане учебный предмет "Технология" является комплексным и интегративным и предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки: повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
5. Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.(регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Предметными результатами изучения « Технологии » являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знаниях о разных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - 135 часов
Содержание курса
Тематическое
планирование
Характеристика
деятельности учащихся
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Рукотворный мир
как результат труда человека
Человек — творец и созидатель, создатель духовно- культурной и материальной среды
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделии и материалов для рукотворной деятельности.
Трудовая деятельность в жизни человека. основы культуры труда
Ремёсла и их роль в куль- туре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в со- здании предметной среды, организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
Соблюдение при работе безопасных приёмов труда
Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Искать, отбирать и использовать обходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно компьютерные технологии.
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационально труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Исследовать конструкторско -техно - логические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено
Природа в художественно - практической деятельности человека
Выражение связи человека
природы через предметную среду, декоративно
прикладное искусство.
Гармония предметного
мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.
Использование форм и об-
разов природы в создании
предметной среды (в лепке,
аппликации, мозаике и пр.)
Природа и техническая среда
Человек- изобретатель.
Машины и механизмы
человека, их назначение, характерные
особенности конструкции.
в информационной среде (мир звуков и об-
компьютер и его возможности).
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной
и технической деятельности
человека (единство формы,
функции оформления, стилевая гармония)
Дом и семья. Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым.
Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.).
Растения и животные в доме (уход за растениями, животными)
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы,
канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические
изображения (рисунки. простейшие чертежи и эскизы, схемы).
Создавать мысленный образ
конструкции с учётом поставленной
задачи или с целью передачи определён ной художественно-стилистической информации; воплощать мысленный
образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного
и рационального труда.
Планировать последовательность
практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы
решения и декоративно-художественных задач в
зависимости от конкретных условий.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая
реализация окончательного образа
объекта, определение своего места в
общей деятельности,
Осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и конечного результата.
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлении
Общее представление о технологическом процессе
Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций.
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
Подбор материалов и
инструментов,
Разметка (на глаз, по шаблону - трафарету, лекалу, копированием,
с помощью линейки, угольника, циркуля),
Выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.).
Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов
народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Сборка изделия (клеевое,
проволочное, винтовое и другие виды соединения)
Графические изображения в технике и технологии
Отделка изделия или его деталей‚ окрашивание, аппликация и др. .
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема.
Линии чертежа.
Чтение условных графических изображений.
Разметка с опорой на доступные графические изображения.
3. Конструирование и моделирование
Изделие и его конструкция
Изделие, деталь изделия.
Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями.
Основные требования, к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного).
Конструировать объекты с учётом технических и художественно—декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.
Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Элементарные представления о конструкции
Конструкция изделия (разъемная, неразъемная, соединение подвижное и неподвижное)
Конструирование и моделирование несложных объектов
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.), простейших технических объектов (например, модели качелей, ракеты, планера и т. д.).
Проектирование доступных по сложности конструкции изделий культурно-бытового и технического назначения
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)
Знакомство с компьютером
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Включение и выключение
компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.
Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе
на компьютере
Наблюдать мир образов компьютера, образы информационных
объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных
— инструменты материальных и информационных технологий;
— элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
— технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов.
Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.
Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео).
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Работа с информацией
Файлы. Папки (каталоги)
Имя файла. Простейшие
операции над файлами и
папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми Материалами на электронных носителях (СО): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий-
Компьютерное письмо
Правила клавиатурного письма.
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца).
7. Содержание предмета
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно - прикладное искусство и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений).
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Название и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия подреза, сгиба, размерная, осевая, центральная, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертеж или эскизу, схеме.
3.Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по образцу, по модели и заданным условия (технико – технологическим, функциональным, декоративно – художественным и пр.).Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)
Информация, ее отбор, анализ и систематизация, Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактирования. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим средствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СД).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок); преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Виды учебной деятельности учащихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способ их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)
решение доступных конструктивно-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (понятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
соответствующую возрасту технологическую компетентность; значение используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначение изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор мате- риалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение коррективов;
овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить исправлять в своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель – подчиненный);
развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса "Технология" выпускники начальной школы получат начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития, научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов выпускники получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Выпускники овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации и обобщения.
Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Выпускники научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Выпускники познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением. Они приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, таблицей. Овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств. Как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду, культурному наследию.
Выпускники получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим. Оказывать доступную помощь по хозяйству.
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание».
Выпускник научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе профессии ( в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
организовать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиции, отраженных в предметном мире, и уважить их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел.
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам , схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Раздел «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их орму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению видов и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разметок;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Раздел «Практика работы на компьютере»
9. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс - 33 часа (33 н./1 ч)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Давайте познакомимся
3
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
3
Итого:
34
2 класс - 34 часа (34 н./1 ч)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Вводный урок
1
2
Человек и земля
23
3
Человек и вод
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
3
6
Заключительный урок
1
Итого:
34
3 класс - 34 часа (34 н./1 ч)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Вводный урок
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода
4
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
5
Итого:
34
4 класс - 34 часа (34 н./1 ч)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Вводный урок
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
6
Итого:
34
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
2. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
4. Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение, 2010.
5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
6. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. - М.: Просвещение. 2011.