Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 3 класса»
Утверждаю директор
__________ Бюдюева М. Ч.
Приказ № _____ «___» _____2018 г.
Приложение к ООП Н ОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
3 класс
2. Планируемые результаты изучения курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве
называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
бережно относиться к предметам окружающего мира;
организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства тканей (ткачество, гобелен); производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
Природные материалы: умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др. знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
Пластичные материалы систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; выбор материала в зависимости от назначения изделия; наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
Конструктор: сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора
Металл: знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами.
Бисер: знакомство с новым материалом бисером; виды бисера; свойства бисера и способы его использования; виды изделий из бисера; леска, её свойства и особенности; использование лески при изготовлении изделий из бисера.
Продукты питания: знакомство с понятием продукты питания; виды продуктов; знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон. приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой; выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный); выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше; осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами; выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону; Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);
Ткани и нитки: знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); конструирование костюмов из ткани; обработка ткани накрахмаливание; различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; освоить новые технологические приемы:
создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);
изготовления карнавального костюма;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
вязания воздушных петель крючком;
вид соединения деталей — натягивание нитей.
Природные материалы: применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой:
подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
выполнение аппликации из соломки;
учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
использовать свойства пробки при создании изделия;
выполнять композицию из природных материалов.
оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы: использовать пластичные материалы для соединения деталей; освоение нового вида работы с пластичным материалом – тестопластикой
Конструктор: выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл: освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер: освоение способов бисероплетения.
Продукты питания: освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления; использование для определения веса продуктов «мерки»;
Растения, уход за растениями: освоение способов ухода за парковыми растениями
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии: использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам; вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; выполнять «эскиз» и «технический рисунок»; применять масштабирование при выполнении чертежа; уметь «читать» простейшие чертежи; анализировать и использовать обозначения линий чертежа; применять приемы безопасной работы с инструментами: использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами; использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой; осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами; осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы; осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями; использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
При сборке изделий использовать приемы: окантовки картоном; крепления кнопками; склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки); соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев; скручивание мягкой проволоки; соединения с помощью ниток, клея, скотча; знакомство с понятием «универсальность инструмента».
Обучающиеся получат возможность:
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий; подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
частично изменять свойства конструкции изделия;
выполнять изделие, используя разные материалы;
повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающиеся получат возможность:
сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающиеся получат возможность:
переводить информацию из одного вида в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
использовать возможности сети Интернет по поиску информации
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
определять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающиеся получат возможность:
осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
3.Содержание программы учебного предмета
Основной формой организации учебной деятельности является урочная форма. При проведении учебных занятий используются такие формы занятий как: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Основные виды учебной деятельности, используемые на уроках для освоения учебного материала обучающимися: лекции, семинары, экскурсии, деловые игры, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы и т. д.
Работа с бумагой и картоном – 21 ч.
Исследование: сравнение свойств разных видов тканей. Коллекция бумаги. Подвесные игрушки из цветной бумаги. Объемные игрушки из бумаги на елку. Гирлянды. Резные узоры. Полезные оригами.
Понятия: бумага, макулатура, требования к изделию, критерии оценки.
Работа с природным материалом – 5 ч.
Мозаики из круп и семян. Игрушки из природных материалов. Узоры на пластилине из природных материалов. Флористика, вазы для цветов.
Работа с тканью – 5 ч.
Исследование: сравнение свойств тканей изо льна, хлопка, шерсти и шелка. Игрушки из ниток. Тканые салфетки с бахромой. Закладки и салфетки с вышивкой. Вышивание, продергивание нитей, втягивание ниток в ткань.
Работа с искусственной кожей – 1 ч.
Виды кожи. Брелок для ключа.
Работа с пластиком – 2 ч.
Поделки из бросового материала. Цветы из пластиковых бутылок.
4.Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата по плану
Дата по факту
1
Как работать с учебником.
применять знания, полученные в 1—2 класса нарисовать
маршрутную карту города; Оценивать свои результатов.
2
Архитектура
использовать их в активном словаре;
определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение;
определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор;
использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;
использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты», адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
формулировать собственное мнение;
приходить к согласованному мнению в совместной деятельности. выполнять учебное задание, используя план;
выполнять учебное действие, используя условные знаки;
выполнять учебное задание по чертежу;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
3
Городские постройки
объяснять значение новых слов и использовать их в активном словаре;
определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, выполнять учебное действие, используя план;
выполнять учебное действие, используя правило.
4
Парк изделие: городской парк.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
приходить к общему мнению в совместной деятельности выполнять учебное действие, используя план;
оценивать выполнение учебного задания.
5
Детская площадка
использовать приобретённые знания при выполнении задания, адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы. проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.
выполнять задание в соответствии с планом;
распределять обязанности для выполнения учебного задания.
6
Ателье мод. Изделие: стебельчатый шов.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, и обосновывать своё мнение.
адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
выполнять учебное задание, используя условные знаки;
выполнять учебное задание по плану, с взаимопроверкой.
7
Аппликация из ткани Изделие: петельный шов, украшение фартука.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять вид одежды в соответствии с её назначением;
использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы.
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога
выполнять учебное действие, используя план.
8
Изготовление тканей. Изделие: гобелен.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение.
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
приходить к общему мнению в совместной деятельности.
выполнять учебное действие, используя план, проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу; сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей.
9
Вязание Изделие: воздушные петли.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком; использовать речевые средства в рамках учебного диалога, отработать навык составления плана работы.
Выполнять учебное действие, используя алгоритм
10
Одежда для карнавала Изделие: кавалер, дама.
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение.
использовать речевые средства для представления результата.
оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски; выполнять маску по своему эскизу; сопоставлять эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения.
11
Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки».
объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять инструменты, приспособления для бисероплетения и обосновывать своё мнение.
формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.выполнять учебное действие, используя план и схему плетения;
выполнять взаимопроверку учебного задания, рассказывать историю появления бисероплетения;
12
Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Конструирование Изделие: весы.
Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов. Уметь советоваться при выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок. Самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы»
13
Фруктовый завтрак Изделие: фруктовый завтрак.
применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак»
Советоваться какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления понадобятся?
Выполнять действия на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка. Правила работы ножом.
14
Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: цыплята.
Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, Выставка работ учащихся
анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность.
15
Кулинария Изделие: бутерброды
Учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски
Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке»
Рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана
16
Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница.
самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона.
анализировать образцы изделий, обсуждать план работы
умение работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.
17
Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка Изделие: брелок для ключей.
самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста;
определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение; определять вид подарка в зависимости от получателя и повода и обосновывать своё мнение;ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
сделать брелок из солёного теста
18
Работа с природными материалами.
Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка.
Знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции. Делиться мнениями о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение.
определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение; осознание собственных достижений при освоении темы,
19
Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Изделие: упаковка подарков.
Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение
Уметь обсуждать сочетание цвета в композиции;
проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков».
изготовить изделие «Упаковка подарков»
20
Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование Изделие: фургон
Составлять план сборки фургона;
Собирать модель «фургон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали. Определять вид деятельности человека по его профессии.
Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
осознание собственных достижений при освоении темы. Собирать фургон, используя составленную инструкцию.
21
Работа с металлическим конструктором Изделие: грузовик
использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки грузовика, адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога; приходить к общему мнению в совместной деятельности;
адекватно представлять результат деятельности группы, осознание собственных достижений при освоении темы и выполнения теста
22
Игрушки из трубочек.
проявлять интерес к истории мостостроения. Рассказывать:
об истории появления и развития мостостроения;
о видах моста по назначению;
23
Игрушка из трубочки «Смешной человечек». Изготовление лица и шляпы.
Художественное оформление сцены на практическом уровне
24
Игрушка из трубочки «Смешной человечек». Изготовление подставки.
проявлять интерес к истории мостостроения.
25
Разметка прямоугольника в четыре шага.
проявлять интерес к истории мостостроения.
26
Прорезаем прямоугольник. Прорезаем круг.
проявлять интерес к истории мостостроения.
27
Большие ажурные фонарики
художественное
оформления сцены на практическом уровне
28
Маленькие ажурные фонарики.
познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним.
29
Экономная разметка.
познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним.
30
Ножницы. Игрушки из обрезков бумаги и картона.
познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним.
31
Игрушка из обрезков картона и бумаги «Весельчак».
научить применять правила работы с пластичными материалами
32
Коллективная работа «Ёлка».
научить применять правила работы с пластичными материалами
33
Весёлый хоровод. Вырезание симметричных деталей из гармошки.
научить применять правила работы с пластичными материалами
34
Природные материалы и способы их соединения.
художественное
оформления сцены на практическом уровне
УМК «Перспектива» Авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова