kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Дошколёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по подготовке дошкольников к обучению в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Дошколёнок"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Дошколёнок»








Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 лет

Срок реализации: 1 год










Составитель: Рось Т.В.





Пояснительная записка.

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход к школьному обучению– один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является дошкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является формирование «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок учится слушать собеседника и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в следующем:

- в наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- в заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- в наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе, старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

Актуальной становится подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников


Цель рабочей учебной программы «Дошколёнок»

- формирование мотивации у старшего дошкольника к обучению в школе, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, учителя, педагога-психолога и логопеда для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.

Основная форма обучения по данной программе – групповые занятия.

Рабочая учебная программа «Дошколёнок» составлена в контексте Федерального Образовательного Стандарта второго поколения начального общего образования, отражает новые идеи, подходы, рекомендации. Программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников 5,5-6,5 лет и решает следующие задачи:

  • развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения) и формирование их произвольности;

  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

  • формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

  • формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;

  • пополнение и систематизация знаний детей, вовлечение их в игровые, познавательно-развивающие занятия;

  • развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;

  • оказание квалифицированной, консультативной и практической помощи родителям, имеющим детей дошкольного возраста;

  • формирование у родителей потребности в частом индивидуальном общении с педагогами школы, специалистами и детьми;

  • формирование у детей чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру в переходный период.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

Принцип развития.

Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности.

Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования.

Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру.

Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня - это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип ориентировочной функции знаний.

Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой.

Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности.

Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип.

В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом развития и обучением в начальной школе как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.


Общая схема организации занятия

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).

Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.


Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.


Учебные занятия « Живые буквы. Развитие речи и обучение грамоте».

Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:

  • Знакомство с устной и письменной речью.

  • Ознакомление детей с единицами речи.

  • Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

  • Ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

  • Ознакомление со словесным составом предложения;

  • Деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

  • Ознакомление со слоговым строением слова;

  • Членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;

  • Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

  • Знакомство с буквами.

  • Обучение чтению.


Учебные занятия «Волшебные буквы Развитие речи и подготовка к письму».

Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:

  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

  • Развитие грамматического строя речи.

  • Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

  • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

  • Обучение звуко-буквенному анализу слов.

  • Развитие мелкой моторики руки.

  • Виды штриховки.

  • Письмо элементов букв.

  • Письмо слогов.

  • Письмо односложных и двусложных слов.


Учебные занятия «Раз – ступенька, два – ступенька… Введение в математику».

Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе необходимо уточнить и систематизировать знания и умения, которыми дошкольники уже обладают, и пополнить их багаж знаниями и умениями, которые обеспечат их успешное дальнейшее обучение.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.

3. Формирование умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

7. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

С целью оценки уровня интеллектуального развития старших дошкольников проводится тестирование (см. Приложение №1). Работа проводится в форме диалога ребенка с учителем индивидуально. Время проведения – последний месяц работы «Дошколёнка». Тест не предусматривает обязательного ознакомления родителей с его результатами, но допускает его проведение в присутствии родителей. На тестировании обязательно присутствие психолога. С целью оценки достижения будущими первоклассниками планируемых предметных результатов на последнем занятии проводится проверочная работа (см. Приложение №2). С результатами работы должны быть ознакомлены родители. С целью оценки мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе программой предусмотрено проведение анкетирования, в котором принимают участие воспитатель, родитель, учитель (см. Приложение №3).


Места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

Занятия в «Дошколёнке» проводятся 2 раза в неделю в период с сентября по апрель текущего учебного года.





Ценностность ориентиров содержания процесса подготовки дошкольников.

Посещая занятия в «Дошколёнке», старшие дошкольники должны осмыслить и принять систему ценностей.

Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.

5. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

В результате занятий по программе «Дошколёнок» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- выражать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.


Формирование положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.


Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.


Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

  • учиться оценивать результаты своей работы.


Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).


Коммуникативные УУД:

  • называть свою фамилию, имя, домашний адрес;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения;

  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.


Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте и письму:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

  • конструировать словосочетания и предложения;

  • определять количество слов в предложении;

  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

  • различать звуки и буквы;

  • узнавать и различать буквы русского алфавита;

  • знакомить со слоговой структурой слова;

  • формировать начальные навыки чтения;

  • правильно держать ручку и карандаш;

  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;

  • знакомить с письменными элементами букв.


Введение в математику:

  • продолжать заданную закономерность;

  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

  • вести счет предметов в пределах 10;

  • соотносить число предметов и цифру;

  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

  • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

  • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

  • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.



Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.


Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 56 часов.

Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи. На занятиях вводятся понятия: предложение, слово, слог, гласные и согласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова с определенными звуками, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).


Лексическая и грамматическая работа:

  • обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;

  • употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.


Развитие связной речи:

  • ответы на вопросы, участие в диалоге;

  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;

  • составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.


Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

  • выделение в слове гласных и согласных звуков;

  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.


Обучение звуко-слоговому анализу:

  • звуковой анализ состава слогов и слов;

  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;

  • соотнесение букв и звуков.


Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.


«Раз – ступенька, два – ступенька… Введение в математику» – 28 часов.

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.

Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.


Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.


Материально-техническое обеспечение реализации программы.


Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Дошколёнке». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим занятиям по программе «Дошколёнок».

Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).


Итоги работы «Дошколёнка».

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни. Старший дошкольник уже имеет основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивацию, коммуникативные умения.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению (желание стать школьником, достаточный уровень волевого развития, умственное развитие, уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности).

Для обеспечения плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, снятия страхов перед школой и учителем, знакомства с правилами школьной жизни с детьми 5,5-6,5 лет необходимо проводить занятия воспитательного и развивающего характера в стенах школы.

Благодаря занятиям в «Дошколёнке» у дошкольника сформируется готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Познакомившись со школой, своим будущим учителем, с его требованиями, будущий первоклассник придет в школу без страха и опаски, у него сформируется положительное отношение к учителям, он будет с радостью идти в школу, легче пройдет период адаптации его к школьной жизни.

Содержание программы «Дошколёнка», технология организации занятий направлены на развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. Таким образом, старшие дошкольники, прошедшие подготовительный курс по данной программе, смогут успешно заниматься в первом классе по любым учебно-методическим комплектам.

Организованная внеурочная деятельность старших дошкольников воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивает эстетические чувства детей и эмоционально-ценностные ориентации.

Учитель, работающий со старшими дошкольниками по данной программе, получает возможность проводить наблюдения за развитием интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер детей и планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Результаты наблюдений и проводимой педагогами диагностики могут быть полезны родителям, желающим познать внутренний мир ребенка и видеть своих детей психически здоровыми.

Посещая занятия в «Дошколёнке», дети становятся более общительными, появляется желание заниматься дома рисованием, конструированием, лепкой, развивающими играми.
Родители лучше понимают своих детей, узнают, как подготовить ребенка к школе более грамотно, приобретают дополнительные психологические знания.

Рабочая учебная программа «Дошколёнок» обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: желание учиться, умение управлять своим поведением, владение приемами умственной деятельности, проявление самостоятельности, развитие творческих способностей.


Приложения.

5.1. Приложение №1

Тест школьной зрелости

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.


      1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.

      2. Какое животное больше: лошадь или собака?

      3. Что раньше: обед или завтрак?

      4. Днем светло, а ночью?

      5. Утром мы завтракаем, а днем?

      6. Яблоки, груши, персики – что это?

      7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.

      8. Скажи одним словом: Москва, Сыктывкар, Киев – это ___________ .

      9. В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Измерь длину стола линейкой. Теперь – ладошкой. Сколько поместилось линеек? Карандашей? Чего получилось больше? Почему?

30. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?



Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 - 30 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.

Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.


5.2. Приложение №2

Проверочная работа

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 25 минут.

Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.

Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.


1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.

Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.

2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.

3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».

4. Планируемый результат: отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько стало? Сколько осталось?

Умения, характеризующие достижение этого результата: внимательно слушать, понимать смысл объединения частей в целое, выделения части из целого.

5. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.

Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,

6. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.

Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.


1. Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________

12 21 _______________________________________________________________________

2. Соедини линией.

5

8

2

4







3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.




Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.




Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.





4. Запиши цифрой, сколько бананов осталось.

Запиши цифрой, сколько яблок стало.


5. Составь узор.



- закрась кружок красным цветом;

- сверху нарисуй красный квадрат;

- справа от квадрата – желтый треугольник;

- под треугольником нарисуй зеленый круг;

- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.


6. Выполни штриховку.









Критерии оценивания работы:

Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы.

Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.

Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.


5.3. Приложение №3

Диагностика «внутренней позиции школьника»

Дата проведения: апрель текущего года.

Цель проведения: оценка мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.

Методика проведения: анкета предполагает использование метода экспертных оценок с участием родителей, воспитателей и учителей по следующим критериям:

- низкий уровень выраженности и устойчивости признака - 0 баллов;

- средний уровень -1 балл;

- высокий уровень - 2 балла.



Критерии оценки


Оценка в баллах

Воспита-тель

Роди-

тель

Учитель

1

Отношение к школе




1.1

Желание пойти в школу




1.2

Осознание общественной необходимости учения и поступления в школу




1.3

Знание правил школьной жизни и принятие их




1.4

Умение преодолевать страх перед школой




1.5

Умение видеть перспективы поступления в школу




2

Отношение к учебной деятельности




2.1

Желание учиться




2.2

Осознание для себя личностного смысла приобретаемых в школе знаний




2.3

Знание правил учебной деятельности в школе и принятие их




2.4

Умение преодолевать страх перед школьными трудностями




2.5

Умение вырабатывать стратегию преодоления трудностей




3

Отношение к учителю




3.1

Желание общаться с учителем




3.2

Восприятие учителя как авторитета, осознание его экспертной функции как общественно значимой




3.3

Знание правил учебного взаимодействия с учителем и принятие их




3.4

Умение преодолевать страх перед учителем




3.5

Умение быть учеником




4

Отношения к одноклассникам




4.1

Желание общаться со сверстниками в условиях школьного обучения




4.2

Знания правил общения со сверстниками на уроках и вне их




4.3

Владение умениями и навыками эффективного общения




4.4

Умение выполнять учебные задания в парах, подгруппах и классе




4.5

Умение радоваться успехам одноклассников и сопереживать им в трудностях




5

Отношение к себе




5.1

Желание быть взрослым и знать то, что знают взрослые




5.2

Желание получать общественную оценку своих достижений




5.3

Знание о необходимости самоорганизации и принятие данных требований при обучении в школе




5.4

Умение преодолевать страх ошибки и возникновения проблемных ситуаций




5.5

Сформированность представлений о себе как об «идеальном» и «реальном» ученике





Подведение результатов диагностики

Высокий уровень сформированности «внутренней позиции школьника» - от 25 до 30 баллов за каждые 5 позиций.

Средний и неустойчивый уровень сформированности - от 15 до 24 баллов за каждые 5 позиций.

Низкий уровень - от 0 до 14 баллов за каждые 5 позиций.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рабочая программа "Дошколёнок"

Автор: Рось Татьяна Викторовна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа "Дошколёнок"."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammadoshkolionok"
    ["file_id"] => string(6) "291549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455129202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства