Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" для учащихся 2 - 4 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР школы:
____________ Е.Л.Лазарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеклассному чтению 1
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения (класс) начальное общее образование (2 - 4 классы )
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Программа:Примерные рабочие программы начального образования.
1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2016 год.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. 2 - 4 классы. М., «Просвещение», 2016 год.
Составлено на основе:федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования
по литературному чтению
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов государственного стандарта начального общего образования;
на основании Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Тумская СОШ № 46;
Учебный план филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ».
Уровень рабочей программы базовый
Внеклассное чтение – один из актуальных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса по внеклассному чтению обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Общая характеристика курса
Специфика курса по внеклассному чтению заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Цели обучения:
Целями изучения курса «Внеклассное чтение» в начальной школе являются:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
• развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• накапливать эстетический опыт слушания произведения, и воспитывать художественный вкус;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа курса «Внеклассное чтение» предназначена для обучающихся 2 - 4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся детей и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
Технология формирования приёмов учебной работы.
Технология проектной деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Новые информационные технологии.
Виды учебной деятельности учащихся
В результате прохождения программного материала обучающийся овладевает разнообразными предметными компетенциями:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта).
Основными формами работы в рамках курса являются уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках учащиеся работают с детской книгой, организация самостоятельного домашнего чтения.
Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что учащиеся читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для учащихся должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здоровьетворчества».
При построении учебного процесса, основной формой проведения является комбинированное тематическое занятие. Приоритетными общедидактическими методами обучения являются проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, наглядно-иллюстративные, репродуктивные, словесные, практические.
Планируемые результаты обучения
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия (УУД):
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные универсальные учебные действия (УУД):
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к художественной литературе;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
видеть языковые средства, использованные автором.
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Формы контроля
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Содержание курса «Внеклассное чтение».
класс
Раздел 1. Устное народное творчество.
Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Поговорки. Русские народные сказки «Лиса и волк».
Раздел 2. Сказки русских писателей.
Сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке». Сказки русских писателей. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Рассказы, сказки, басни Л.Толстого, К.Д.Ушинского. Стихи русских поэтов об осени. А.С Пушкин, К Бальмонт, И.Бунин. Рассказы о животных. В.Бианки. Н.Сладков., Е.Чарушин. Веселые стихи Д.Хармса, А.Введенского. Стихи о детях и для детей. С.Маршак, С.Михалков. А.Барто. Сказки и стихи К.Чуковского. «Чудо-дерево». Рассказы и сказки Н.Носова. «Живая шляпа». Стихи русских поэтов о зиме. С.А.Пушкин, И.Никитин, С.Есенин.
Раздел 3. Писатели улыбаются.
Современные детские журналы. «Непоседа». «Весёлые картинки». Знакомство с энциклопедиями. «Что? Где? Когда?». Комиксы. А. Милн. «Вини-Пух и все-все-все».
Творчество Э.Успенского. «Каникулы в Простоквашино». Творчество Г.Остера «Вредные советы». Рассказы В.Драгунского «Он живой и светится…»
Раздел 4. Стихи и сказки разных народов.
Сказки разных народов. Зарубежный фольклор. Сказки, потешки, загадки. Богатырские сказки. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Твои защитники. Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне. Стихи о весне. Ф.Тютчев, А.Фет, И.Плещеев.
Мама-главное слово. Стихотворения и рассказы о маме.
Раздел 5. Литературные сказки.
Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш.Перро. Сказки Г.Х.Андерсена. Сказки братьев Гримм. Сказки Р.Киплинга. Д.Родари «Приключения Чипполино». А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Раздел 6. В мастерской художника слова.
Обобщающий урок по литературным сказкам. Сочинение «Моя любимая книга».
Обобщение. Читательская конференция.
Тематическое планирование
№
Темы
Количество часов
1
Раздел 1. «Устное народное творчество»
5
2
Раздел 2. «Сказки русских писателей»
5
3
Раздел 3. «Писатели улыбаются»
7
4
Раздел 4. «Стихи и сказки разных народов»
7
5
Раздел 5. «Литературные сказки»
3
6
Раздел 6. «В мастерской художника слова»
7
Итого
34
3 класс
Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Все мы родом из детства...» включенырассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Третий раздел «Вверх ногами» знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского.
Произведения, включенные в пятый раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу для 3 класса шестой раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
№
Темы
Количество часов
1
Раздел 1. «Все мы родом из детства...»
5
2
Раздел 2. «Думают ли звери?»
5
3
Раздел 3. «Вверх ногами»
7
4
Раздел 4. «Школьные годы чудесные»
7
5
Раздел 5. «Преданья старины глубокой»
3
6
Раздел 6. «Обыкновенное чудо»
7
Итого
34
4 класс
Содержание литературного образования в четвертом классе представлено четырьмя тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Мир моего детства» включенырассказы о детстве Гарина-Михайловского «Детство Темы». Знакомство с творчеством А.де Сент-Экзюпери особенности сказки «Маленький принц». Чтение и анализ произведения М.Твен «Приключения Тома Сойера», организация выставки книг писателя, проведение литературной викторины «Узнай героя по портретным характеристикам», чтение отрывков произведения по ролям. Знакомство со сказочными героями писателя Д.Барри в произведении «Питер Пен».
Второй раздел «Мир природы» посвящен литературе о природе и животных родного края «Мещерской низменности». В данном разделе учащиеся знакомятся с произведениями К. Паустовский «Артельные мужички», «Квакша», Я.Ларри «Приключения Карика и Вали». В учащимися организуется работа с понятиями «Герой», «Персонаж», определяют главного литературного героя, составляют его характеристику, знакомятся с удивительным миром растений и насекомых родного края.
Третий раздел «Приключения длинною в жизнь» знакомит учащихся с приключенческой литературой, развивающей нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен Д. Дефо: «Приключения Робинзона Крузо», Ж. Верн «Дети капитана Гранта», Э.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
В четвертом разделе, озаглавленном «Мир сказок», представлены сказки С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями», Л.Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», Д.Толкиен «Хоббит, или туда и обратно», В.Крапивин «Дети синего фламинго».
№
Темы
Количество часов
1
Вводный урок
1
2
Раздел 1. Мир моего детства
9
3
Раздел 2. Мир природы
8
4
Раздел 3. Приключение длиною в жизнь
7
5
Раздел 4. Мир сказок
9
Итого
34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996.
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997.
Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.
Интернет- ресурсы:
http://kopilkaurokov.ru – сайт для учителей
http://www.solnet.ee - Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых