Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ по адыгейской литературе. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 19», Программно-методических указаний по адыгейской литературе для 1-4 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (составители: А.Б. Чуяко, С.С. Ситимова, В.Н. Карпова).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 4 класс Адыгейская литература.»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МО «ГОРОД МАЙКОП»
МБОУ «Лицей № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
4 КЛАСС
Составитель: Башкатова И.В.
Майкоп 2014-2015 г.
МБОУ «Лицей № 19»
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея № 19
___________
«____» _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса)
Адыгейская литература
Статус учебного предмета (курса)
По выбору
(обязательный, по выбору, элективный)
Профиль (предпрофиль)
Объём учебного предмета (курса)
68 часов
(общий объём учебного предмета (курса), час)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРИМЕСТРАМ
Номер
триместра
Аудиторные
занятия
Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся
Форма
итоговой
аттестации
всего
творческие
исследовательские
проекты
домашние
задания
I
20
24
24
II
22
28,8
28,8
III
26
28,8
28,8
Итого
68
81,6
81,6
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ по адыгейской литературе. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 19», Программно-методических указаний по адыгейской литературе для 1-4 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (составители: А.Б. Чуяко, С.С. Ситимова, В.Н. Карпова).
Составитель: Башкатова И.В.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического объединения
Протокол №____ «____»____________2014 года
Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)
Согласовано:
Председатель
методического совета
Протокол №____ от «____»____________2014 года
Пояснительнаязаписка
Цели обучения адыгейской литературе в 4 классе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к адыгейской литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике адыгейской литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации;
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении адыгейской и русской литературы;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений адыгейской и русской литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт; Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 19»;Программно-методические указания по адыгейской литературе для 1-4 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (составители: А.Б. Чуяко, С.С. Ситимова, В.Н. Карпова), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)Программно-методические указания по адыгейской литературе для 1-4 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (составители: А.Б. Чуяко, С.С. Ситимова, В.Н. Карпова) позволяет приобщить младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее; сформировать у учащихся интерес и уважение к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре; укрепить доброжелательные, дружеские отношения между детьми разных национальностей.
Согласно учебному плану МОУ «Лицей № 19» на 2014 – 2015 учебный год на изучение адыгейской литературы в 4 классе отводится 68 учебных часов в неделю. Адыгейская литература изучается в течение трех триместров.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
контрольных работ
- 4 часа
проектов
- 1 час
творческих работ
- 2 часа
экскурсий
- 2 часа
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Технологии обучения: компетентностно - деятельностная.
Механизмами формирования универсальных учебных действий, информационной и читательской грамотности обучающихся являются учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды и формы контроля:
проверочные работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и про себя с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого триместра);
тексты и задания для проверки навыка чтения про себя;
Для обучения адыгейской литературе используется учебник«Родные просторы» (Ситимова С.С., Чуяко А.Б.)
Планируемые результаты освоения программы по адыгейской литературе
Изучение адыгейской литературы в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапа в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Тематический план
Учитель Башкатова И.В.. Класс 4 Предмет Адыгейская литература Часов в неделю 2 За год 68
Программа С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко Учебник Родные природы 4 класс - Майкоп -2005
№
Тема
К о л и ч е с т в о ч а с о в
Аудиторные занятия
Внеауд.самост.раб.
Всего
I-5 нед.
II-5 нед.
III-5-нед.
IV-6 нед.
V-6 нед.
VI- нед.
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
Адыгея родная моя
9
9
Изучение нового
2
2
Выработка прак-ких навыков
6
6
Контрольные зантия
1
1
Резерв
2
Произведения адыгейского УНТ и национальные игры.
11
1
10
Изучение нового
2
1
1
Выработка прак-ких навыков
6
6
Контрольные занятия
1
1
Резерв
2
2
3
Произ-ния поэтов и писателей Р. А
35
10
12
13
13
Изучение нового
9
3
3
3
Выработка практ. р
22
6
7
8
Практических навыков
2
1
1
Контрольные занятия
2
1
1
Резерв
1
1
4
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов РА
10
13
Изучение нового
3
3
Выработка практических
навыков
5
8
Контрольные занятия
1
2
4 классТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
Тема, кол-во часов
Адыгея – родина моя (9 ч.)
Цель темы
Познакомить учащихся с произведениями о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики
9. А.Пушкин «Птичка», П.Хачатрян «Армянский язык», Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа».
10
10.М. Джалиль «Колыбельная дочери»,С. Мурадян «Мама и весна».
11
Рассказы.
11.Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый ципленок».
12
Контрольная работа за III триместр .
13
Урок выразительного чтения по выбору уч-ся.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Проекты:
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Контрольная проверка выразительного чтения
Контрольная работа
Список рекомендуемой учебно – методической литературы для учителя:
1.Программно – методические указания по адыгейской литературе, для 1-4 классов русскоязычных школ.
Министерство образовани я и науки Республики Адыгея. Майкоп, 2006.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу рассчитывается исходя из аудиторных часов, предусмотренных учебным планом: 1 класс – 20% от ауд., 2-4 классы – 30%, 5-6 классы – 40%, 7 класс – 45%, 8-9 класс – 60%.