Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 1 – 4 классов разработана на основе примерной программы по математике Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
За основу программы по учебному курсу «Математика» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по математике и авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой - М.: Вентана - Граф, 2012. При составлении программы введена корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа 21 века», учебника, рабочих тетрадей «Математика» Е.Э.Кочуровой, В.Н.Рудницкой, О.А.Рыдзе. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Одной из основных целей системы обучения, реализованной в УМК «Начальная школа 21 века», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Начальная школа 21 века» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:
- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;
- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система знаний и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В основе учебно – воспитательного процесса по курсу «Математика» лежат следующие ценности:
На изучение учебного курса «Математика» в 1 - 4 классах отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. В первом классе программа рассчитана на 132 часа (33 учебные недели).
Основное содержание обучения в рабочей программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 40 учебных часов на 4 года. Этот резерв используется по усмотрению учителя – разработчика рабочей программы для авторского наполнения указанных содержательных линий.
В начальной школе у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно – наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико – ориентированной математической деятельности умения, связанной с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах— учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В организации учебно – воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств обучения. Организуя обучение, применяется дифференцированный подход к учащимся, что способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале, в виде накопительной оценки в форме Портфолио.
Контрольно-измерительные материалы обеспечены линиями УМК: «Начальная школа 21 века».
Основное содержание программы представлено в двух частях: собственно содержание курса математики в начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника.
Наименование тем, входящих в этот раздел (количество часов).
№ | Тема | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Вид контроля, измерители | Дата | Корректировка даты |
I четверть (36 часов) |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» (14 ч) |
1 | Сходства и различия предметов. | Сравнение предметов разными способами (по направлению, в выбранном порядке). Поэлементное сравнение. Сравнение по цвету, форме, размеру. | | Уметь сравнивать предметы разными способами. | Комбинированный урок. | текущий | | |
2 | Установление пространственных отношений: выше-ниже, толще-тоньше | Отношения «выше-ниже, толще-тоньше. Формулирование результата сравнения (с использованием слов выше/ниже, толще/тоньше, длиннее /короче | | Уметь сравнивать предметы и группы предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
3 | Различение понятий слева направо, справа налево. | Местоположение предметов в пространстве | | Уметь определять местоположение предметов в пространстве | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Работа с данными» ( 2 ч) |
4 | Знакомимся с таблицей. Строка. Столбик. | Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу | Логические закономерности | Различать понятия: строка, столбец, слева вверху, справа внизу | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
5 | Сравнение предметов | Расположение «внутри», «вне». Учить сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне». | | Уметь сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне». | Комбинированный урок. | текущий | | |
6 | Стартовая диагностика | определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения | | Дошкольный уровень подготовки детей | Урок-диагностика | диагностика | | |
Раздел «Числа и величины» (28 ч) |
7 | Число и цифра 1. | Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек). Написание цифры 1 | Задачи на смекалку | Уметь писать цифру 1, соотносить цифру 1 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
8 | Число и цифра 2. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 2 | Логические задания | Уметь писать цифру 2, соотносить цифру 2 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
9 | Конструирование | Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» | | Уметь конструировать предмет из частей по данному образцу | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» (61 ч) |
10 | Смысл действия сложения | Подготовка для введения действия сложения. | | Понимать смысл действия сложения. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
11 | Число и цифра 3. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 3. | | Уметь писать цифру 3, соотносить цифру 3 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
12 | Числа 1, 2, 3. | Нумерация чисел 1, 2, 3. | Обозначение чисел 1, 2, 3 в разных странах | Знать название, запись, последовательность чисел 1-3 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
13 | Находим фигуры. Практическая работа «Составление фигуры из частей». | Нахождение фигур на чертеже. Называние фигур по их признакам. | | Уметь находить фигуры на чертеже, составлять фигуру из частей | Комбинированный урок. | текущий | | |
14 | Вправо. Влево. | Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений по заданным образцам с использованием слов «вправо», «влево». | | Иметь простейшие пространственные и временные представления: «вверх», «налево», «направо», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «сначала»,«потом» | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
15 | Число и цифра 4. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 4. | | Уметь писать цифру 4, соотносить цифру 4 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
16 | Смысл действия вычитания | Подготовка к введению действия вычитания. | Логические задания | Понимать смысл действия вычитания. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
17 | Сравнение групп предметов. | Понятия «больше» и «меньше» | Составление математических предложений. | Уметь: выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше), столько же. | Комбинированный урок. | текущий | | |
18 | Число и цифра 5. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 5. | | Уметь писать цифру 5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
19 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 5». | Отработка названий, записи, последовательности, чисел 1-5. | Числовые закономерности | Уметь читать, записывать числа 1-5 | Урок освоения новых умений и навыков | тест | | |
20 | Сравнение групп предметов («на сколько больше/меньше») | Отношения «на сколько больше», «на сколько меньше» | | Уметь выяснять, на сколько в одной из сравнительных групп предметов меньше (больше), чем в другой | Комбинированный урок. | текущий | | |
21 | Число и цифра 6 | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 6. | | Уметь писать цифру 6 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» ( 22 ч) |
22 | Подготовка к решению задач на сложение и вычитание. | Установление соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. Использование фишек при ответе на вопрос. Знакомство с образованием чисел 6, 7. Сравнение чисел. | | Уметь устанавливать соответствие между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. | Комбинированный урок. | текущий | | |
23 | Подготовка к решению задач на сложение и вычитание. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
24 | Число и цифра 7 | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 7. | | Уметь писать цифру 7 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
25 | Знакомство с действием сложением | Познакомить с арифметическим действием сложением, учить выполнять запись сложения, используя знаки «+» и «=» | | Уметь выполнять запись сложения | Комбинированный урок. | текущий | | |
26 | Знакомство с действием «вычитание». | Познакомить с арифметическим действием вычитанием, учить выполнять запись вычитания, используя знаки «минус» и «=» | | Уметь выполнять запись вычитания | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
27 | Число и цифра 8. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 8. | | Уметь писать цифру 8 | Комбинированный урок. | текущий | | |
28 | Число и цифра 9. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 9. | | Уметь писать цифру 9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
29 | Число и цифра 0. | Знакомство с числом и цифрой «0». | | Знать место числа 0 в упорядоченном множестве изученных чисел. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» ( 5 ч) |
30 | Измерение длины предметов. Единица измерения длины – см. | Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. | | Знать единицу измерения длины -см | Комбинированный урок. | текущий | | |
31 | Измерение длины предметов. Практическая работа:отмерить и отрезать от катушки нить заданной длины. | Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки. | | Уметь измерять длину с использованием см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
32 | Увеличение и уменьшение числа на 1. | Различение понятий: «столько же…», «больше на …», «меньше на…». Уточнение смысла выражения «больше на 1»: «столько же и ещё 1» и др. | | Уметь прибавлять и вычитать по 1. | Комбинированный урок. | текущий | | |
33 | Увеличение и уменьшение числа на 2. | Прибавление и вычитание числа 2: отработка разных способов получения результата – составление модели; использование линейки. | | Знать и уметь применять приемы сложения и вычитания вида +2, -2 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
34 | Число 10 | Состав числа 10. Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. | Математические ребусы | Знать состав числа 10. Уметь писать число 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
II четверть (29 часов) |
Раздел «Геометрические величины» |
35 | Измерение длины предметов. Единица измерения длины – дм. | Знакомство с новой единицей измерения длины – дециметром. | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дециметр и сантиметр. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
36 | Многоугольники. Практическая работа: изображение геометрических фигур с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги, кальки. | Представление о многоугольниках. Называние многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.). | | Знать понятие «многоугольник». Уметь распознавать виды многоугольников | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
37 | Знакомство с задачей. | Знакомство с составными частями задачи | | Знать составные части задачи. Уметь: сравнивать текст задачи и математического рассказа | Комбинированный урок. | текущий | | |
38 | Решение задач на сложение и вычитание | Последовательность действий при ответе на вопрос задачи. Составление вопроса в соответствии с записью (числовым выражением) и сюжетной ситуацией. Выбор задачи, соответствующей решению. Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. | | Уметь распознавать данные и искомые в задаче, моделировать ситуацию на цветных фишках, решать задачу арифметическим способом. | Комбинированный урок. | текущий | | |
39 | | Комбинированный урок. | текущий | | |
40 | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
41 | Числа от 11 до 20. | Числа второго десятка: особенности чтения, записи. Счет в пределах 20. Десятичный состав каждого числа второго десятка: 10 и 4 это | | Знать названия, последовательность, десятичный состав чисел от 11 до 20. Уметь записывать числа второго десятка. | Комбинированный урок. | текущий | | |
42 | Числа от 11 до 20. | Нумерация чисел второго десятка. Закрепление материала: Нумерация, десятичный состав чисел второго десятка. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
43 | Закрепление по теме «Числа от 11 до 20.» | | Урок освоения новых ум.и нав. | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» |
44 | Измерение длины отрезков | Называние длины отрезка в сантиметрах, в сантиметрах и дециметрах: см = дм см. Поиск ошибок в записи результатов измерения. | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дм и см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
45 | Составление задач по рисунку | Дополнение текста до задач. Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме). | | Уметь составлять задачу по рисунку | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
46 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка. | | Знать названия, последовательность, десятичный состав чисел от 11 до 20. Уметь записывать числа от 1 до 20. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
47 | Подготовка к изучению умножения | Конкретный смысл действия умножения | | Понимать смысл действия умножения. | Комбинированный урок. | текущий | | |
48 | Готовимся выполнять умножение. | Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по взять раза – это » Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие умножения | | Уметь находить разными способами результат сложения равных чисел. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
49 | Составление и решение задач на сложение и вычитание. | Составление задач по модели (схеме). | | Уметь решать задачу с опорой на рисунок и часть условия | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
50 | Обобщение по теме «Числа от 1 до 20». | Моделирование состава чисел с помощью цветных фишек. Десятичный состав чисел от 11 до 19. | | Знать состав числа 10, десятичный состав чисел второго десятка | Урок обобщения и систематизации знаний | тест | | |
Раздел «Арифметические действия» |
51 | Умножение чисел. | Знакомство с умножением чисел. Последовательность учебных действий при выполнении арифметич. действия. | | Уметь выполнять запись действия умножения с использованием знаков «•» и «=» | Комбинированный урок. | текущий | | |
52 | Умножение чисел. | Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
53 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Пр.работа: решение текстовых задач с помощью моделей (фишек). | Знакомство с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | | Уметь моделировать задачу с помощью цветных фишек | Комбинированный урок. | текущий | | |
54 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Логические задачи | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
55 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Работа с данными» |
56 | Верно ли, что…? | Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами). | | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
57 | Готовимся выполнять деление | Комментирование процесса разложения предметов (фишек) на несколько равных частей. | | Уметь разбивать множество на равновеликие множества | Комбинированный урок. | текущий | | |
58 | Знакомство с действием «деление». | Конкретный смысл и название действия «деление» | | Познакомиться с действием делением. | текущий | | |
59 | Деление чисел. | Совершенствовать навык записи деления. | | Уметь выполнять упражнения, связанные с действием деления | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
60 | Сравнение чисел | Учить сравнивать математические объекты (числа, математические записи) | | Уметь сравнивать числа, математические записи | Урок комплексного применения знаний | текущий | | |
61 | Складываем и вычитаем числа. | Отработка арифметических действий сложения и вычитания. Чтение, запись числовых выражений. | | Уметь читать, записывать числовые выражения, выполнять сложение и вычитания | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
62 | Увеличение и уменьшение чисел первого десятка. | Закреплять умение выполнять увеличение или уменьшение чисел первого десятка. | | Уметь выполнять увеличение или уменьшение чисел первого десятка. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
63 | Решение задач на сложение и вычитание. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи ариф-м способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
64 | Диагностика усвоения программного материала по итогам 1 полугодия | Проверка пооперационного состава действий, усвоения математического содержания по итогам первого полугодия. | | Знать изученный материал к концу 1 полугодия | Урок - диагностика | диагностика | | |
III четверть ( 36 часов) |
65 | Работа над ошибками. | Коррекция ЗУН учащихся | | | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Фронтальный, индивидуальный опрос | | |
66 | Умножаем и делим числа. Практ.работа: вычисление с пом. микрокалькулятора. | Различение арифметических действий умножения и деления. | | Различать арифметические действия умножения и деления | Комбинированный урок. | Практическая работа | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
67 | Решение задач разными способами | Разные способы решения задач | | Уметь решать задачи разными способами | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
68 | Перестановка чисел при сложении | Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке) | | Знать правило перестановки слагаемых. | Комбинированный урок. | текущий | | |
69 | Перестановка чисел при сложении | Переместительное свойство сложения | | Уметь использовать свойство при выполнении вычислений | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
70 | Шар. Куб. | Различия между кубом и квадратом; между шаром и кругом | | Различать шар и круг | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
71 | Сложение с числом 0. | Сложение чисел с нулём с помощью шкалы линейки. Вывод: «При сложении числа с нулём получается то же число». | | Уметь прибавлять 0 к числу | Комбинированный урок. | текущий | | |
72 | Сложение с числом 0. | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
73 | Свойства вычитания. | Свойство вычитания одинаковых чисел известными способами. | | Знать свойства вычитания. | Комбинированный урок. | текущий | | |
74 | Свойства вычитания. | Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равно нулю. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
75 | Вычитание числа 0. | Познакомиться со способами вычитания нуля. | | Уметь вычитать 0 из числа | Комбинированный урок. | текущий | | |
76 | Закрепление и сам-я работа по теме «Свойства арифметических действий» | Закрепить свойства сложения и вычитания | | Уметь применять свойства сложения и вычитания при вычислениях | Урок освоения новых умений и навыков | Самостоятельная работа | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
77 | Деление на группы по несколько предметов. | Задачи на деление (деление по содержанию) | | Уметь решать задачи на деление по содержанию | Комбинированный урок. | текущий | | |
78 | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
79 | Сложение с числом 10. | Сложение любого однозначного числа с числом 10. | | Уметь выполнять сложение однозначного числа с числом 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
80 | УВН. Прибавление и вычитание числа 1. Сумма, разность. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании свойств натурального ряда чисел. Понятия «сумма», «разность» | | Знать понятия «сумма», «разность». Уметь прибавлять и вычитать число 1. | Комбинированный урок. | УВН | | |
81 | Прибавление числа 2. | Табличные случаи прибавления 2. прибавление числа по частям. | | Уметь прибавлять число 2. | Комбинированный урок. | текущий | | |
82 | Прибавление числа 2 с переходом через разряд. | Прием сложения числа 2 с переходом через разряд | | Знать прием сложения числа 2 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
83 | Вычитание числа 2. | Знакомство с приемом вычитания числа 2 | | Уметь вычитать число 2. | Комбинированный урок. | текущий | | |
84 | Вычитание числа 2 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 2 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 2 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
85 | Прибавление числа 3. | Знакомство с приемом прибавления числа 3 | | Уметь прибавлять число 3 разными способами | Комбинированный урок. | текущий | | |
86 | Прибавление числа 3 с переходом через разряд. | Приемы сложения числа 3 с переходом через разряд | | Знать приемы сложения числа 3 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
87 | Вычитание числа 3. | Знакомство с приемом вычитания числа 3 по частям | | Уметь вычитать число 3 | Комбинированный урок. | текущий | | |
88 | Вычитание числа 3 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 3 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 3 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
89 | Прибавление числа 4. | Знакомство с приемами прибавления числа 4. | | Уметь прибавлять число 4. | Комбинированный урок. | текущий | | |
90 | Прибавление числа 4 с переходом через разряд. | Приемы сложения числа 4 с переходом через разряд | | Знать приемы сложения числа 4 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
91 | Вычитание числа 4. | Приемы вычитания числа 4. | | Знать приемы вычитания числа 4. | Комбинированный урок. | текущий | | |
92 | УВН. Вычитание числа 4 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 4 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 4 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | УВН | | |
93 | Обобщение и проверочная работа по теме «Прибавление и выч-е чисел 1-4» | Обобщение и систематизация: проверка правильности выполнения сложения и вычитания изученных чисел. | | Уметь прибавлять и вычитать числа 1-4. | Урок обобщения и систематизации знаний | Проверочная работа | | |
94 | Прибавление однозначного числа к 10. | Образование чисел второго десятка. | | Уметь прибавлять однозначное число к 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
95 | Прибавление однозначного числа к 10. | Сложение однозначного числа и 10. | Нестандартные задачи | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» |
96 | Единицы длины. Отношения между ними. | Преобразование величин с использованием единиц измерения длины: см и дм | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дм и см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
97 | Прибавление числа 5. | Составление таблицы для случая +5 | | Знать случаи сложения вида +5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
98 | Вычитание числа 5. | Составление таблицы для случая -5 | | Знать случаи вычитания вида -5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
99- 100 | Прибавление, вычитание числа 6. | Приемы прибавления числа 6. Приемы вычитания числа 6. | | Знать случаи сложения вида +6 Знать случаи вычитания вида -6 | Комбинированный урок. | текущий | | |
IV четверть (32 часа) |
101 | Сложение и вычитание чисел 2-6 с переходом через десяток. | отработка умения складывать и вычитать числа 2-6 с переходом через десяток. | | Знать случаи сложения и вычитания чисел 2- 6 с переходом через разряд. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
102 | Сравнение чисел. | Сравнение чисел словами «больше», «меньше» | | Уметь сравнивать числа | Комбинированный урок. | текущий | | |
103 | Сравнение чисел. | Знакомство со способом сравнения чисел с помощью линейки. | Числовые закономерности | Комбинированный урок. | текущий | | |
104 | Сравнение. Результат сравнения. | Введение стрелок разного цвета для обозначения слов «больше» и «меньше». | | | Комбинированный урок. | текущий | | |
105 | Сравнение. Результат сравнения. | Изображение и чтение отношений с помощью графов. | | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
106 | Сравнение чисел. | Выведение правила, узнавая, на сколько одно число больше или меньше другого | | Знать правило сравнения чисел | Комбинированный урок. | текущий | | |
107 | Сравнение чисел. | Правило сравнения чисел. | | Уметь сравнивать числа, применяя вычитание | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
108 | Задачи на разностное сравнение. | Разностное сравнение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
109 | Задачи на разностное сравнение. | Разностное сравнение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
110 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | Знакомство с новым видом решения задач; использование фишек для решения задач на увеличение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
111 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | Отработка умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
112 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | Знакомство с новым видом решения задач; использование фишек для решения задач на уменьшение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
113 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | Отработка умения решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
114 | Прибавление чисел 7,8,9. | Составление таблицы прибавления чисел 7,8,9 | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
115 | Прибавление чисел 7,8,9. | Повторить состав чисел 7,8,9 и приемы сложения. | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
116 | УВН. Прибавление чисел 7,8,9. | Закрепить знание таблиц сложения чисел 7,8,9. | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Урок освоения новых умений и навыков | УВН | | |
117 | Вычитание чисел 7,8,9. | Составление таблицы вычитания чисел 7,8,9 с помощью таблицы сложения. Взаимообратная связь между действиями сложения и вычитания. | | Знать случаи вычитания вида -7, -8, -9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
118 119 | Вычитание чисел 7,8,9. | Закрепить знание таблиц вычитания чисел 7,8,9. | | Знать случаи вычитания вида -7, -8, -9 | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
120 | Закрепление. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» | Закрепление умение складывать и вычитать числа в пределах 20. | | Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах второго десятка | Комбинированный урок. | Самостоят. работа | | |
121 | Связь вычитания со сложением | Взаимосвязь между сложением и вычитанием | | Установить связь между сложением и вычитанием | Комбинированный урок. | текущий | | |
122 | Сложение и вычитание. Скобки. | Знакомство со скобками. | | Знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | Комбинированный урок. | текущий | | |
123 | УВН. Сложение и вычитание. Скобки. | Постановка скобок в разных ситуациях. Влияние скобок на результат действий, запись выражений. | | Комбинированный урок. | УВН | | |
Раздел «Арифметические действия» |
124 | Итоговая проверочная работа | Проверка не только ЗУН учащихся за год, но и развивающего эффекта обучения. | | Владеть основными требованиями к результатам обучения на конец 1 класса | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | проверочная работа | | |
125 | Анализ работы. Работа над ошибками. | Коррекция ЗУН учащихся | | Владеть основными требованиями к результатам обучения на конец 1 класса | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры». |
126 | Зеркальное отражение предметов. | Понятие симметрии через отображение в зеркале. | | Знать понятие «симметрия» | Комбинированный урок. | текущий | | |
127 | Симметрия. | Приемы получения симметричных фигур. | | Знать приемы получения симметричных фигур | Комбинированный урок. | текущий | | |
128 | Оси симметрии фигуры. Практическая работа: определение осей симметрии данной фигуры с помощью перегибания. | Определение фигур, у которых несколько осей симметрии. Определение осей симметрии путём сгибания фигуры пополам. | | Уметь определять ось симметрии | Комбинированный урок. | текущий | | |
129 | Нахождение симметричных фигур в окружающем пространстве. Экскурсия по городу. | Нахождение симметричных фигур в окружающем пространстве | | Уметь находить симметричные фигуры | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
130 | Повторение раздела «Числа и величины» | Нумерация чисел от 1 до 20. | | Знать название, последовательность чисел в пределах 20. Уметь сравнивать числа от 1 -20. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
131 | Повторение раздела «Арифметические действия» | Выполнение сложения и вычитания в пределах 10 и в пределах чисел второго десятка | | Уметь выполнять сложение и вычитание чисел от 1 до 20. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
132 | Повторение раздела «Текстовые задачи» | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
Наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления ( линейки, циркули, наборы угольников, мерки);
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур;
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по математике и в программе обучения (в том числе и в цифровой форме).
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.