Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), авторской программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной («Музыка. Начальные классы».- М.: Просвещение, 2013)/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке, 4 класс»
2. Пояснительная записка
Изучениемузыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
2.2 Общая характеристика учебного предмета
Музыкальное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир
искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Cпецифика предмета «Музыка» требует особой организации учебной деятельности школьников. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения
в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-концерты. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), авторской программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной («Музыка. Начальные классы» .- М.: Просвещение, 2013).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Общий объем часов на изучение предмета, предусмотренный учебным планом.
Количество часов в неделю
1 ч.
I четверть
9 ч.
II четверть
7 ч.
III четверть
10 ч.
IV четверть
8 ч.
ВСЕГО
34 ч.
2.3 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений на изучение музыки в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
2.4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
2.5 Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
3. Тематическое планирование
№/№
Наименование разделов
Всего часов
Из них
теорич. обучения
уроков-концертов
тестов
1.
Россия – Родина моя
4 ч.
4 ч.
-
-
2.
О России петь – что стремиться в храм
4 ч.
3 ч.
1
1
3.
День, полный событий
6 ч.
6 ч.
-
-
4.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
3 ч.
2 ч.
1
1
5.
В концертном зале
5 ч.
5 ч.
-
1
6.
В музыкальном театре
5 ч.
4 ч.
1
-
7.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
7 ч.
6 ч.
1
1
Итого:
34 ч.
30 ч.
4
4
4. Содержание учебного предмета
Россия – Родина моя (4 ч.)
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С. В. Рахма нинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота» М. П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С. В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П. Чесноков – молитва).
Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинов).
Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
День, полный событий (6 ч.)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А. С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г. Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние дожди»).
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А. С. Пушкина и в опере Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский).
Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А. Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»).
«Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
В концертном зале (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
«Старый замок». Счастье в сирени живет…Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М. П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен).
Царит гармония оркестра. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
В музыкальном театре (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
«Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского).
Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Балет «Петрушка».Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И. Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)
Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С. В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) имастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).
В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М. П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
В результате обучения музыке в 4 классе
Ученик научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Планируемые результаты изучения курса музыки:
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
- позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений,
первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
- образ Родины, представление о ее богатой истории,
героях – защитниках,
о культурном наследии России;
- устойчивое положительное отношение к урокам музыки;
- интерес
к музыкальным занятиям
во внеурочной деятельности,
понимание значения музыки
в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство
с доступными музыкальными произведениями
разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей
и сопереживание им;
- представление о музыке
и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную,
в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать
свои действия
в соответствии
с учебными задачами, различая способ
и результат
собственных действий;
- выполнять действия
(в устной форме)
в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться
на музыкальную характеристику
образов героев музыкальных произведений разных жанров;
- осуществлять
контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации
в словарике
и из дополнительных источников,
расширять свои представления о музыке
и музыкантах;
- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями
в рабочей тетради;
- передавать свои впечатления
о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- использовать примеры музыкальной записи
при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
- соотносить иллюстративный материал
и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание рисунков и схематических изображений
с музыкальными впечатлениями;
- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
обучающийся научится:
- выражать свое мнение
о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
- выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы
о музыке;
- проявлять инициативу, участвуя
в исполнении музыки;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное
от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
получит возможность для формирования:
- познавательного интереса
к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
- нравственных чувств
(любовь к Родине, интерес
к музыкальной культуре других народов);
- нравственно-эстетических чувств, понимания
и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
- понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения
и эстетическими идеалами композитора;
- представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
получит возможность научиться:
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
- выполнять действия
(в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре
на заданный в учебнике ориентир;
- воспринимать мнение
о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
получит
возможность научиться:
- осуществлять поиск нужной информации
в словарике
и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
- соотносить различные произведения
по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- сравнивать средства художественной выразительности в музыке
и других видах искусства (литература, живопись);
- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
получит
возможность научиться:
- выражать свое мнение
о музыке, используя разные средства коммуникации
(в т. ч. средства ИКТ).
- понимать значение музыки в передаче настроения
и мыслей человека,
в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их
с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу
в проектной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия
и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
5. Календарно – тематическое планирование уроков
№/№
Наименование тем изучения
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
Даты
проведения
план.
факт.
Первая четверть (9 ч.)
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ(4 часа)
1.
Вся Россия просится в песню…Мелодия.
1 ч.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
___
___
2.
Как сложили песню.
Звучащие картины.
1 ч.
___
___
3.
Ты откуда русская, зародилась, музыка?
1 ч.
___
___
4.
На великий праздник собралася Русь!
1 ч.
___
___
О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 часа)
5.
Святые земли Русской.
Илья Муромец.
1 ч.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
___
___
6.
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
1 ч.
___
___
7.
Родной обычай старины.
1 ч.
___
___
8.
Кирилл и Мефодий.
1 ч.
___
___
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 часов)
9.
В краю великих вдохновений.
1 ч.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
___
___
Вторая четверть (7 ч.)
10.
Что за прелесть
эти сказки!
Три чуда.
1 ч.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Выполнять творческие задания из рабочей тетради
___
___
11.
Ярмарочное гулянье.
1 ч.
___
___
12.
Святогорский монастырь.
1 ч.
___
___
13.
Зимнее утро.
Зимний вечер.
1 ч.
___
___
14.
Приют, сияньем муз одетый.
1 ч.
___
___
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО (3 часа)
15.
Композитор - имя ему народ. Музыкальные
инструменты России.
1 ч.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
___
___
16.
Оркестр
русских народных инструментов.
1 ч.
___
___
Третья четверть (10 ч.)
17.
Народные праздники. «Троица».
1 ч.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
___
___
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 часов)
18.
Музыкальные инструменты
(скрипка, виолончель).
1 ч.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
___
___
19.
Счастье в сирени живет…
1 ч.
___
___
20.
«Не молкнет
сердце чуткое Шопена…»
1 ч.
___
___
21.
«Патетическая» соната.
1 ч.
___
___
22.
Царит гармония оркестра.
1 ч.
___
___
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (5 часов)
23.
Опера «Иван Сусанин».
1 ч.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
___
___
24.
Исходила младешенька.
1 ч.
___
___
25.
Русский восток.
1 ч.
___
___
26.
Балет «Петрушка». Обобщение.
1 ч.
___
___
Четвертая четверть (8 ч.)
27.
Театр
музыкальной комедии.
1 ч.
Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
___
___
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (7 часов)
28.
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
1 ч.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.
___
___
29.
Исповедь души.
Революционный этюд.
1 ч.
___
___
30.
Мастерство исполнителя.
1 ч.
___
___
31.
В интонации спрятан человек.
1 ч.
___
___
32.
Музыкальные инструменты - гитара.
1 ч.
___
___
33.
Музыкальный сказочник.
1 ч.
___
___
34.
«Рассвет на Москве-реке». Обобщение.
1 ч.
___
___
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Программа «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Крит- ская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных композиторов.
Таблицы по музыке для 3 класса.
Атласы музыкальных инструментов.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Компьютер.
Музыкальный центр.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Слайды (диапозитивы):
– произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений;
– нотный и поэтический текст песен;
– изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
7. Учебно-методическое обеспечение предмета
Для ученика:
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Учебник для уч-ся 4 класса. – М.: Просвещение, 2012.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.
Я познаю мир. Дет. энциклопедия: Музыка /Авт. А. С. Кленов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Для учителя:
Закон РФ «Об образовании».
Программа «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2007.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2012.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
Максимова Т. С. Поурочные планы «Музыка: 4 класс» по программе Критской Е. Д. - Волгоград: Учитель, 2004.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Абдуллин Э. Б., Бейдер Т. А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
Кондратюк Н. Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Королева Е. А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Ушакова О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.