РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «С игрой круглый год»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «С игрой круглый год»
Программа предусматиривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных двигательных навыков. это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятием спортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «С игрой круглый год»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«С игрой круглый год»
3 «Б» класса
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 9 - 10 лет
Разработана учителем начальных классов
Скворцова Александр Юрьевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире игр» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. Во внеурочную деятельность «В мире игр» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Внеурочная деятельность «В мире игр» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В программе принимают участие школьники 3 класса.
Срок реализации программы – один год.
Основной формой обучения являются групповые занятия.
Наполняемость группы – 16 человек.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Количество занятий в год – 68 ч
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметными результатами являются следующие умения:
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Содержание программы
№
п/п
Темы занятий
Количество часов
Теория
Практика
1.
Новая встреча с игрой
2
2
2.
Интеллектульно-познавательные игры
5
2
3
3.
Подвижные игры
17
2
15
4.
Настольные игры
14
2
12
5.
Игры-драматизации
11
2
9
6.
Ситуативные игры-упражнения
6
2
4
7.
Комплексные игры на местности.
9
2
4
8.
Комплексная игра приключение.
9
3
6
Итого
68
16
52
Новая встреча с игрой. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни.
Интеллектуально – познавательные игры. Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов.
Подвижные игры. Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
Настольные игры. Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт).Везение и невезение в игре. Игра в кости, нарды.
Игры – драматизации. Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.
Ситуативные игры – упражнения. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
Комплексные игры на местности. Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности.
Комплексная игра- приключение. Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
Календарно-тематическое планирование работы внеурочной деятельности.
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия
Новая встреча с игрой 2ч
1.
Роли в игре и в жизни. Игровая реальность.
Познавательная беседа.
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
2.
Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни.
Познавательная беседа
Инетллектульно-познавательные игры 5 ч
3
Формулировка вопроса в познавательных иг-рах. Правила формули-ровки вопросов.
Познавательная беседа
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
4.
Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх
Познавательная беседа
5|6
Вопросы на эрудицию и сообразительность.
Викторина
7.
Корректные и не корректные вопросы
Викторина
Подвижные игры 17ч
8|9
Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Самостоя-тельное регулирование интенсивности нагру-зок, выбор моментов для отдыха.
Беседа. Разъяснение правил игры
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
10|11|12
Подвижные игры для развития ловкости
Игра
13|14|15
Подвижные игры для развития быстроты
Игра
16|17|18
Подвижные игры для развития силы
Игра
19|20|21
Подвижные игры для развития ловкости
Игра
22|23|24
Подвижные игры для развития силы
Игра
Настольные игры 14 ч
25
26
Игровые действия в настольных играх.
Везение и невезение в игре.
Беседа
Беседа
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
27|28
Настольная игра
Игра
29|30
Настольная игра
Игра
31|32
Настольная игра
Игра
33|34
Настольная игра
Игра
35|36
Настольная игра
Игра
37|38
Настольная игра
Игра
Игры-драматизации 11 ч
39
Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей.
Беседа
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
40
Проблемная ситу-ация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуа-ции, позиция участ-ника, вариативность позиций.
Беседа
41|42|43
Сюжеты игр «В больнице»
Игра
44|45|46
Сюжеты игр «В магазине»
Игра
47|48|49
Сюжеты игр «Экстремальная ситуация»
Игра
Ситуативные игры-упражнения 6 ч
50|51
Групповое взаимо-действие в игре. Выбор союзников, договор с партне-ром, конкуренция.
Беседа
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
52|53
Игра «Путешествие по городу Масте-ров»
Игра
54|55
Игра «Путешествие по городу Мастров»
Игра
Комплексные игры на местности. 9 ч.
56
57
58
Игровое взаимодей-ствие в группе, ко-перация, сотрудни-чество, соревнова-ние, взаимопомощь в игре.
Взаимодействие в малой группе, расп-ределение обязан-ностей.
Межгрупповое взаимодействие в игре. Осознание индивидуальных особенностей учас-тия в кооперации.
Познавательная беседа.
Познавательная беседа.
Познавательная беседа.
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
59|60
Игра «Поиски клада»
Игра
61|62
Игра «Поиски клада»
Игра
63|64
Игра «Поиски клада»
Игра
Комплексная игра-приключение 4ч
65
Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний.
Беседа
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
66|67
Игра-приключение
Игра
68
Игра-приключение
Игра
Формы и средства контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
итоговый – соревнования, конкурсы ;
Литература
Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой - СПб.: Изд-во “Союз”, 2000;
Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
Интернет-ресурсы
Что за прелесть эти сказки (ссылка 1; ссылка 2; ссылка3);
Игры и конкурсы (каталог);
Материал для праздника и для других;
Сценаристика;
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х
учеников)
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое коли-
чество
Фактическое оснаще-
ние
% оснащенности
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Д
1
100%
2
Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
Д
1
100%
Спортивный инвентарь
3
Мячи
П
5
100%
4
Скакалки
К
10
100%
Настольные игры
5
Шашки
П
2
100%
6
Домино
П
1
100%
7
Лото
П
1
100%
8
Пазлы (разной тематики)
П
3
100%
9
Сюжетные настольные игры
П
1
100%
Дидактические материалы
10
Персональный компьютер
Д
1
100%
11
Мультимедийный проектор
Д
1
100%
12
Магнитная доска
Д
1
100%
13
Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см.
Д
1
100%
14
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
К
8
100%
15
Cтол учительский с тумбой.
Д
1
100%
16
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.