Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Математика для любознательных"
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Математика для любознательных"
В данной программе указано планирование ВД по математике для начальной школы. Здесь представлены цели, задачи, темы курса "Математика для любознательных"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Математика для любознательных"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО курсу «Математика»
«Математика для любознательных» для 1- 4 класса
Программа по математике в начальной школе
«Математика для любознательных»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа«Математика для любознательных» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования. В процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся к мыслительной деятельности.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).
Задачи:
1 ступень (1 год обучения):
развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
обучить решению логических задач;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научить обобщать математический материал;
воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень (2 год обучения)
научить оперировать числовой и знаковой символикой;
научить поиску закономерностей;
упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность;
3 ступень (3 год обучения)
научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
познакомить с осевой и центральной симметрией;
познакомить с принципом Дирихле;
обучить умению анализировать;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
4 ступень (4 год обучения)
научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
научить решать более сложные комбинаторные задачи;
В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Программа рассчитана на внеурочное преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся первых классов и 34 часа для обучающихся 2 – 4 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Формы и методы работы
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях внеурочной деятельности применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, технологии и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приёмы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает занятие и делает его понятнее. Это:
сказочные сюжеты;
поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках;
сочинение своих сказок.
Контроль знаний
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остаётся в голове у каждого конкретного ребёнка. Проводится в следующих формах:
один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
вставить пропущенное ключевое слово;
опрос по «цепочке»;
цифровой диктант;
графический диктант;
маршрутная карта;
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.
Коммуникативные - умение слушать собеседника.
Логика в математике.
14
Задачи с геометрическим содержанием.
9
Итого:
34 ч
Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Арифметические забавы. 11 ч
1
Без карандаша и бумаги.
1
Логические упражнения на простейшие умозаключения
2
Числовые головоломки.
1
Чтение, запись, сравнение, порядок чисел
3
Задачи на нахождение целого и его части.
1
Оперирование числовой и знаковой символикой
4
Шифры. Ребусы.
1
Нахождение ключа к шифру, разгадывание ребусов
5
Задачи про цифры.
1
Чтение, письмо, сравнение, составление чисел
6
«Сколько же?»
1
Логические упражнения на простейшие умозаключения
7
Закономерности.
1
Поиск закономерности
8
Математический турнир.
1
Работа в группах
9
Задачи на взвешивание.
1
Оперирование числовой и знаковой символикой
10
Задачи на переливание.
1
Оперирование числовой и знаковой символикой
11
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
1
Работа в группах
Логика в математике. 14 ч
12
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.
1
Выполнение последовательности действий
13
Алгоритм.
1
Выполнение действий по алгоритму
14
Ветвление.
1
Выполнение ветвления по алгоритму
15
Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.
1
Творческая работа в группах
16
Математический бой.
1
Работа в группах
17
Задачи на поиск закономерности.
1
Поиск закономерности
18
Задачи на внимательность и сообразительность.
1
Классификация чисел по одному или нескольким основаниям
19
Задачи – шутки.
1
Разгадывание задач-шуток
20
Математическая смесь.
1
Работа в группах
21
Математический конкурс «Умники и умницы».
1
Конкурс
22
Калейдоскоп идей.
1
Работа в группах
23
Задачи с лишними или недостающими данными.
1
Поиск закономерности
24
Математическая викторина.
1
Работа в группах
25
Задачи, решаемые без вычислений.
1
Логические упражнения на простейшие умозаключения
Задачи с геометрическим 9 ч
содержанием
26
Задачи на разрезание и складывание фигур.
1
Решение задач с геометрическим содержанием
27
Задачи со спичками.
1
Складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
28
Игра - головоломка «Пифагор».
1
Историческая справка о Пифагоре
29
Линейные орнаменты (бордюры).
1
Решение задач с геометрическим содержанием
30
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
1
Знакомство с Египтом, познавая математику
31
Игра «Поле математических чудес»
1
Работа в группах
32
Оригами.
1
Выполнение разметки листа бумаги
33
Игра «Геометрическая мозаика».
1
Работа в группах
34
Итоговое занятие.
1
Обобщение математического материала
Содержание программы
Второй год обучения
1. Арифметические забавы(11ч)
Без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. Задачи на нахождение целого и его части. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. Нахождение закономерности. Математический турнир. Задачи на взвешивание.
на переливание. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
2. Логика в математике(14ч)
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм. Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой.
Задачи на поиск закономерности, на внимательность и сообразительность.
Задачи – шутки. Математический конкурс «Умники и умницы». Задачи с лишними или недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений.
3. Задачи с геометрическим содержанием( 9ч)
Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры).
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Оригами Игра «Геометрическая мозаика».
Материально – техническое обеспечение программы
Наглядные пособия:
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.