kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по математике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»»

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»

Пояснительная записка 

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; и является модифицированной. Программа «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами    математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
        Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Общая характеристика курса

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи программы:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

       Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.






Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.

количество часов в неделю – 1;

количество часов в I четверти – 8;

количество часов во II четверти – 8;

количество часов в III четверти – 10;

количество часов в IV четверти – 8


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:


Личностные результаты:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); 

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).








Содержание программы

      Арифметические забавы – 8 ч

Цифры у разных народов.

Арифметические  головоломки.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

Некоторые старинные задачи.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

Задачи, связанные с величинами.

Математический лабиринт.

      Логика в математике – 18ч

Решение логических задач табличным способом.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

Построение умозаключений.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Знакомство с задачами на перевозки.

Задачи на перевозки.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Решение  логических задач исследовательским методом.

Самостоятельное решение задач.

Выдвижение гипотез.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Наглядное представление текстовых данных.

Истинные и ложные высказывания. Анализ  гипотез.

Построение цепочки умозаключений.

Составление логических задач

Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

Геометрические головоломки.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

Три способа прохождения лабиринта.

Геометрическая викторина.

Обобщение изученного.  Подведение итогов.



Учебно-тематический план


Название разделов

Количество часов

Всего

Из них практические работы

Проект

1

Арифметические забавы

8


1

2

Логика в математике

18



3

Задачи с геометрическим содержанием –

8




Всего

34ч





п/п

1

Дата


2

Тема урока


3

Вид контроля

4

Работа с терминами

5

Планируемый результат обучения (УУД)


6

ЦОР


7

I четверть -8ч Арифметические забавы – 8 ч

1


Цифры у разных народов.


Числа

цифры

Личностные результаты:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); 

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Презентация « Цифры древних цивилизаций»

2


Арифметические  головоломки.


Головоломки

Судоку

Пазл

интеллект

3


Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.



4


Некоторые старинные задачи.


Начальная математика. Программно-методический комплекс

5


Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.


6


Задачи, связанные с величинами.



7


Проект «Математика-вокруг нас»

Проект «Математика-вокруг нас»


Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

8


Решение практических задач по математике



2четверть-8ч Логика в математике – 18 ч


9


Решение логических задач табличным способом.




10


«Истина». «Ложь». Графические модели.


График

модель

Презентация « Египетские пирамиды»

11


Построение умозаключений.


умозаключение


12


Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.


умозаключение


13


Знакомство с задачами на перевозки.




14


Задачи на перевозки.




15


Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.




16


Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.




3четверть

17


Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.



Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога,

Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию);учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); 

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;

Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

18


Решение  логических задач исследовательским методом.



19


Самостоятельное решение задач.




20


Наглядное представление текстовых данных.




21


Истинные и ложные высказывания.


Истина

Ложь


22


Построение цепочки умозаключений.



Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

23


Составление логических задач



24


Составление схем и решение логических задач.



Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч

25


Задачи на разрезание и складывание фигур.



Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога,

Регулятивные УДД: учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД: учиться овладевать измерительными инструментами; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;


26


Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»


Папирус Ахмеса


папирус Ринда


локоть ладонь палец

кедет

Презентация «Математика в Древнем Египте»

4четверть 8ч

27


Геометрические головоломки.



Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы, учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


28


Зашифрованная переписка (способ решётки).


шумеры


29


Три способа прохождения лабиринта.




30


Геометрическая викторина.




31


Последовательность действий, заданная устно




32


Последовательность действий, заданная устно и графически.


Логичность

аналогичность


33


Порядок действий, ведущий к заданной цели.



Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

34


Обобщение изученного. Подведение итогов.








































Список литературы:


Список литературы для педагога:

  • О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

  • Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.

  • Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

  • И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

  • Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

  • З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

  • Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

  • Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  • П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.

  • Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.

  • В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.

  • Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.

  • А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.

  • А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.

  • С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Список литературы для детей:

  • Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

  • А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.

  • Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

  • В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»

Автор: Смородинова Елена Эдуардовна

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostizanimatielnaiamatiematika"
    ["file_id"] => string(6) "271201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451401380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательные математика и русский язык»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnye_matematika_i_russkii_i"
    ["file_id"] => string(6) "586143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1630436252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "516168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1561686809"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "613317"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1663615818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства