Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»»
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная математика»
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; и является модифицированной. Программа «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Общая характеристика курса
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Цель:формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи программы:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.
количество часов в неделю – 1;
количество часов в I четверти – 8;
количество часов во II четверти – 8;
количество часов в III четверти – 10;
количество часов в IV четверти – 8
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Арифметические забавы – 8 ч
Цифры у разных народов.
Арифметические головоломки.
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
Некоторые старинные задачи.
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
Задачи, связанные с величинами.
Математический лабиринт.
Логика в математике – 18ч
Решение логических задач табличным способом.
«Истина». «Ложь». Графические модели.
Построение умозаключений.
Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.
Знакомство с задачами на перевозки.
Задачи на перевозки.
Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.
Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.
Решение логических задач исследовательским методом.
Самостоятельное решение задач.
Выдвижение гипотез.
Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Наглядное представление текстовых данных.
Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.
Построение цепочки умозаключений.
Составление логических задач
Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
Геометрические головоломки.
Зашифрованная переписка (способ решётки).
Три способа прохождения лабиринта.
Геометрическая викторина.
Обобщение изученного. Подведение итогов.
Учебно-тематический план
№
Название разделов
Количество часов
Всего
Из них практические работы
Проект
1
Арифметические забавы
8
1
2
Логика в математике
18
3
Задачи с геометрическим содержанием –
8
Всего
34ч
№ п/п
1
Дата
2
Тема урока
3
Вид контроля
4
Работа с терминами
5
Планируемый результат обучения (УУД)
6
ЦОР
7
I четверть -8ч Арифметические забавы – 8 ч
1
Цифры у разных народов.
Числа
цифры
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Презентация « Цифры древних цивилизаций»
2
Арифметические головоломки.
Головоломки
Судоку
Пазл
интеллект
3
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
4
Некоторые старинные задачи.
Начальная математика. Программно-методический комплекс
5
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
6
Задачи, связанные с величинами.
7
Проект «Математика-вокруг нас»
Проект «Математика-вокруг нас»
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
8
Решение практических задач по математике
2четверть-8ч Логика в математике – 18 ч
9
Решение логических задач табличным способом.
10
«Истина». «Ложь». Графические модели.
График
модель
Презентация « Египетские пирамиды»
11
Построение умозаключений.
умозаключение
12
Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.
умозаключение
13
Знакомство с задачами на перевозки.
14
Задачи на перевозки.
15
Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.
16
Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
3четверть
17
Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.
Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога,
Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию);учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
18
Решение логических задач исследовательским методом.
19
Самостоятельное решение задач.
20
Наглядное представление текстовых данных.
21
Истинные и ложные высказывания.
Истина
Ложь
22
Построение цепочки умозаключений.
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
23
Составление логических задач
24
Составление схем и решение логических задач.
Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч
25
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога,
Регулятивные УДД: учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД: учиться овладевать измерительными инструментами; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
26
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»
Папирус Ахмеса
папирус Ринда
локоть ладонь палец
кедет
Презентация «Математика в Древнем Египте»
4четверть 8ч
27
Геометрические головоломки.
Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы, учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
28
Зашифрованная переписка (способ решётки).
шумеры
29
Три способа прохождения лабиринта.
30
Геометрическая викторина.
31
Последовательность действий, заданная устно
32
Последовательность действий, заданная устно и графически.
Логичность
аналогичность
33
Порядок действий, ведущий к заданной цели.
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
34
Обобщение изученного. Подведение итогов.
Список литературы:
Список литературы для педагога:
О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.