kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Математика для любознательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе указано планирование ВД по математике для начальной школы. Здесь представлены цели, задачи, темы курса "Математика для любознательных"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Математика для любознательных"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО курсу «Математика»

«Математика для любознательных» для 1- 4 класса



Программа по математике в начальной школе

«Математика для любознательных»



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математика» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

     Программа «Математика для любознательных» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования. В процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся к мыслительной деятельности.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).



 



Задачи: 

1 ступень (1 год обучения):

        развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

        обучить решению логических задач;

        научить решать задачи с геометрическим содержанием;

        научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

        научить обобщать математический материал;

        воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;

 

2 ступень (2 год обучения)

        научить оперировать числовой и знаковой символикой;

        научить поиску закономерностей;

        упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

        научить решать задачи с геометрическим содержанием;

        стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

        воспитывать ответственность, самостоятельность;

 

3 ступень (3 год обучения)

        научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

        обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;

        познакомить с осевой и центральной симметрией;

        познакомить с принципом Дирихле;

        обучить умению анализировать;

        воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

 

4 ступень (4 год обучения)

        научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);

        обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

        научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;

        научить решать более сложные комбинаторные задачи;

        научить обобщать, делать выводы;

        воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

 

 

 Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

 

1 год

        научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

        обучиться решению логических задач;

        научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

        научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

        научиться обобщать математический материал;

        научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

 

2 год

        научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

        научиться поиску закономерностей;

        научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

        научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

        научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

        научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;

 

3 год

        научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

        научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;

        изучить осевую и центральную симметрию;

        познакомиться с принципом Дирихле; научиться анализировать;

        научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;

 

4 год

        научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).

        обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

        научиться решать задачи, применяя принцип Дирихле;

        научиться решать более сложные комбинаторные задачи;

        научить обобщать, делать выводы;

        воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.



Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:


Личностными   результатами  изучения  данного   факультативного   курса  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные: 

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  

  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать  правила   игры.  

  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

  • Включаться  в   групповую   работу.  

  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Программа рассчитана на внеурочное преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся первых классов и 34 часа для обучающихся 2 – 4 классов.


Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной  мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

 Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 –  формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

–  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.


Формы и методы работы

  Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

        Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

          Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях внеурочной деятельности применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  технологии и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приёмы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.


Виды игр:

                на развитие внимания и закрепления терминологии;

                игры-тренинги;

                игры-конкурсы (с делением на команды);

                сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

                интеллектуально-познавательные игры;

                интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает занятие и делает его понятнее. Это:

                сказочные сюжеты;

                поиск основных алгоритмических конструкций

на хорошо знакомых сказках;

                сочинение своих сказок.



Контроль знаний

Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остаётся в голове у каждого конкретного ребёнка. Проводится в следующих формах:

                один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;

                вставить пропущенное ключевое слово;

                опрос по «цепочке»;

                цифровой диктант;

                графический диктант;

                маршрутная карта;

                обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

                повторение последней фразы и оценка ее корректности;

                продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;

                организация цепочки отвечающих;

                комбинированная эстафета и т.д.

2 класс

Учебно - тематическое планирование


Содержание курса

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

Арифметические забавы.




11

Личностные - умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.

Коммуникативные - умение слушать собеседника.

Логика в математике.






14

Задачи с геометрическим содержанием.




9

Итого:

34 ч


Календарно - тематическое планирование


Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий


Арифметические забавы. 11 ч


1

Без карандаша и бумаги.

1

Логические упражнения на простейшие умозаключения


2

Числовые головоломки.

1

Чтение, запись, сравнение, порядок чисел


3

Задачи на нахождение целого и его части.

1

Оперирование числовой и знаковой символикой


4

Шифры. Ребусы.

1

Нахождение ключа к шифру, разгадывание ребусов


5

Задачи про цифры.

1

Чтение, письмо, сравнение, составление чисел


6

«Сколько же?»

1

Логические упражнения на простейшие умозаключения


7

Закономерности.

1

Поиск закономерности


8

Математический турнир.

1

Работа в группах


9

Задачи на взвешивание.

1

Оперирование числовой и знаковой символикой



10

Задачи на переливание.

1

Оперирование числовой и знаковой символикой



11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

1

Работа в группах


Логика в математике. 14 ч


12

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

1

Выполнение последовательности действий


13

Алгоритм.

1

Выполнение действий по алгоритму


14

Ветвление.

1

Выполнение ветвления по алгоритму


15

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

1

Творческая работа в группах


16

Математический бой.

1

Работа в группах


17

  Задачи на поиск закономерности.

1

Поиск закономерности


18

Задачи на внимательность и сообразительность.

1

Классификация чисел по одному или нескольким основаниям


19

Задачи – шутки.

1

Разгадывание задач-шуток


20

Математическая смесь.

1

Работа в группах


21

Математический конкурс «Умники и умницы».

1

Конкурс


22

Калейдоскоп идей.

1

Работа в группах


23

Задачи с лишними или недостающими данными.

1

Поиск закономерности



24

Математическая викторина.

1

Работа в группах


25

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Логические упражнения на простейшие умозаключения


Задачи с геометрическим 9 ч

содержанием


26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

Решение задач с геометрическим содержанием


27

Задачи со спичками.

1

Складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур


28

Игра - головоломка «Пифагор».

1

Историческая справка о Пифагоре


29

Линейные орнаменты (бордюры).

1

Решение задач с геометрическим содержанием


30

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

1

Знакомство с Египтом, познавая математику


31

Игра «Поле математических чудес»

1

Работа в группах


32

Оригами.

1

Выполнение разметки листа бумаги


33

Игра «Геометрическая мозаика».

1

Работа в группах


34

Итоговое занятие.

1

Обобщение математического материала




Содержание программы

Второй год обучения


1Арифметические забавы (11ч)

Без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. Задачи на нахождение целого и его части. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. Нахождение закономерности. Математический турнир. Задачи на взвешивание.

на переливание. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».


2Логика в математике (14ч)

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм. Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой.

Задачи на поиск закономерности, на внимательность и сообразительность.

Задачи – шутки. Математический конкурс «Умники и умницы». Задачи с лишними или недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений.


3. Задачи с геометрическим содержанием ( 9ч)

Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры).

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Оригами  Игра «Геометрическая мозаика».




Материально – техническое обеспечение программы

Наглядные пособия:

1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Раздаточный материал:

1. Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.

2. Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки.

3. Объекты для выполнения предметных действий.



Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон).

Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

6. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/

Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ящики для хранения таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

К техническим средствам обучения относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  • компьютер.




Литература

  • 1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

  • 2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  • 3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  • 4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

  • 5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  • 6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

  • 7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.

   




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Санникова Ирина Вячеславовна

Дата: 23.11.2022

Номер свидетельства: 618201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» "
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raschietno-konstruktorskoie-biuro"
    ["file_id"] => string(6) "148723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419833640"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства